Дело № 2-910/2022
64RS0045-01-2020-002622-49
Решение
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бивол Е.А.,
при ведении протокола помощником ФИО2,
с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова ФИО15 к Главному управлению Министерства внутренних дела России по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
ФИО14 обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он со 02 августа 1994 года по настоящее время является сотрудником органов внутренних дел. В соответствии с решением Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года он вместе с дочерью ФИО17 был поставлен на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 03 октября 2012 года под №. Вместе с тем, 20 февраля 2021 года он был снят с учета очередников, в связи с утратой оснований для предоставления единовременной социальной выплаты. ФИО14 полагает, что ответчиком вынесено неправомерное решение, поскольку по настоящее время он не имеет в собственности какой-либо жилой площади. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве общей долевой собственности его отчиму и матери. Там же зарегистрированы его отчим ФИО5, мать ФИО6, сестра ФИО7, дочь ФИО8, сестра ФИО9, племянница ФИО10 20 февраля 2021 года ответчиком было принято решение об исключении истца из очереди на получение единовременной социальной выплаты, только лишь на том основании, что из указанного жилого дома были выписаны сестра и брат истца, в связи с чем, у него отпала нуждаемость в жилом помещении. Однако, ФИО18 отмечает, что он и его дочь не имеют имущественных притязаний на жилой дом по адресу: <адрес>, поскольку он принадлежит его отчиму. Своей же личной собственности он так и не заимел. Посчитав свое право нарушенным, ФИО18 обратился в суд с настоящим иском, просит восстановить его в списках очередников ГУ МВД России по Саратовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец ФИО14 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить, дав объяснения, алогичные описательной части решения. Кроме того, просила признать причины пропуска срока на подачу настоящего искового заявления уважительными, восстановить указанный срок, поскольку истец, не имея возможности воспользоваться юридической помощью, полагал, что решение ответчика может быть обжаловано в течении трех лет, а не трех месяцев.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях. В частности, указала, что центральной жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Саратовской области при изучении представленных истцом документов было установлено, что основания для получения единовременной выплаты отсутствуют в связи с тем, что на каждого проживающего в доме по адресу: <адрес>, приходится площадь более 15 кв.м. последующее вселение в данное жилое помещение членов семьи, а также уменьшение площади дома правового значения не имеют и не являются основанием для восстановления в списках очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, истец является действующим сотрудником органов внутренних дел в связи с чем, возникший спор является служебным. Возможность обжалования решения ответчика ограничена тремя месяцами, однако ФИО14 ею своевременно не воспользовался. Так, выписку из решения ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области он получил 03 марта 2021 года, а с исковым заявлением в суд обратился лишь 18 января 2022 года. Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (пункт 10 Правил).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (пункт 31 Правил).
Из пункта 15 Правил следует, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
В соответствии с пунктами 20 - 22 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО14 является действующим сотрудников органов внутренних дел. 21 октября 2012 года им было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительств жилого помещения (л.д.32). Рассмотрев представленное заявлением, ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области отказало истцу в принятии на учет, с чем не согласился ФИО14 (л.д.59) Решением Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от 30 мая 2013 года, решением ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области № от 23 ноября 2012 года в отношении ФИО14 признано незаконным (л.д. 60-66,). На основании указанного решения суда истец протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет на получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.68-70). При этом, ФИО1 в распоряжение ответчика были представлены сведения о том, что в жилом доме по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован и проживает с дочерью ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ, помимо них еще зарегистрированы еще пять человек: ФИО6 (мать истца), ФИО5 (отчим), ФИО7 (сестра), ФИО5 (брат), ФИО13 (сестра) (л.д. 35-41,42). Указанный выше жилой дом общей площадью 80,4 кв.м. принадлежит на праве общей совместной собственности матери истца ФИО6 и его отчиму ФИО5 (л.д. 34).
28 января 2021 года ФИО14 обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в свои жилищные условия (л.д.72-73), в ходе рассмотрения которого выяснилось, что в жилом доме по адресу: <адрес>, проживают истец, его дочь ФИО17- инвалид с детства (л.д. 13), мать ФИО6, отчим ФИО5, сестра ФИО7, а всего пять человек (л.д.14,74).
ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области при изучении представленных документов было установлено, что основанием для получения единовременной выплаты отсутствуют в связи с тем, что на каждого проживающего в доме приходится жилой площади более 16,08 кв.м.
Решением ответчика от 20 февраля 2021 года постановлено, снять истца с учета очередников ГУ МВД России по Саратовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.лд.11-12,75-77).
Вместе с тем, как следует из справки № от 03 февраля 2022 года, выданной Администрацией Вязовского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, в настоящее время в жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы истец, его дочь ФИО8, мать ФИО6, отчим ФИО5, сестра ФИО7, сестра ФИО13, племянница ФИО10, а всего 7 человек (л.д. 83).
Согласно уведомлений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 февраля 2022 года истец и его дочь каких-либо жилых помещений в собственности не имеют (л.д. 84-85).
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, чтопри подаче ФИО14 заявления от 28 января 2021 года отсутствовало право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247, в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 2 данной нормы. Обеспеченность общей площадью жилого помещения очередника семьей в составе двух человек (истец и его дочь) на одного члена семьи составила более 15 кв.м. (80,4:5*2).
При этом, последующее вселение в жилое помещение иных членов семьи, а также уменьшение площади дома правового значения не имеют и не являются основанием для восстановления в списках очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом, суд отклоняет доводы ответчика о пропуске истцом срока на обжалование решения ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2021 года.
Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ установлено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Отклоняя указанные доводы, суд исходит из характера спорных правоотношений, учитывая, что заявленные требования основаны на реализации истцом своего права на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу чего правовое регулирование спорных отношений находится за рамками служебного спора, понятие которого определено в статье 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к указанным правоотношениям подлежит применению установленный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности, составляющий три года. Исковое заявление подано в Кировский районный суд г. Саратова 19 января 2022 года, то есть без пропуска срока установленного ст. 196 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО11 ФИО16 к Главному управлению Министерства внутренних дела России по Саратовской области о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Е.А. Бивол