ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-910/17 от 27.11.2017 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-910/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2017 года город Сосногорск Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Солодовник Ю.В., с участием прокурора Воробей Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск», муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа г.Сосногорска»о возложении обязанности совершить действия,

установил:

И.о. прокурора города Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска», впоследствии в качестве соответчика по делу привлечена администрация муниципального района «Сосногорск». С учетом уточнений просил обязать МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска», Администрацию МР «Сосногорск» произвести действия, направленные на устранение нарушений требований законодательства об образовании и лицензировании до 01.09.2018: организовать осуществление спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта; получить лицензию на осуществление указанных дополнительных общеразвивающих программ.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сосногорска по обращению ФИО1 проведена проверка деятельности МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» на предмет соответствия требованиям законодательства о спортивной подготовке. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Закона МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей не имеет.

Прокурор в суде на уточненных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МР «Сосногорск» ФИО2, действующая на основании доверенности, в суде с уточненными требованиями прокурора не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что программа по спортивной подготовке не влияет на образовательную программу, спортивная школа осуществляет деятельность по спортивной подготовке, поэтому лицензия на осуществление такой деятельности не требуется. Спортивная школа организует проведение спортивных мероприятий.

Представитель ответчика МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» ФИО3, в суде с уточненными требованиями прокурора не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что так как спортивная подготовка не отнесена к образовательной деятельности и не предусматривает реализацию образовательных программ, на неё не распространяются положения законодательства, регламентирующие образовательную деятельность в целом и лицензирование образовательной деятельности в частности. Поскольку МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» осуществляет деятельность по реализации программ спортивной подготовки, разработанных на основе стандартов спортивной подготовки, поэтому переоформление лицензии не требуется.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Из материалов дела следует, что МБУ г.Сосногорска «Спортивная школа г.Сосногорска» образовалась путем реорганизации муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2». После реорганизации состав воспитанников остался прежним.

В силу положений статьи 9 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся: осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации; развитие школьного спорта и массового спорта.

В соответствии с пунктом 26 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

В соответствии с пунктом 3.1-1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, детско-юношеский спорт - часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, физическое воспитание- процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (п.26 ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ).

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки (ч.2 ст.32 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ).

Общие вопросы по организации спортивной подготовки в Российской Федерации определены в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденных Министром спорта РФ от 12.05.2014.

Физкультурно-спортивные организации могут выступать в качестве организаций, осуществляющих обучение, в порядке, предусмотренном ст.31 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В этом случае для осуществления образовательной деятельности создается специализированное структурное образовательное учреждение. Такое подразделение, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, может осуществлять деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава МБУ г.Сосногорска «Спортивная школа г.Сосногорска», предметом деятельности учреждения является осуществление спортивной подготовки по видам спорта на этапах спортивной подготовки и проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утвержденного Учредителем муниципального задания, оказание услуг, выполнение работ.

Согласно муниципальному заданию на 2016-2018 гг., утвержденному начальником отдела физкультуры и спорта Администрации МР «Сосногорск», МБУ г.Сосногорска «Спортивная школа г.Сосногорска» осуществляет предоставление следующих муниципальных услуг: реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта; реализация дополнительных общеразвивающих программ.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава МБУ г.Сосногорска «Спортивная школа г.Сосногорска» основными видами деятельности учреждения является: разработка, утверждение и реализация программ спортивной подготовки; участие в организации и проведение официальных спортивных мероприятий; пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни; организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта; обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в спортивных мероприятиях.

Основная масса обучающихся в МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» несовершеннолетние граждане в возрасте от 7 до 17 лет, что свидетельствует о том, учреждение в основном ведет деятельность в области детско-юношеского спорта.

Из искового заявления следует, что в соответствии с Уставом, согласно муниципальному заданию, МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» реализует спортивную подготовку на всех её этапах, включая спортивно-оздоровительный, однако лицензии на осуществление дополнительного образования детей не имеет.

На основании пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (аналогичные требования содержатся в п.1 ст.93 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно постановлению Администрации МР «Сосногорск» №684 от 28.10.2016 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2 г.Сосногорска» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа г.Сосногорска». МБОУ ДЮСШ №2 имело лицензию на осуществление образовательной деятельности по программе дополнительного образования детей, правопреемник МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» указанную лицензию не переоформил.

Из отзыва МБУ«Спортивная школа г.Сосногорска» на иск следует, что на основании Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорта в Российской Федерации», Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказа Минспорта России от 30.10.2015 №999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», в соответствии с Приказом МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» №1 от 09.01.2017, МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» перешла на программы спортивной подготовки, разработанных на основе Федеральных стандартов по видам спорта.

По форме от <адрес> в сведениях о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительных документы, внесена запись о смене вида основной деятельности с 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» на 93.19 «Деятельность в области спорта прочая».

В связи с чем, Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 15.05.2017 №360-у действие лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №2 г.Сосногорска» прекращено. В материалах дела имеется справка Управления образования г.Сосногорска из которой следует, что в подведомственных управлению образования учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, реализующих первоначальный этап спортивной подготовки- нет.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в соответствии с Уставом, согласно муниципальному заданию, МБУ г.Сосногорска «Спортивная школа г.Сосногорска» реализует спортивную подготовку на всех её этапах, включая спортивно-оздоровительный (1 этап), однако представитель МБУ «Спортивная школа г.Сосногорска» указывает, что реализуют свою деятельность только со второго этапа спортивной подготовки, и учитывая требования Федерального закона о том, что первый этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, когда необходимо получение лицензии и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки, по которому не требуется лицензия, а обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта относится к вопросам местного значения муниципального района, то при таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о том, что спортивная школа осуществляет деятельность по спортивной подготовке, которая не отнесена к образовательной деятельности, и о том, что школа не осуществляет дополнительное образование детей и поэтому лицензия на осуществление такой деятельности не требуется, опровергается материалами дела и не является достаточным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск», муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа г.Сосногорска» о возложении обязанности совершить действия- удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа г.Сосногорска», Администрацию муниципального района «Сосногорск» произвести действия, направленные на устранение нарушений требований законодательства об образовании и лицензировании до 01.09.2018: организовать осуществление спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта; получить лицензию на осуществление указанных дополнительных общеразвивающих программ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения через Сосногорский городской суд Республики Коми в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2017 года.

Председательствующий Дудина О.С.

Копия верна: судья Дудина О.С.