ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9113/18 от 25.12.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-9113/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2018 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи РамазановойЗ.М.

при секретаре Савельевой Н.Е.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности - от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа об обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3 обратились с иском к Администрации городского округа город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа об обязании Администрации городского округа город Уфа в месячный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить и направить в адрес ФИО2, ФИО3 договор купли продажи земельного участка, с кадастровым номером , площадью 7233 кв.м. адрес: г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес>.

В качестве обоснования иска указано на то, что истцы являются собственниками объектов недвижимого имущества (хозяйственно бытовое здание детского сада) с кадастровым номером , площадь 14.1 кв.м, объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером , площадью 288 кв.м.

Данные объекты расположены по адресу: г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес> на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 7233 кв.м. адрес: г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: Для завершения строительства детского сада со спортивной площадкой.

Земельный участок в свою очередь принадлежит истцам на праве аренды согласно договора аренды земельного участка от 23.07.2015 года , дополнительного соглашения от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка, дополнительного соглашения о внесении изменений в дополнительное соглашение от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка от 30.11.2017 года.

В последующем истцы уточнили исковые требования, просили обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа в месячный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить и направить в адрес ФИО2, ФИО3 договор купли продажи земельного участка, с кадастровым номером площадью площадь 7233 кв.м., адрес: г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес> по ? доли за каждым из истцов, по цене установленной действующим законодательством

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО2, ФИО3 поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Истцы ФИО2, ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Причины неявки в суд неизвестны.

Представители ответчиков - Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причины неявки в суд неизвестны.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы представителя истца ФИО1, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истцы ФИО2, ФИО3 являются собственниками хозяйственно- бытового здания детского сада, с кадастровым номером площадью 14.1 кв.м, объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером , площадью 288 кв.м. (Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26.12.2018г.).

Указанные объекты расположены по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес> на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 7233 кв.м. адрес: г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для завершения строительства детского сада со спортивной площадкой.

Земельный участок, с кадастровым номером , принадлежит истцам на праве аренды согласно договора аренды земельного участка от 23.07.2015 года , дополнительного соглашения от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка, дополнительного соглашения о внесении изменений в дополнительное соглашение от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка от 30.11.2017 года.

С целью реализации своих прав, предусмотренных законодательством РФ, а именно преимущественное право на выкуп земельного участка занятого объектом недвижимости без проведения торгов, истцами совместно было направлено в Администрацию городского округа город Уфа соответствующее заявление о выкупе с приложением всех необходимых документов согласно приказа Минэкономразвития от 12 января 2015 г. N 1, что подтверждается штампом о приеме входящей корреспонденции от 07.03.2018г.

Ответным письмом от 05.04.2018 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа сообщило истцам о невозможности предоставления земельного участка по следующим основаниям: испрашиваемый участок входит в перечень земельных участков которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель согласно решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан , на участке расположен объект незавершенного строительства.

В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» признано утратившим силу. Данный факт сторонами не оспаривался.

В материалы дела представлено техническое описание комплекса строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7233 кв.м. по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес>, выполненное кадастровым инженером ФИО4 04.09.2018 года, из которого следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены два самостоятельных отдельно стоящих строения: хозяйственно бытовое здание детского сада, с кадастровым номером , площадью 14,1 кв.м, объект незавершенного строительства, с кадастровым номером , площадью застройки 288 кв.м., процент готовности 40%.

Заключением специалиста кадастрового инженера ФИО5 от 24.12.2018 года, имеющей сертификат соответствия судебного эксперта , согласно выводов, сделанных на основе нормативных документов по планировке, установлено, что площадь предоставленного согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, с кадастровым номером , расположенного в юго-восточной части г. Уфы, <адрес>, у пересечения <адрес> и пер. Петровский составляет 7233 кв.м., является нормативной площадью, необходимой для функционирования будущего детского сада, а так же, что земельный участок сформирован согласно Проекта планировки территории и утвержден постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ, на основании которого проведена постановка на кадастровый учет и согласно ПЗЗ ГО г.Уфа РБ, земельный участок расположен в границах зоны «Ж-1», а по данным ПЗЗ г.Уфа и Земельный кодекс РФ на данный участок с видом разрешенного для общественных объектов, к которым относятся дошкольные учреждения минимальные и максимальные площади участков «не подлежат установлению»,то формы и размер земельного участка с кадастровым номером не нарушают нормы отвода земельных участков, установленные правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной, проектной, иной технической документации.

Ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.

На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п. п. 2. п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с представленными выписками из ЕГРН от 25 декабря 2018 года истцам по ? доли каждому принадлежат в праве общедолевой собственности объекты недвижимого имущества – хозяйственно- бытовое здание детского сада, с кадастровым номером , площадью 14.1 кв.м; объект незавершенного строительства, с кадастровым номером , площадью 288 кв.м., процент готовности 40%.

Данные объекты, как указывалось выше, расположены на испрашиваемом земельном участке.

Земельный участок, как следует из представленных в материалы дела Выписок из ЕГРН от 26 декабря 2018 года, принадлежит истцам на праве аренды согласно договора аренды земельного участка от 23.07.2015 года , дополнительного соглашения от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка, дополнительного соглашения о внесении изменений в дополнительное соглашение от 23.07.2015 о присоединении к договору от 23.07.2015 аренды земельного участка от 30.11.2017 года. Обременений и арестов на участок не имеется.

Анализируя вышеизложенное, суд соглашается с обоснованностью доводов истцов том, что они, как собственники объекта недвижимости - хозяйственно- бытового здания детского сада, с кадастровым номером , в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ обладают правом подачи заявления на выкуп земельного участка, и отсутствии в связи с этим у органа местного самоуправления правовых оснований для отказа в предоставлении такого участка в собственность.

С учетом установленных обстоятельств дела, положений приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о признании требований ФИО2, ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2, Закирова Азата Фатыховичак Администрации городского округа город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа об обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа в месячный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить и направить в адрес ФИО2, ФИО3 проект договор купли продажи по ? доли за каждым земельного участка, с кадастровым номером площадью площадь 7233 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, у пересечения <адрес>, по цене установленной действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан.

Судья: З.М. Рамазанова