ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9103/18 от 18.07.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-9103/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Васильевой Л.В.,

при секретаре Исаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Таймырского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального района Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края к ООО «Тагульское» о взыскании ущерба причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального района Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Тагульское» о взыскании ущерба причиненного окружающей среде в размере 359 730 рублей, взыскании государственной пошлины в доход государства. Мотивировав свои требования тем, что ООО «Тагульское» является обладателем лицензии серии с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Горчинского участка недр. Срок окончания действия лицензии 24.11.2031г. Согласно разработанного ООО «КрасноярскНИПИнефтегаз» проекта при строительстве поисково-оценочной скважины Горчинского лицензионного участка будут оказываться воздействие на водные биологические ресурсы, обитающие в близлежащей реке Варгэяха и озере без названия с площадью 6га. Сумма ущерба рыбному хозяйству в натуральном выражении составит 46,762кг. Для восстановления нарушенного состояния водных биоресурсов в натуральном выражении, посредством их искусственного воспроизводства, потребуется выпуск 4251 экз. молоди осетра сибирского, или 12 989 экз. молоди хариуса сибирского, или 3 997 экз. молоди сига. Проверкой установлено, что пробуренная поисково-оценочная скважина выполнявшая свое назначение, ликвидирована 12.10.2016г. и в настоящее время на скважине проводятся рекультивационные работы. Требования закона ответчик не выполнил, в связи, с чем с него подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный окружающей среде.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам указанным в заявлении.

Представитель ответчика ФИО2, действует на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что исковые требования не оспаривает, вину признает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству г. Красноярска ФИО3, действует на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из ст. 77 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ст. 78 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 50 ФЗ от 20.12.2004г. №166-ФЗ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Статьей 53 ФЗ от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. Размер ущерба, который причинен водным биоресурсам и который следует считать крупным, порядок его определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «Тагульское» имеет лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, в том числе Горчинский лицензионный участок, лицензия

По заказу ООО «Тагульское» ООО «КрасноярскНИПИнефтегаз» разработал проект на строительство поисково-оценочной скважины Горчинского лицензионного участка. Данный проект был согласован с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству г. Красноярска, при выполнении ООО «Тагульское» условий, в том числе компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам и среде их обитания, путем проведения в 2013г. работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов (путем выпуска 12 989 шт. молоди хариуса). Суммарный ущерб рыбному хозяйству в натуральном выражении составит 46.762 кг.

Данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011г. №1166, для восстановления нарушенного состояния водных биоресурсов в натуральном выражении 46,762 кг., посредством их искусственного воспроизводства, потребуется выпуск 4 251 экз. молоди осетра сибирского, или 12 989 экз. молоди хариуса сибирского, или 3 997 экз. молоди сига.

На территории Красноярского края выращивание молоди рыб для компенсационных мероприятий производят Енисейский филиал ФГБУЗ «Главрыбвод» и ООО «Малтат».

В ходе прокурорской проверки было установлено, что ООО «Тагульское» на Горчинском лицензионном участке расположены 4 ликвидационные поисковые скважины – <данные изъяты>, бурение которых осуществлялось в ДД.ММ.ГГГГ годах соответственно. В настоящее время на площадке поисковой скважины <данные изъяты> работы по рекультивации не завершены. В ходе проверки было выявлено, что при строительстве поисково-оценочной скважины на Горчинском лицензионном участке оказывается воздействие на водные биоресурсы и компенсация вреда, наносимая водным биоресурсом и среде их обитания, путем проведения работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов не производится.

По вышеуказанным обстоятельствам Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству г. Красноярска постановлением от 23.01.2018г. признало ООО «Тагульское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. <данные изъяты> и назначило наказание в виде штрафа в размере 14 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 08.02.2018г. Административный штраф ООО «Тагульское» уплатило 21.03.2018г., что подтверждается платежным поручением .

Согласно определения объема компенсационных мероприятий ФГБУ «Главрыбвод» от 27.02.2018г. компенсация ущерба в объеме 46,762 кг. в натурном выражении, потребуется произвести выпуск: 12 989 шт. молоди хариуса на сумму 714 395 рублей; 4 251 шт. молоди осетра на сумму 385 141 рубль; 3 997 шт. молоди сига на сумму 359 730 рублей.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Тагульское» на момент рассмотрения дела вред, нанесенный водным биоресурсами и среде их обитания не компенсировало, сумму ущерба не оспаривало, в связи, с чем исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме.

Так как работы по геологическому изучению, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Горчинского участка недр производились на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, то согласно ст. 46 Бюджетного кодека РФ сумма ущерба подлежит зачислению в бюджет муниципального района по месту причинения вреда.

По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 797 рублей 30 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Таймырского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального района Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края к ООО «Тагульское» о взыскании ущерба причиненного окружающей среде - удовлетворить.

Взыскать с ООО «Тагульское» в бюджет муниципального образования Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края ущерб, причиненный окружающей среде в размере 359 730 рублей.

Взыскать с ООО «Тагульское» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 5 797 рублей 30 копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения 24.07.2018г.

Председательствующий Л.В. Васильева