Дело № 2-911/18 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 декабря 2018 года г. Карталы Карталинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Конновой О.С. при секретаре Уруспаевой З.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, , ФИО2 к администрации Карталинского городского поселения, Управлению по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района о признании незаконными бездействия, действий, возложении обязанности предоставить жилое помещение, возмещении морального вреда, У С Т А Н О В И Л: ФИО1, , ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации Карталинского городского поселения, Администрации Карталинского муниципального района, Управлению по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района, с учетом уточнений и дополнений к иску, сформулировали исковые требования следующим образом, просили: - признать незаконными действия администрации Карталинского городского поселения, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по реализации областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, а также действий по приобретению квартиры по адресу: <адрес>, в связи с несоответствием данного жилого помещения критерию равнозначности и не отвечающего требованиям условий п. ДД.ММ.ГГГГ договора № с «О финансировании и реализации областной адресной программы «Переселение в 2013 – 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, требованиям постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П и приобретением указанной квартиры в рамках программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», не являющейся Областной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилого помещения в городах и районах Челябинской области; - признать незаконным бездействие администрации Карталинского городского поселения, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по предоставлению в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области достоверных сведений по <адрес>, подлежащей расселению в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 – 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П согласно судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №; - обязать администрацию Карталинского городского поселения, Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района внести достоверные сведения в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области путем предоставления в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области достоверных данных по <адрес>, признанной аварийной, с учетом судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №; - признать незаконным бездействие администрации Карталинского городского поселения, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по устранению технической ошибки по предоставлению недостоверных сведений по количеству квартир, подлежащих расселению в рамках областной адресной программы; - возложить на администрацию Карталинского городского поселения, Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района обязанность по заключению предварительного соглашения по выбору способа переселения, согласно областной адресной программе; - возложить на администрацию Карталинского городского поселения, Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района обязанность предоставить квартиру взамен жилого помещения, признанного аварийным, согласно областной адресной программы; - взыскать с администрации Карталинского городского поселения, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района моральный вред в размере 200 000 рублей, по 100 000 рублей в пользу каждого из истцов; возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и юридические услуги в размере 3 000 рублей (т.1 л.д. 5-12,66-69, т.2 л.д. 122-123). В обоснование требований указано, что мать истцов – ФИО3 являлась собственником квартиры № расположенной в признанным аварийным и подлежащим сносу <адрес>. Переселение из данного аварийного жилого дома производилось в рамках областной адресной программы «Переселение в <адрес>, подлежащей расселению в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 – 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области». В данную программу включен дом № №, состоящий из восьми квартир, в том числе квартира № №, а также дом № №, состоящий из девяти квартир (поскольку квартира № № состоит из двух отдельных квартир №, №). Органом местного самоуправления в Министерство строительства и инфраструктуры <адрес> были поданы недостоверные сведения о количестве аварийных квартир, в связи с чем вместо 17 квартир было приобретено 16 квартир в домах по адресу: <адрес> куда были переселены жильцы 16 квартир указанных аварийных домов. Матери истцов ФИО3 не была предоставлена квартира в <адрес> в рамках указанного расселения. Ей была приобретена квартира по адресу: <адрес>. Данная квартира не соответствует условиям адресной программы переселения, предусматривающей приобретение квартир у застройщиков. Решением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан ничтожным отказ ФИО3 от переселения в г. Челябинск, составленный в предварительном соглашении об определении способа переселения № от ДД.ММ.ГГГГ гола, установлено, что истцом не одобрен вариант приобретения жилого помещения в г. Карталы Челябинской области. В ответ на письмо Управления о необходимости заключить соглашение об изъятии аварийного жилья взамен которого будет предоставлена квартира по <адрес>, ФИО1, потребовала заключить предварительное соглашение по выбору способа переселения, но ответа не получила. После смерти матери ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ истцы являются наследниками по завещанию (каждый по ? доле в праве), неоднократно обращались к ответчикам по вопросу предоставления жилья, однако до настоящего времени ответчики бездействуют, чем причиняют истцам нравственные страдания. Определением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению заявления ФИО1, , ФИО2 к администрации Карталинского городского поселения, Администрации Карталинского муниципального района, Управлению по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение, возмещении морального вреда, по правилам гражданского судопроизводства. Определением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ из числа соответчиков исключена администрация Карталинского муниципального района. В судебном заседании истица ФИО1, , действующая за себя и в интересах ФИО2, ее представитель ФИО4 на иске и дополнениях к нему настаивали, по основаниям, изложенным в них, уточнив, что согласны на предоставление жилого помещения в строящемся доме в любом городе Челябинской области. В судебном заседании представители администрации Карталинского муниципального района ФИО5, администрации Карталинского городского поселения ФИО6 полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. В судебное заседание представитель Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, в письменном заявлении иск полагал необоснованным. