Дело № 2-911/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка 19 октября 2012 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,
с участием представителя истца – ответчика ФИО1 – ФИО7,
представителя ответчика – истца ФИО2 – ФИО8,
представителя ответчика ООО «ЧКЦ «Земля» ФИО10,
представителя ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» ФИО11,
представителя ответчика администрации Чернушинского муниципального района и третьего лица Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района ФИО12,
при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3, обществу с ограниченной ответственностью «Чернушинский кадастровый центр «Земля», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане из земель населенных пунктов для огородничества по адресу <адрес>, площадью 750 квадратных метров, утвержденную ФИО2, о признании недействительными и отмене результатов межевания земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 750 квадратных метров, с разрешенным видом использования под огородничество, о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 750 квадратных метров, с разрешенным видом использования под огородничество, об исключении из государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым №;
по встречному иску ФИО2 к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, ФИО1 об отмене постановления главы Чернушинского муниципального района от 24 мая 2012 года №715 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под подъездные пути и благоустройство по адресу <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане из земель населенных пунктов для огородничества по адресу <адрес>, площадью 750 квадратных метров, утвержденную ФИО2, о признании недействительными и отмене результатов межевания земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 750 квадратных метров, с разрешенным видом использования под огородничество, о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 750 квадратных метров, с разрешенным видом использования под огородничество, об исключении из государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым №.
Иск с учетом уточнений мотивировал тем, что он является собственником склада, расположенного по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 800 квадратных метров под подъездные пути и благоустройство по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Чернушинского муниципального района №715 утверждена схема расположения испрашиваемого им земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Чернушка-Плюс» №(394) Комитет по управлению имуществом и землепользованию разместил информацию о предстоящем предоставлении земельных участков на территории Чернушинского городского поселения. Предложения и замечания принимались по адресу <адрес> в течение 30 дней с момента опубликования. ДД.ММ.ГГГГ получил в Комитете по управлению имуществом и землепользованию выписку № из журнала регистрации предложений и замечаний в соответствии с которой замечаний и предложений не поступало. С целью проведения кадастровых работ по образованию земельного участка он обратился к кадастровому инженеру ФИО5 В результате проведения кадастровых работ выяснилось, что часть земельного участка проектируемая под подъездные пути к складу и благоустройство отмежевана в пользу ФИО2 ФИО4 инженером ФИО3 были проведены кадастровые работы по заявлению ФИО2 по образованию земельного участка в кадастровом квартале №. Основанием для проведения кадастровых работ послужило решение мирового судьи судебного участка №124 Чернушинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ФИО2 признано право собственности на земельный участок в кадастровом квартале №, площадью 750 квадратных метров. Признавая в судебном порядке право собственности за собой, ФИО2 ссылалась на давность владения данным земельным участком. Однако земельный участок отмежеванный и постановленный на учет под кадастровым № не используется ФИО2 для огородничества, в силу чего не может быть закреплен за ней на праве собственности на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае нарушен порядок образования земельного участка с кадастровым №, так как схема расположения земельного участка на кадастровом плане не утверждена уполномоченным органом исполнительной власти. ФИО2 таким правом не обладает, поскольку земельный участок ей предоставлен из земли, находящейся в муниципальной собственности, схема расположения земельного участка должна быть утверждена администрацией Чернушинского муниципального района. Учитывая, что межевой план по содержанию не соответствует требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при рассмотрении заявления о постановке на учет спорного земельного участка ФБУ «Кадастровая палата» обязан был отказать в государственном кадастровом учете земельного участка со ссылкой на п.2 ч.2 ст.27 Закона, решение о постановке земельного участка является незаконным. Специалисты ФБУ «Кадастровая палата» неверно определили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения межевого плана, и ненадлежащим образом оценили сведения, содержащиеся в нем, на предмет их соответствия Закону. При образовании земельного участка с кадастровым № нарушены его права и интересы на получение части данного земельного участка в аренду. Просит признать недействительными и отменить схему расположения земельного участка, утвержденную ФИО2, признать недействительными и отменить результаты межевания земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 750 квадратных метров, с разрешенным видом использования под огородничество, признать незаконной постановку на кадастровый учет указанного земельного участка, исключить из государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым №.
В свою очередь ФИО2 обратилась в суд с встречным иском к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, ФИО1 об отмене постановления главы Чернушинского муниципального района от 24 мая 2012 года №715 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под подъездные пути и благоустройство по адресу <адрес>». Иск мотивировала тем, что право собственности на земельный участок возникло у нее на основании решения, суда, администрация Чернушинского муниципального района была привлечена по делу в качестве ответчика, зная о том, что за ней признано право собственности на земельный участок, глава администрации незаконно принял постановление, распорядился ее земельным участком, при утверждении схемы расположения земельного участка не обеспечен доступ от земель общего пользования к хозяйственным постройкам, граничащим с данным земельным участком, отмена постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ исключает право ФИО1 требовать отмены результатов межевания и снятия с кадастрового учета земельного участка.
