ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9113/2016 от 21.11.2016 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2016 года г.Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – заместителя председателя суда Сай В.А., при секретаре судебного заседания Нургалиевой С.О., в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора комплекса «Байконур» Петрова Д.Е., представителей ответчиков: администрации города Байконур Муратовой С.С., Евтушенко А.Г. и Щигрева П.Н., директора Государственного унитарного предприятия «Газовое хозяйство» Асанова Р.А. и его представителей по доверенности Москаевой О.В. и Оржан М.К., Государственного унитарного предприятия «Жилищное хозяйство» г.Байконур Абдукадирова О.А. и Раевской Н.А., в открытом судебном заседании в военном суде, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора комплекса «Байконур» в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Байконур, Государственному унитарному предприятию «Жилищное хозяйство» г.Байконур (далее ГУП ЖХ) и Государственному унитарному предприятию «Газовое хозяйство» (далее ГУП ГХ) об обязании устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах жилищного фонда города Байконур,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор комплекса «Байконур» обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Байконур об обязании устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах жилищного фонда города Байконур, указав, что прокуратурой комплекса «Байконур» была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об обеспечении пожарной безопасности при использовании газовых баллонов в многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур, находящихся во владении и пользовании администрации г.Байконур.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в жилищный фонд г.Байконур входят 42 негазифицированных многоквартирных дома (№№ 22, 24, 26, 26а, 26б, 26в, 28, 30 по ул. Горького, №№ 3, 13, 15, по пр. Абая, №№ 1, 3, 5, 5а, 5б, 5в по ул. Неделина, №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 21, 21а, 21б по ул. Янгеля, №№ 1, 3 по ул. Мира, №№ 4, 4а, 4б по ул. Глушко, №№ 13, 15, 17, 19, 21 по проспекту академика Королева г.Байконур) этажностью от 4 до 5 этажей, в указанных домах расположено 2819 квартир. При этом, в квартирах указанных жилых домов для бытовых газовых приборов используются газовые баллоны емкостью 50 и 27 литров, обслуживание которых осуществляет Государственное унитарного предприятие «Газовое Хозяйство».

При этом, эксплуатация газовых баллонов для бытовых газовых приборов в многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур ранее осуществлялась в соответствии с постановлением Главы администрации г.Байконур от 3 апреля 2000 года №101 «О порядке эксплуатации индивидуальных газобаллонных установок в многоэтажных домах (до 5 этажа включительно) г.Байконур», которое было опротестовано прокурором комплекса «Байконур».

При этом, администрация г.Байконур является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Государственного унитарного предприятия «Газовое хозяйство», которое обслуживает индивидуальные газовые баллоны, используемые в многоэтажных жилых домах в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Данное предприятие подотчетно в своей деятельности главе администрации г.Байконур.

В связи с вышеизложенным, прокурор комплекса «Байконур» в своем исковом заявлении, с учетом уточнений исковых требований от 18 ноября 2016 года, просил суд:

1. Обязать понудить администрацию г.Байконур устранить связанные с использованием газовых баллонов для бытовых газовых приборов нарушения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур - №№ 22, 24, 26, 26а, 26б, 26в, 28, 30 по ул. Горького, №№ 3, 13, 15, по пр. Абая, №№ 1, 3, 5, 5а, 5б, 5в по ул. Неделина, №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 21, 21а, 21б по ул. Янгеля, №№ 1, 3 по ул. Мира, №№ 4, 4а, 4б по ул. Глушко, №№ 13, 15, 17, 19, 21 по проспекту академика Королева г.Байконур – в срок до 31 декабря 2017 года.

Определением суда от 14 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены по инициативе суда Государственное унитарное предприятие «Жилищное хозяйство» г.Байконур и Государственное унитарного предприятие «Газовое Хозяйство».

В судебном заседании помощник прокурора комплекса «Байконур» Петров Д.Е. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям и пояснил, что обслуживание газовых баллонов объемом 27 и 50 литров для бытовых газовых приборов в 42 многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур осуществляется ГУП ГХ, которое подведомственно администрации г.Байконур. При этом использование газовых баллонов объемом 27 и 50 литров для бытовых газовых приборов в многоквартирных домах этажностью более двух этажей, является нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на территории города Байконур.

