ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9129/17 от 07.12.2017 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-9129/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2017 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Мироновой Т.В.

при секретаре Томашевской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации стоимости технического средства реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации на приобретение технического средства реабилитации в сумме 183600 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 11.03.2014 года ему присвоена инвалидность 1 группы. В соответствии индивидуальной программой реабилитации ему было рекомендовано эндопротезирование двух тазобедренных суставов и эндоротезирование коленного сустава. 24.11.2014 года за свой счет он приобрел эндопротез тазобедренного сустава на сумму 183600 рублей, необходимый для операции в ГБУЗ «ГКБ № 79 ДЗМ». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года -Р, действующим на момент проведения операции, он имел право на возмещение потраченных денежных средств. В связи с этим после окончания периода реабилитации в декабре 2014 года он обратился в Одинцовское управление социальной защиты населения, но документы у него не приняли по причине передачи дел в Фонд социального страхования РФ. В январе 2015 года он обратился в филиал № 32 Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за приобретенное им средство технической реабилитации, приложив соответствующие документы, однако получил отказ со ссылкой на то, что с 01.01.2015 обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с требованиями закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем, отделение Фонда не вправе возместить ему расходы за самостоятельно приобретенный эндопротез за счет средств федерального бюджета. Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд.

Истец ФИО2 в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО3 в судебное заседание явилась, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на отсутствие у Фонда правовых оснований для выплаты компенсации, поскольку с 01.01.2015 года обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и финансирование обеспечения инвалидов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Третье лицо: представитель Министерства социального развития Московской области в лице Одинцовского управления социальной защиты населения ФИО в судебное заседание явилась, пояснила, что с 01.01.2015 года полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов изъяты из числа полномочий, передаваемых для осуществления Министерству и возложены на Фонд социального страхования. В соответствии с п. 2.3 Соглашения от 14.10.2014 года «О передаче сведений, необходимых для осуществления ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов», Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации инвалидов и ветеранов, не получивших выплаты до 26.12.2014 года. Неисполненных обязательств в отношении ФИО1 на 26.12.2014 года у Министерства не имелось, заявление ФИО1 о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации в Фонд не передавалось.

Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы (пункт 8).

Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р" пункт 8 раздела "Технические средства реабилитации" изложен в редакции: "8. Протезы и ортезы." Изменения введены в действие с 01.01.2015 года.

В Письме Минздрава России от 17.11.2014 N 17-4/10/2-8639 "Об обеспечении эндопротезами за счет средств социального страхования" указано, что обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после 01.01.2015 года может осуществляться только гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации, наступило до 01.01.2015 года.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцу 29.01.2014 года установлена 1 группа инвалидности. Ему была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой истцу полагается проведение реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, в том числе эндопротезов тазобедренного сустава (л.д. 18-19).

24.11.2014 года истцом было приобретено техническое средство реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации Corail-Pinnacle стоимостью 183600 рублей (л.д. 17, 20-21).

24.11.2014 года ему выполнено тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава (л.д. 12).

26.01.2015 года истец обратился в филиал № 32 ГУ РО Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации приобретенного технического средства реабилитации.

Письмом от 12.10.2015 года в выплате компенсации было отказано по тем основаниям, что ранее Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, в редакции, действовавшей до 01.01.2015 года, было предусмотрено предоставление инвалиду, в числе прочего, технических средств реабилитации: протезов, включая эндопротезы, и ортезы, однако, с 01.01.2015 эндопротезы исключены из данного Перечня. С 01.01.2015 года оказание медицинской помощи инвалидов, требующей использование эндопротезов, осуществляется за счет средств медицинского страхования, предусмотренных на отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи. Согласно разъяснениям Министра труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 27.01.2015 № 13-3/10/В-453, уполномоченный орган вправе после 01.01.2015 года произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные в 2014 году эндопротезы только тем инвалидам, которые встали на учет до 01.01.2015 года. Однако при передаче сведений и документов из Одинцовского управления соцзащиты населения ФИО1 на учете не состоял, сведения по нему не передавались.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, предусматривает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

Обеспечение эндопротезами суставов входит в Перечень видов высокотехнологичной помощи, включенных в базовую программу ОМС, п. 26 которого эндопротезирование суставов конечностей в блоке "Травматология и ортопедия" отнесено к видам высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно п. 6 Порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 N 930н указанная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Таким образом, в данном случае значимым юридическим обстоятельством является установление периода возникновения права у инвалида на получение компенсации в рамках ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Анализируя представленные доказательства, сопоставляя их с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения дела, суд находит требования ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в размере 183600 руб. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Индивидуальной программой реабилитации, выданной истцу 11.03.2014 года, предусмотрено обеспечение эндопротезом тазобедренного сустава и с этого момента у него возникло право на получение технического средства реабилитации, а также на компенсацию расходов на приобретение технического средства реабилитации.

Доказательств того, что истцом приобретено иное техническое средство реабилитации, не предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, и расходы по его приобретению превышают размер стоимости технического средства, которое должно было быть предоставлено истцу по программе, в деле не имеется.

Ссылка ответчика на нормативные акты, вступившие в законную силу после 01.01.2015 года является несостоятельной, поскольку право истца на получение данного технического средства реабилитации наступило до 01.01.2015 года. На момент возникновения права истца на компенсацию за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, указанное выше распоряжение Правительства Российской Федерации, вносящее изменения в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в силу не вступило, в связи с чем, гарантированное государством обязательство на компенсацию данных расходов должно быть исполнено в полном объеме ответчиком, поскольку согласно ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Ссылку ответчика на письмо Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.01.2015 года суд находит несостоятельной, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.

Исходя из смысла ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО1 денежную компенсацию за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в размере 183600 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., а всего 183900 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Миронова