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО3 являлась собственником квартиры, общей площадью 45,6 кв.м., по адресу: <адрес> на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы Карталинского городского поселения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 439,4 кв.м., непригодным для постоянного проживания. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, состоящий из восьми квартир, расселяемой площадью жилых помещений - 404,20 кв.м., число жителей всего и планируемых к переселению - 20, включен в реестр аварийных многоквартирных домов областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П (далее - областная адресная программа переселения). В предварительном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ об определении способа переселения в рамках областной адресной программы переселения между администрацией Карталинского городского поселения и ФИО3 о согласии на переселение из аварийного жилого помещения по адресу: <адрес> благоустроенное жилое помещение в г. Челябинске, имеется рукописный текст об отказе ФИО3 от переезда в г. Челябинск. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Карталинского городского поселения (инвестор) и ООО «НИКС» (застройщик) был заключен муниципальный контракт № по итогам аукциона в электронной форме по приобретению в муниципальную собственность Карталинского городского поселения 16 жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования строительства многоквартирных жилых домов в рамках областной адресной программы переселения, в соответствии с которым инвестору по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ переданы 16 квартир по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Карталинского городского поселения (заказчик) и ООО «Доминанта», действующим по доверенности от имени ФИО7 (поставщик), заключен муниципальный контракт № по приобретению в собственность муниципального образования Карталинского городского поселения в рамках областной адресной программы переселения жилого помещения (благоустроенной квартиры), общей площадью 49,4 кв.м., по адресу: <адрес>, право муниципальной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. После ее смерти дочерям ФИО1, и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на квартиру по адресу: <адрес> 1/2 доле каждой. После смерти ФИО3 ФИО1, и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Карталинского городского поселения, администрации Карталинского муниципального района, Управлению по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района о признании ничтожным отказа ФИО3 от переезда в г. Челябинск в предварительном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности этого отказа, возложении обязанности по предоставлению квартиры в общую долевую собственность в новом доме по адресу: г. Челябинск, ленинский район, <адрес> взамен аварийного жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда, сославшись на то, что предварительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе отказ от переселения в г. Челябинск, было заполнено ФИО1, от имени матери ФИО3 без наделения ее какими-либо полномочиями (дело №). Решением Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признан ничтожным отказ ФИО3 о переселении в г. Челябинск, составленный в предварительном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ об определении способа переселения в рамках областной адресной программы переселения, в остальной части исковых требований отказано (т.2 л.д. 63-67). Данным решением было установлено, что на момент составления предварительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об определении способа переселения в рамках областной адресной программы переселения между ФИО3 и органом местного самоуправления в лице администрации Карталинского городского поселения не было достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения с целью переселения из аварийного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района направило ФИО1, и ФИО2 письмо о необходимости явиться в Управление для заключения соглашения об изъятии аварийного жилого помещения, взамен которого им будет предоставлена квартира по адресу: <адрес>. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное письмо ФИО1, выразила несогласие с заключением указанного соглашения, потребовала сообщить о том, когда может быть заключено предварительное соглашение по выбору способа переселения из аварийного жилья, указав, что имеет право на переселение в г. Челябинск. В последующем, администрация Карталинского городского поселения, Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района Челябинской области обратились в суд с иском к ФИО1, , ФИО2 о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии принадлежащей ответчикам на праве общей долевой собственности аварийной квартиры по адресу: <адрес> рамках областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», после чего ответчикам в собственность будет предоставлена квартира, общей площадью 49,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> равных долях каждой. В обоснование требований указав, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, включен в перечень аварийных многоквартирных домов областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области». Квартира 2 в данном доме принадлежала на праве собственности матери ответчиков ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти данная квартира перешла в собственность ответчиков на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию. На основании абз. 1 п. 1.1, п. 1.2 соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием «Карталинское городское поселение» и муниципальным образованием «Карталинский муниципальный район», полномочия Городского поселения по решению вопросов местного значения по владению и пользованию муниципальным имуществом осуществляет Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ Управление направило ответчикам письмо с приглашением подписать соглашение об изъятии аварийного жилого помещения с предоставлением в собственность двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, от чего ответчики отказались. Данный отказ не позволяет администрации