Истец-ответчик ФИО1, его представитель ФИО6 в суд не явились о времени и месте судебного разбирательства были извещены, заявлений, ходатайств об отложении дела, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Представитель истца –ответчика ФИО1 – ФИО7, в суде на иске настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что поскольку земельный участок предоставлялся ФИО2 из земель, находящихся в муниципальной собственности, даже при имеющемся у нее решении суда она должна была обратиться в управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку собственником земельного участка не является, так как право собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок ФИО2 по назначению не используется. Межевание проведено с нарушением, поскольку схема расположения земельного участка не утверждена надлежащим образом, поскольку результаты межевания являются недействительными, земельный участок незаконно был поставлен на кадастровый учет, сведения о нем подлежат исключению из ГКН. С встречными требованиями не согласилась, пояснила, что на момент вынесения администрацией Чернушинского муниципального района оспариваемого постановления, межевание земельного участка ФИО2 не было проведено, решение суда не вступило в законную силу, земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, права ФИО2 не были нарушены.
Ответчик -истец ФИО2 в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств об отложении дела, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представила. Ранее в суде, поясняла, что право собственности у нее возникло на основании решения суда, межевание проведено на законном основании.
Представитель ответчика-истца ФИО2 – ФИО8, в суде иск не признала, пояснила, что право собственности у ФИО2 возникло на основании решения суда, которое вступило в законную силу, у кадастрового инженера имелись обоснованные основания для проведения межевания, поскольку ему было предоставлено указанное решение. При формирования земельного участка для дальнейшего его предоставления ФИО1 управлению имущественных отношений необходимо было собрать достоверные сведения об использовании земельного участка. Схема расположения земельного участка утверждена ФИО9 поскольку после вынесения судом решения она является собственником земельного участка. Оснований для отмены результатов межевания нет, земельный участок сформирован, определены его границы по фактическому использованию, поставлен на кадастровый учет. Просит в иске отказать. Встречные требования поддержала, пояснила, что у администрации Чернушинского муниципального района отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку земельный участок им не принадлежал, кроме того, выделить земельный участок под подъездные пути к складу возможно помимо земельного участка ФИО2, поскольку постановление является основанием для предоставления части земельного участка, принадлежащего ФИО2, ФИО1, действиями администрации нарушено право собственности ФИО2 на данный земельный участок. Просит постановление отменить.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Чернушинский кадастровый центр «Земля» ФИО10 в суде иск ФИО1 не признала, пояснила, что право собственности ФИО2 на земельный участок возникло на основании решения суда, у кадастрового инженера ФИО3 имелись все оснований для проведения кадастровых работ, кадастровые работы были проведены в соответствии с действующим законодательством, схема расположения земельного участка была утверждена ФИО2, поскольку она является собственником земельного участка, утверждение схемы расположения земельного участка администрацией Чернушинского муниципального района в данном случае не требовалось, поскольку земельный участок сформирован на основании решения суда, согласование границ земельного участка со смежными землепользователями в данном случае не требовалось, поскольку сведения о собственниках смежных земельных участков в ГКН отсутствуют. Просила в иске отказать. Встречные исковые требования поддержала, пояснила, что поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления, собственником земельного участка была ФИО2, администрация Чернушинского муниципального района не имела право утверждать схему расположения земельного участка, который находится в пределах границ земельного участка, принадлежащего ФИО2
Ответчик ФИО3 в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надледащим образом, заявлений, ходатайств об отложении дела, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила. Ранее в суде иск не признала, пояснила, что ФИО2 обратилась с заявлением о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, представив решение мирового судьи судебного участка №124, которым за ней было признано право собственности на земельный участок, при таких обстоятельствах схему расположения земельного участка утверждает собственник, то есть ФИО2, согласование границ со смежными землепользователями в данном случае не требовалось, поскольку сведения о них в ГКН нет. Межевание проведено в соответствии с действующим законодательством, нарушение прав третьих лиц, в том числе и ФИО1 при проведении межевания не допущено. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» ФИО11 в суде исковые требования ФИО1 не признала, пояснила, что сведения о земельном участке с кадастровым № были внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок является временным земельным участком, постановка была осуществлена в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на ГКУ от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для отказа в постановке на учет выявлено не было. Земельный участок, на который претендует истец не поставлен на кадастровый учет, следовательно при межевании земельного участка ФИО2 и постановке его на учет права ФИО1 нарушены не были. Просила в иске отказать. Решение вопроса по встречному иску оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района и одновременно представитель третьего лица управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района ФИО12 решение вопроса по иску ФИО1 оставила на усмотрение суда, встречный иск ФИО2 не признала, пояснила, что постановление об