Дело № 2-9118/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2014 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З., при секретаре Яковлевой И.В.,
с участием прокурора Шабриной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Стерлитамак к Администрации ГО г. Стерлитамак о признании бездействия администрации по постановке на учет бесхозного имущества незаконным и обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет мостовых сооружений, расположенных на территории ГО г. Стерлитамак, признании бездействия администрации по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию мостовых сооружений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Стерлитамак обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Стерлитамак о признании бездействия администрации по постановке на учет бесхозного имущества – 19 автодорожных и пешеходных мостов незаконным и обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет мостовых сооружений, расположенных на территории ГО г. Стерлитамак, признании бездействия администрации по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию мостовых сооружений незаконными. Мотивируя тем, что указанные обязанности администрации предусмотрена действующим законодательством, неисполнение которых нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представитель администрации на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, в удовлетворении иска возражает.
С учетом мнения прокурора в соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении иска прокурора отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории г. Стерлитамак находятся 19 автодорожных и пешеходных мостов, согласно уведомлениям Управления Росреестра по РБ, письму ГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ права на указанные сооружения не зарегистрированы.
Согласно письму администрации на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указанные сооружения включены в реестр муниципального имущества, выписка прилагается.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (часть 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Таким образом, указанные в иске автомобильные мосты в составе автомобильных дорог отнесены к муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом, поэтому доводы прокурора о том, что названные мосты являются бесхозяйными, несостоятельны.
Кроме того, суд учитывает, что указанные в иске автодорожные и пешеходные мосты включены в реестр муниципальной собственности ГО г. Стерлитамак, что свидетельствует о том, что они не могут быть отнесены к бесхозяйной недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Учитывая, что указанный федеральный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, а мосты, указанные в пунктах 3, 4, 5,6,7,8,10, построены до ДД.ММ.ГГГГ, требования об обязательной государственной регистрации прав на них не распространяются.
Также суд считает необходимым отметить, что из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ не вытекает обязанности органа местного самоуправления поставить бесхозяйную недвижимую вещь на учет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, а затем обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности ("может обратиться"), поэтому оснований для понуждения органа местного самоуправления осуществить указанные действия не имеется.
При таких обстоятельствах не усматривает оснований для удовлетворении иска прокурора о признании бездействия администрации по постановке на учет бесхозного имущества незаконным и обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет мостовых сооружений.
Согласно статье 1 Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ от 09.02.2007) в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
- компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
- объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
- субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Исходя из требований статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта" искусственные дорожные сооружения длиной до 25 м включительно (мосты, путепроводы, тоннели), надземные и подземные пешеходные переходы, противкамнепадные, противолавинные и селепроводные сооружения, скотопрогоны, а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы).
Таким образом, мостовые сооружения под номерами 6, 12, 15, 17, протяженность которых менее 25 метров, категорированию не подлежат.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанный Порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в том числе о собственнике, а также ином субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 4 реестра).
В соответствии с пунктом 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Согласно пункту 11 Реестра основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа
Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, как и не установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от 08 февраля 2011 года N 43, предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости производятся после осуществления категорирования и не входит в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, или транспортного средства поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости.
Вышеизложенное также подтверждается Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть аккредитованы и включены в соответствующий реестр в соответствии с Правилами аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания незаконным бездействия администрации ГО г. Стерлитамак, не являющейся компетентным органом по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию мостовых сооружений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 212, 215, 225 ГК РФ, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 3, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 1, 5, 6 Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», 167, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Стерлитамак к Администрации ГО г. Стерлитамак о признании бездействия администрации по постановке на учет бесхозного имущества незаконным и обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет мостовых сооружений, расположенных на территории ГО г. Стерлитамак, признании бездействия администрации по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию мостовых сооружений незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись М.З. Галлямов
Копия верна: судья М.З. Галлямов
Секретарь И.В. Яковлева
Подлинник решения подшит в дело № Стерлитамакского городского суда РБ.