Представители администрации города Байконур Муратова С.С., Евтушенко А.Г. и Щигрев П.Н., в суде, каждый в отдельности, с исковыми требованиями не согласились, и пояснили, что администрацией г.Байконур не допускается нарушений требований пожарной безопасности в связи с использованием газовых баллонов объемом 27 и 50 литров для бытовых газовых приборов квартиросъемщиками в 42 многоквартирных негазифицированных жилых домах жилищного фонда г.Байконур, поскольку в данном случае сами квартиросъемщики несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при использовании газовых баллонов для индивидуальных газобаллонных установок. Кроме того, прокурором иск в интересах неопределенного круга лиц не может быть заявлен, так как иск в данном случае может быть подан к конкретным квартиросъемщикам. При этом, администрацией города Байконур принимаются возможные меры в пределах её компетенции по решению вопроса газификации вышеуказанных негазифицированных жилых домов, а именно путем поставки природного газа в г.Байконур в рамках Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Также, в суд были представлены письменные возражения относительно исковых требований прокурора комплекса «Байконур».

Директор государственного унитарного предприятия «Газовое хозяйство» Асанов Р.А. и его представители по доверенности Москаева О.В. и Оржан М.К., в суде, каждый в отдельности, исковые требования не признали и пояснили, что в настоящее время для бытовых газовых приборов квартиросъемщиками в 42 многоквартирных негазифицированных жилых домах жилищного фонда г.Байконур используются газовые баллоны емкостью 27 и 50 литров. При этом между Предприятием и нанимателями жилых помещений указанных жилых домов заключены договора на оказание услуг по обеспечению сжиженным газом в баллонах, техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных газобаллонных установок (далее ИГБУ). Замена газовых баллонов емкостью 27 и 50 литров на газовые баллоны объемом 5 литров для Предприятия приведет к значительным финансовым затратам.

Представители Государственного унитарного предприятия «Жилищное хозяйство» г.Байконур Абдукадиров О.А. и Раевская Н.А., в суде, каждый в отдельности, с исковыми требованиями не согласились и пояснили, что Предприятие не несет ответственности за эксплуатацию ИГБУ, которые находятся в квартирах вышеуказанных негазифицированных жилых домов и не входят в состав внутренних инженерных систем и конструктивных элементов зданий.

Заслушав мнение сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В данном случае прокурором заявлен иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, направлен на обеспечение пожарной безопасности, под которой в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (с изм.) «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; к требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.

Согласно ст. 34 указанного закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с изм.) «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 3 Закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В соответствии п.10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изм.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством.

В соответствии с п.1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «О техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Судом установлено, что прокуратурой комплекса «Байконур» на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности при использовании газовых баллонов для бытовых газовых приборов в многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур, находящегося во владении и пользовании администрации г.Байконур.

По результатам вышеуказанной проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в частности в настоящее время в жилищный фонд г.Байконур входят 42 негазифицированных многоквартирных жилых дома (№№ 22, 24, 26, 26а, 26б, 26в, 28, 30 по ул. Горького, №№ 3, 13, 15, по пр. Абая, №№ 1, 3, 5, 5а, 5б, 5в по ул. Неделина, №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 21, 21а, 21б по ул. Янгеля, №№ 1, 3 по ул. Мира, №№ 4, 4а, 4б по ул. Глушко, №№ 13, 15, 17, 19, 21 по проспекту академика Королева г.Байконур) этажностью от 4 до 5 этажей, в указанных домах расположено 2819 квартир. При этом, в квартирах указанных жилых домов для бытовых газовых приборов используются газовые баллоны емкостью 50 и 27 литров, заправку и обслуживание которых осуществляет Государственное унитарного предприятие «Газовое Хозяйство».

В судебном заседании установлено, что по протесту прокурора комплекса «Байконур» от 1 сентября 2016 года постановление Главы администрации г.Байконур от 3 апреля 2000 года №101 «О порядке эксплуатации индивидуальных газобаллонных установок в многоэтажных домах (до 5 этажа включительно) г.Байконур» отменено постановлением главы администрации г.Байконур № 251 от 22 сентября 2016 года.

Также из представленных в суд сторонами письменных доказательств установлено, что до настоящего времени в указанных жилых домах для бытовых газовых приборов используются газовые баллоны емкостью 50 и 27 литров. При этом, с нанимателями жилых помещений указанных жилых домов и Государственным унитарным предприятием «Газовое Хозяйство» заключены договора на оказание услуг по обеспечению сжиженным газом в баллонах, техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных газобаллонных установок (ИГБУ).