утверждении схемы расположения земельного участка является промежуточным документом в формировании земельного участка и на права третьих лиц, в том числе и ФИО2 не влияет, постановление было принятого до того, как решение мирового судьи вступило в законную силу, до проведения межевания и до постановки земельного участка ФИО2 на кадастровый учет, в случае поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении ему из земель, находящихся в муниципальной собственности земельного участка, администрация Чернушинского муниципального района обязана утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, утверждение схемы не является основанием полагать, что земельный участок безусловно будет предоставлен в аренду ФИО1 Просила в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, находит иск ФИО1 и встречные исковые требования ФИО2 необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что решением мирового судьи судебного участка №124 Чернушинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к администрации Чернушинского муниципального района о признании права собственности на земельный участок за ФИО2 признано право собственности на земельный участок в кадастровом квартале №, площадью 750 квадратных метров, категория земель – земли населенных пунктов, фактическое использование - для огородничества, расположенный в <адрес>. Решение суда является основанием для регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию право собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
ФИО2 с указанным решением и утвержденной ею схемой расположения земельного участка обратилась в ООО «ЧКЦ Земля» для проведения межевания земельного участка. ФИО4 инженером ФИО3 было проведено межевание, установлены границы и размер земельного участка, согласование границ со смежными землепользователями не проводилось, поскольку сведения о них отсутствовали в государственном кадастре недвижимости, что не противоречит ч.1 с. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 43- 56).
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового №, данное обстоятельство подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 41).
ФИО2 обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, регистрация не проведена в связи с наложением в отношении земельного участка запрета на совершение регистрационных действий в связи с разрешением данного спора (л.д. 40).
ФИО1 является собственником склада, расположенного по <адрес> (л.д.7).
Земельный участок ФИО2 и земельный участок, непосредственно на котором находится склад, смежными не являются, данное обстоятельство следует из межевого плана (л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка под подъездные пути к складу и благоустройство, постановлением главы администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 24 мая 2012 года №715 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под подъездные пути и благоустройство по адресу <адрес> (л.д. 93).
При проведении кадастровых работ было установлено, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым №, принадлежащим ФИО2, проведение кадастровых работ приостановлено, ФИО1 рекомендовано обратиться в суд за разрешением спора (л.д.86).
Требование ФИО1 о признании недействительными схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной ФИО2, и результатов межевания земельного участка суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 6 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.1,7 ст.69 Земельного кодекса РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.38 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п.22, 23, 75, 76 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков",
межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Для подготовки межевого плана используются, в том числе и вступившие в законную силу судебные акты. Схема расположения земельных участков (далее - Схема) оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки соответствующего земельного участка, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земельных участков или земель общего пользования. На Схеме отображаются границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления). В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, лесов, автомобильных дорог общего пользования, парков, скверов и т.п.).
Поскольку ФИО2 было представлено в ООО «ЧКЗ Земля» решение суда о признании за ней права собственности на земельный участок у ООО «ЧКЦ Земля» и кадастрового инженера ФИО3 имелись правовые основания для проведения кадастровых работ. Кадастровые работы были выполнены в соответствии с главой 4 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости".
Представленный суду межевой план соответствует ст.38 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости", в нем указаны все необходимые сведения для государственного кадастрового учета земельного участка – местоположение земельного участка, его площадь, конфигурация, сведения о характерных точках границ земельного участка. Согласование границ земельного участка в данном случае не требовалось, поскольку сведения о смежных землепользователях в ГКН не содержатся (ст. 39 ФЗ).
Доводы ФИО1 о том, что ФИО13 не является лицом, уполномоченным утверждать схему расположения земельного участка, поскольку земельный участок предоставлялся из земель, находящихся в муниципальной собственности, суд находит несостоятельными.
Статья 34 Земельного кодекса РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, ее положения не могут быть применены в отношении земельного участка ФИО2, в том числе и в части утверждения схемы расположения земельного участка, так как право собственности на земельный участок было признано за ФИО2 на основании решения суда, а не на основании постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Схема расположения земельного участка в данном случае была утверждена ФИО2 как собственником земельного участка.
Доводы представителя истца ФИО1 – ФИО7 о том, что ФИО13 не могла утверждать схему расположения земельного участка, поскольку ее право собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке, суд считает несостоятельными.