Карталинского городского поселения выполнить обязательства, предусмотренные программой «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» по сносу аварийного дома, который создает угрозу для жизни и здоровья иных граждан. ФИО1, , ФИО2 JI.H. обратились в суд со встречным иском к администрации Карталинского городского поселения, администрации Карталинского муниципального района, Управлению по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района о возложении обязанности на администрацию Карталинского городского поселения, Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района заключить предварительное соглашение по выбору способа переселения в г. Челябинск, предоставить в рамках программы переселения квартиру в г. Челябинске взамен аварийного жилого помещения, взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей - по 100000 рублей каждой, судебные расходы в размере 300 рублей по оплате госпошлины, 6 000 рублей за юридические услуги. Решением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении иска и встречного иска отказано. ФИО1, , ФИО2 обжаловано решение суда в части отказа в удовлетворении встречного искового заявления ФИО1, , ФИО2 к администрации Карталинского городского поселения, администрации Карталинского муниципального района, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района о возложении обязанности по заключению предварительного соглашения по выбору способа переселения в г. Челябинск, предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, возмещении компенсации морального вреда. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Карталинского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба истцов по встречному иску без удовлетворения. С учетом предоставленных сторонами в судебном заседании доказательств, а также, обстоятельств, установленных указанными выше судебными актами, оснований для признания незаконными действий ответчиков, выразившихся в непринятии мер по реализации областной адресной программы, по приобретению квартиры в г. Карталы, не отвечающей требованиям, предъявляемым к приобретаемому жилому помещению взамен аварийного, а также бездействия, выразившегося в непринятии мер по предоставлению достоверных сведений по квартире, принадлежащей ФИО3 в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и непринятию мер по устранению технической ошибки, возложении обязанности по внесению достоверных сведений по аварийной квартире у суда нет оснований, поскольку в судебном заседании стороной истца не оспаривается, что именно она, ФИО1, , предоставила в орган местного самоуправления предварительное соглашение, содержащее отказ, выполненный от имени ФИО3 от предоставления квартиры в г. Челябинске, а также позиция истца о желании приобретения жилого помещения взамен изымаемого именно в г. Карталы Челябинской области. Нет у суда оснований и для удовлетворения остальных исковых требований по следующим основаниям. По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, на I этапе реализации программы органы местного самоуправления Челябинской области в соответствии с выбранным гражданами способом переселения заключают предварительные соглашения с собственниками изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийном многоквартирном жилом доме, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений муниципального жилищного фонда или о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Поскольку решением Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было установлено, что на момент составления предварительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об определении способа переселения в рамках областной адресной программы переселения между ФИО3 и администрацией Карталинского городского поселения не было достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения с целью переселения из аварийного жилого помещения, поскольку ФИО3 не составляла (не подписывала) указанное предварительное соглашение, следовательно, письменное согласие на предоставление жилого помещения в г. Челябинске либо ином городе Челябинской области ФИО3 не давалось, права ФИО1, и ФИО2 как наследников ФИО3 производны от ее прав, поэтому у них как у наследников не возникло право требовать предоставления жилого помещения в г. Челябинске либо ином городе Челябинской области. В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Предоставленное Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и областной адресной программой переселения право собственникам аварийного жилого помещения на выбор способа переселения означает возможность выбора либо получения в собственность жилых помещений взамен изымаемых либо получения денежного возмещения за изымаемое жилое помещение. Данными нормативными актами не предусмотрена возможность собственников аварийных жилых помещений на выбор населенного пункта, в котором должно находиться предоставляемое взамен жилое помещение. Обязательство по предоставлению ФИО1, и ФИО2 жилого помещения в г. Челябинске либо ином городе Челябинской области взамен принадлежащей им аварийной квартиры, органы местного самоуправления не принимали. При таких обстоятельствах оснований для понуждения администрации Карталинского городского поселения, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района к заключению предварительного соглашения по выбору способа переселения в г. Челябинске либо ином городе Челябинской области не имеется, как и не имеется оснований для возложения обязанности по предоставлению квартиры взамен жилого помещения, признанного аварийным. Доводы истцов о приобретении органом местного самоуправления квартиры по адресу: <адрес> не за счет средств, выделенных в рамках областной адресной программы переселения, а за счет иных, неустановленных средств, правового значения в рассматриваемом споре не имеют. Позиция истцов о необходимости предоставления жилого помещения взамен изымаемой аварийной квартиры только в строящемся доме (от застройщика) основана на неверном толковании норм материального права. В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Учитывая, что истцами в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлены доказательства причинения им действиями ответчиков физических или нравственных страданий, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется. Поскольку в удовлетворении иска отказано в полном объеме, судебные расходы, понесенные истцами возмещению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований ФИО1, , ФИО2 отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд. Председательствующий Коннова О.С. |