При этом, согласно ст. 8 «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти», Глава городской администрации полномочен в том числе, утверждать уставы, определяющие статус предприятий, организаций, находящихся в ведении городской администрации.

Кроме того, согласно ст. 10 вышеуказанного Соглашения в пользовании и владении городской администрации находятся объекты, переданные по актам приема-передачи объектов комплекса «Байконур».

Согласно положений п.п. 1.2, 1.3, 2.1 Устава ГУП «Газовое хозяйство», учредителем указанного предприятия, является Администрация г.Байконур, Предприятие непосредственно подведомственно Администрации города Байконур, а целью создания Предприятия явилось, в том числе газоснабжение и газификация государственных и других организаций, газоснабжение и газификация жилых домов и предприятий города Байконур. При этом, согласно п. 2.2 Устава для достижения целей, указанных в п. 2.1 настоящего Устава, Предприятие осуществляет в том числе, розничную торговлю и доставку газа предприятиям и населению в газовых баллонах и автогазовозах, эксплуатацию сосудов, работающих под давлением (баллонов, бочек, цистерн, резервуаров), и их техническое освидетельствование, техническое освидетельствование, ремонт и наполнение газовых баллонов различной вместимости и автоцистерн сжиженными углеводородными газами.

Из вышеизложенного следует, что администрацией города Байконур через созданное ею Предприятие, а именно ГУП ГХ осуществляется газоснабжение вышеуказанных жилых домов путем использования в квартирах указанных жилых домов для индивидуальных газобаллонных установок газовых баллонов емкостью 50 и 27 литров. При этом, данный вопрос был урегулирован Постановлением Главы администрации г.Байконур от 3 апреля 2000 года №101 «О порядке эксплуатации индивидуальных газобаллонных установок в многоэтажных домах (до 5 этажа включительно) г.Байконур», которое было отменено на основании протеста прокурора комплекса «Байконур» от 1 сентября 2016 года.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.п. 91, 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) запрещается хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях. Газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи.

Пункт 8.2.5 «Свода правил СП 62.13330.2011. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010г. № 780, допускает размещение индивидуальных газовых баллонов (объемом не более 50л) в квартирах жилого здания (не более одного баллона в квартире), имеющего не более двух этажей.

Также согласно п. 3.3 Правил пожарной безопасности на территории города Байконур (утв. Постановлением Главы администрации города Байконур от 14 октября 2016 года) запрещается хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях, мусорокамерах, в помещениях колясочных.

Таким образом, действующим законодательством запрещается размещение индивидуальных газовых баллонов емкостью более 5 литров в квартирах многоэтажных жилых домов этажностью выше двух этажей.

Из представленных технических паспортов вышеуказанных жилых домов, следует, что жилые дома, расположенные в городе Байконур по адрес: №№ 22, 24, 26, 26а, 26б, 26в, 28, 30 по ул. Горького, №№ 3, 13, 15, по пр. Абая, №№ 1, 3, 5, 5а, 5б, 5в по ул. Неделина, №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 21, 21а, 21б по ул. Янгеля, №№ 1, 3 по ул. Мира, №№ 4, 4а, 4б по ул. Глушко, №№ 13, 15, 17, 19, 21 по проспекту академика Королева, является четырехэтажными и пятиэтажными, не оборудованы системой газоснабжения.

Вышеизложенное позволяет суду согласится с доводами прокурора, что использование в квартирах 42 негазифицированных многоквартирных жилых домов по вышеуказанным адресам для индивидуальных газобаллонных установок газовых баллонов с объемом баллона более пяти литров (как установлено проверкой объем баллонов составляет 27 и 50 литров) является грубым нарушением требований пожарной безопасности, влекущим за собой создание реальной угрозы возникновения взрыва или пожара, опасности для жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц – жильцов домов по указанным адресам, а также близлежащих жилых домов, их посетителей.

Кроме того, указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении ГУП ГХ обязанностей в части обеспечения пожарной безопасности при поставке нанимателям квартир в жилых домах по вышеуказанным адресам для индивидуальных газобаллонных установок газовых баллонов объемом более пяти литров, их заправке, проверке и техническом обслуживание, а также со стороны администрации города Байконур, как учредителя ГУП ГХ, которое осуществляет в рамках своих уставных целей функции по газоснабжению квартир указанных 42 жилых домов, которые негазифицированы и не оборудованы электроплитами.