Из смысла ст.13 ГПК РФ, следует, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, организации и должностные лица не вправе в своих действиях исходить из предположения того, что вступившее в законную силу судебное постановление является неправильным, при этом они обязаны совершать все необходимые действия по оформлению и регистрации прав, установленных вступившим в законную силу решением суда, а также содействовать исполнению решений, Управление Росреестра по Пермскому краю обязано будет зарегистрировать право собственности на земельный участок за ФИО2 на основании вступившего в законную силу решения суда, и выдать ей соответствующее свидетельство. ФИО2 обратилась с заявлением о регистрации права, но на совершение регистрационных действий наложен запрет в связи с рассмотрением данного спора.
Требования истца ФИО1 о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка, об исключении записи о земельном участке с кадастровым номером 59:40:0590101:834 из государственного кадастра недвижимости также являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 16 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости».
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» входит, в том числе и межевой план.
Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
Поскольку ФИО2 для постановки земельного участка на кадастровый учет, представлены все необходимые документы, в том числе решение суда о признании права собственности на земельный участок, межевой план, в котором содержатся результаты кадастровых работ, межевой план соответствует по форме и содержанию, установленным ст. 38 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» у ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» отсутствовали основания, предусмотренные ст.27 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» для принятия решения об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет.
Признание межевания незаконным по иску истца, который не является собственником, законным владельцем указанного земельного участка, возможно лишь в случае, если истцом будет доказано, что проведенным межеванием нарушаются его права.
Отказывая истцу ФИО1 в удовлетворении иска суд учитывает, что он на момент вынесения решения мировым судьей, на момент проведения межевания и на момент постановки земельного участка на государственный кадастровый учет не являлся собственником, законным владельцем спорного земельного участка, межевание испрашиваемой им части земельного участка не было проведено, земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, следовательно как объект недвижимости учтен не был.
Согласно ч.1 ст.11 ГК РФ и ч.1 ст.3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя. Отсутствие указанного обстоятельства является основанием к отказу в иске.
Статья 1 Протокола №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает право гражданина на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Избранный истцом ФИО1 способ защиты нарушенного права должен быть соразмерен допущенному нарушению, способствовать восстановлению нарушенного права и не нарушать права иных лиц.
Отказывая истцу ФИО1 в иске, суд учитывает, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учет, как и его межевание, сами по себе не порождают каких-либо прав и обязанностей в отношении объекта недвижимости, так как не являются основаниями возникновения права собственности.
Таким образом, сам по себе кадастровый учет земельного участка, принадлежащего ответчику ФИО2, не нарушает и не может нарушить право истца. В связи с чем, избранный истцом способ защиты нарушенного права не повлечет его восстановления.
Поскольку в силу указанного выше, удовлетворение требований истца в части признания недействительными схемы расположения земельного участка, результатов межевания принадлежащего ответчику земельного участка и кадастрового учета этого земельного участка не повлечет за собой восстановление нарушенного права, суд полагает, что доводы истца ФИО1 и его представителя ФИО7 о нарушении процедуры проведения межевания земельного участка в части утверждения схемы расположения земельного участка неуполномоченным лицом и доводы о том, что земельный участок ФИО2 не используется по назначению, не имеют правового значения для разрешения спора.
Достоверных доказательств, подтверждающих, что исторически по земельному участку ФИО2 проходили подъездные пути к складу, истцом ФИО1 не представлено. В случае, если подъезд к складу может быть осуществлен не иначе как по земельному участку ФИО2, истец ФИО1 не лишен права защитить свои права иным способом.
Встречные исковые требования ФИО13 об отмене постановления главы администрации Чернушинского муниципального района «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под подъездные пути и благоустройство по адресу <адрес>», являются необоснованными, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права граждан на землю могут быть пресечены путем признания недействительным в судебном порядке в соответствии со ст.61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, так и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно ч.1 ст.61 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Способ защиты нарушенного права должен быть соразмерен допущенному нарушению, способствовать восстановлению нарушенного права и не нарушать права иных лиц. Признание постановления главы администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмена не является способом защиты прав истца ФИО2, указанное постановление, вынесено органом уполномоченным утверждать схемы расположения земельных участков, прав ФИО2 не нарушает, поскольку принятие указанного постановления является промежуточным этапом в формировании земельного участка, не является постановлением о предоставлении ФИО1 части земельного участка в аренду, из текста постановления данное обстоятельство не следует, межевание земельного участка не проведено, земельный участок на кадастровый учет не поставлен и ФИО1 не выделен, при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска ФИО2 нет. В случае предоставления в пользование земельного участка, принадлежащего ФИО2, ФИО1, она вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.Л. Паршакова