Также суд при вынесении решения учитывает показания свидетеля ФИО13, начальника отдела Федерального государственного пожарного надзора (далее ФГПН), который в суде пояснил, что использование в квартирах 42 негазифицированных многоквартирных жилых домов по вышеуказанным адресам для индивидуальных газобаллонных установок газовых баллонов с объемом баллона более пяти литров является нарушением п.92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390. При этом, проверка ГУП ГХ должностными лицами ФГПН проводилась, однако по вопросу заправки, техническому обслуживанию газовых баллонов для индивидуальных газобаллонных установок Предприятие не проверялось.

Таким образом, требования прокурора комплекса «Байконур» подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ГУП ГХ, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, которое непосредственно осуществляет газоснабжение вышеуказанных 42 негазифицированных многоквартирных жилых домов путем поставки квартиросъемщикам указанных жилых домов, для индивидуальных газобаллонных установок, газовых баллонов емкостью 50 и 27 литров, а также их заправку, проверку и техническое обслуживание. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что учредителем ГУП ГХ является администрация города Байконур и Предприятие непосредственно подведомственно Администрации города Байконур, суд приходит к выводу о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности в связи с использованием газовых баллонов объемом более 5 литров для бытовых газовых приборов в 42 негазифицированных многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур по вышеуказанным адресам, также и на администрацию города Байконур.

Однако возложение обязанностей по устранению требований пожарной безопасности в связи с использованием газовых баллонов для бытовых газовых приборов в многоквартирных жилых домах по вышеуказанным адресам на ГУП ЖХ, которое также привлечено к участию в деле в качестве соответчика, нет необходимости, поскольку индивидуальные газобаллонные установки, которые расположены в квартирах 42 негазифицированных многоквартирных жилых домов, как установлено из представленных в суд письменных доказательств и пояснений сторон, не входят в состав внутренних инженерных систем указанных домов, а согласно п. 2.2 Устава ГУП «Жилищное хозяйство» Предприятие осуществляет эксплуатацию внутренних инженерных систем и конструктивных элементов зданий, находящихся на балансе Предприятия. При этом, как следует из пояснений представителя ГУП ЖХ Абдукадирова О.А. в суде, и усматривается из отзыва на исковое заявление директора ГУП ЖХ Жарекесова С.К., работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомового газового оборудования газифицированных домов проводится специалистами ГУП ГХ на основании заключенных договоров, что не отрицалось лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом объема работ, необходимых для выполнения ответчиками, а также учитывая возможность наступления опасных последствий для жизни и здоровья для значительного количества жителей г.Байконур в случае возникновения аварийной ситуации, суд полагает необходимым предоставить ответчикам – администрации города Байконур и Государственному унитарному предприятию «Газовое хозяйство» срок для совершения действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности до 31 декабря 2017 года.

Утверждения представителей ГУП ГХ и администрации г.Байконур о том, что замена Предприятием газовых баллонов емкостью 50 и 27 литров на газовые баллоны емкостью 5 литров приведет к значительным финансовым затратам, не могут повлиять на принятия решения по существу, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере соблюдения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности с наличием финансовой возможности. При этом, указанные положения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности распространяются и на организации, независимо от форм собственности.

Также утверждения представителя ответчика – администрации г.Байконур Муратовой С.С. о том, что ответственность за использование в квартирах вышеуказанных 42 негазифицированных многоквартирных жилых домов для бытовых газовых приборов газовых баллонов емкостью более 5 литров должны нести квартиросъемщики, не могут повлиять на принятие решения по существу, поскольку суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора комплекса «Байконур» в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Байконур, Государственному унитарному предприятию «Жилищное хозяйство» г.Байконур и Государственному унитарному предприятию «Газовое хозяйство» об обязании устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах жилищного фонда города Байконур – удовлетворить.

Обязать администрацию города Байконур и Государственное унитарное предприятие «Газовое хозяйство» в срок до 31 декабря 2017 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, связанные с использованием газовых баллонов для бытовых газовых приборов в многоквартирных жилых домах жилищного фонда г.Байконур - №№ 22, 24, 26, 26а, 26б, 26в, 28, 30 по ул. Горького, №№ 3, 13, 15, по пр. Абая, №№ 1, 3, 5, 5а, 5б, 5в по ул. Неделина, №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 21, 21а, 21б по ул. Янгеля, №№ 1, 3 по ул. Мира, №№ 4, 4а, 4б по ул. Глушко, №№ 13, 15, 17, 19, 21 по проспекту академика Королева г.Байконур.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3-й окружной военный суд через 26-й гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.А. Сай