ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-912/2013 от 22.10.2013 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-912/2013                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Голубевой Н.В.,

с участием:

заявителя ФИО1,

представителя заявителя адвоката Дубовой Ю.Б.,

представителя заинтересованного лица администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по жалобе ФИО1 на решение органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> заявитель обратилась в администрацию Фурмановского городского поселения с заявлением о признании ее семьи малоимущей в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Решением комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> в удовлетворении заявления отказано, поскольку по мнению заинтересованного лица заявитель предоставила неполные сведения о доходах семьи. Считает решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным. Перечень документов, необходимых для обращения с заявлением для признания граждан малоимущими, перечислен в ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Заявитель предоставила на заседание комиссии весь пакет документов. Обжалуемое решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает права заявителя, поскольку препятствует реализовать право на жилище. Просит признать заявление ФИО1 обоснованным. Признать решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в признании семьи ФИО1 незаконным. Возложить на комиссию при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обязанность устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос по существу на основании представленных ФИО1 документов.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель заявителя адвокат Дубова Ю.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель заинтересованного лица администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, считала решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий законным и обоснованным, отмене не подлежащим.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Уполномоченный орган - орган местного самоуправления, уполномоченный на установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Орган, осуществляющий принятие на учет, - орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение учета малоимущих граждан и принятие решений о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - деятельность органа, осуществляющего принятие на учет, по регистрации граждан, признанных в установленном настоящим Законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, их учет для получения жилого помещения по договору социального найма, с одновременным аккумулированием сведений, поданных такими гражданами для признания их малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также ведение списков очередников и снятие граждан с учета.

Члены семьи заявителя - проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители данного заявителя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи заявителя, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» документы, необходимые для установления размера дохода и стоимости имущества для установления размера дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, а также в общей собственности заявителя и членов его семьи, представляются следующие документы:

1) паспорта (либо свидетельства о рождении для несовершеннолетних) всех членов семьи;

2) документы о составе семьи заявителя (свидетельства о рождении ребенка, о заключении брака, о расторжении брака, судебные решения об усыновлении (удочерении) и другие);

3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, в том числе:

а) справки с места работы, службы, из пенсионных фондов, органов социальной защиты, службы занятости и так далее;

б) налоговые декларации, заверенные налоговыми органами;

4) заявления-декларации заявителя и членов его семьи о наличии (отсутствии) других видов дохода, ценных бумаг, вкладов в учреждениях банков;

5) заявления-декларации заявителя и членов его семьи о наличии в собственности заявителя, членов его семьи, а также в общей собственности заявителя и членов его семьи имущества, предусмотренного ч. 3 ст. 4 Закона. При наличии у уполномоченного органа сомнений в отсутствии у заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего учету, уполномоченный орган вправе проверить представленную информацию своими силами и средствами;

6) копии документов, подтверждающих стоимость имущества, указанного в заявлениях-декларациях, предусмотренных п. 5 ч. 1 настоящей статьи, либо заявления-декларации заявителя и членов его семьи об оценке указанного имущества, если отсутствует возможность, в том числе финансовая, провести его независимую оценку.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» при наличии у органа местного самоуправления возможности получения необходимых достоверных сведений иным способом, в том числе в электронном виде, они могут быть использованы вместо указанных в ч. 1 настоящей статьи документов, представленных заявителем.

Согласно ч. 4 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» органы местного самоуправления вправе проверять представленные заявителем сведения и документы путем направления обращений в органы государственной власти, государственным должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Согласно ст. 11 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» заявитель или заявитель и члены его семьи (далее - семья) признаются малоимущими уполномоченным органом, если размер возможных семейных накоплений и стоимость налогооблагаемого имущества семьи не дают возможности накопления средств на приобретение жилого помещения по норме предоставления в течение периода накопления. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем или членами его семьи в суд.

Постановлением администрации Фурмановского городского поселения от 22.01.2009 г. № 19 при администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области создана комиссия по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 23).

Согласно положению о комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, функциями комиссии является рассмотрение заявлений, обращений граждан по вопросу признания их малоимущими по Фурмановскому городскому поселению для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению; выработка решений о признании или непризнании граждан малоимущими по Фурмановскому городскому поселению для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Комиссия имеет право запрашивать в пределах своей компетенции необходимую для объективного рассмотрения и решения вопросов информацию от всех предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; снимать с рассмотрения письма, заявления, обращения, в которых изложена недостоверная информация; приглашать на заседания по существу рассматриваемых вопросов граждан, являющихся заявителями или лицами, заинтересованными в решении вынесенного на рассмотрение вопроса (л.д. 24-25).      

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратилась в администрацию Фурмановского городского поселения с заявлением о признании ее и членов ее семьи - сыновей ФИО 1 ФИО 2, ФИО 3 малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 42).

Согласно протоколу заседания комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> № 5, член комиссии пояснила, что в своем заявлении ФИО1 указала состав семьи 4 человека, однако учитывая решение Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ> и показания соседей, проживающих в <адрес>, семья ФИО1 состоит из 5 человек. Брак между ФИО1 и ФИО 4 расторгнут, но фактически они живут вместе и ведут общее хозяйство. ФИО 4 имеет на праве собственности дом по адресу: <адрес>. ФИО1 зарегистрирована в данном домовладении со своими детьми в качестве членов семьи собственника жилого помещения, документов подтверждающих раздельное проживание бывших супругов, а также доходы ФИО 4 для расчета среднемесячного дохода семьи заявителя не предоставлены. <ДД.ММ.ГГГГ> вопрос о признании семьи ФИО 4 на комиссии уже рассматривался, в своем заявлении ФИО 4 указывал бывшую супругу, как члена своей семьи, хотя на тот момент брак уже был расторгнут. ФИО1 в течении длительного периода работает на центральном рынке <адрес> продавцом непродовольственных товаров, данный факт заявитель не отрицает, однако сведения о доходах, полученных от своей трудовой деятельности, для расчета среднемесячного дохода не предоставила. Комиссия решила отказать семье ФИО1, состоящей из 4 человек, в признании малоимущей, в связи с тем, что она предоставила неполные сведения о доходах своей семьи (ч. 2 ст. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма») (л.д. 31-32, 40).

Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области ФИО2 решения комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий оформляются протоколом, который не утверждается Постановлением Главы администрации Фурмановского городского поселения.

Как следует из материалов учетного дела ФИО1 к заявлению ею были приложены все документы, необходимые для установления размера дохода и стоимости имущества для установления размера дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, а также в общей собственности заявителя и членов его семьи, перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» (л.д. 40-104).

Кроме того в материалах учетного дела ФИО1 имеется справка от <ДД.ММ.ГГГГ> о том, что семья ФИО1, состоящая из 4 человек, может быть признанна малоимущей, т.к. размер ее возможных накоплений не дает ей возможности накопления средств на приобретение жилого помещения по норме предоставления в течение 60 месяцев (л.д. 41).

Вместе с тем, решением комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано, поскольку ею не были представлены сведения о доходах бывшего супруга и сведения о доходах со своего места работы.

Данное решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении ФИО1 суд считает незаконными и подлежащим отмене, поскольку как следует из свидетельства о расторжении брака брак между ФИО 4 и ФИО1 прекращен <ДД.ММ.ГГГГ> на основании решения о расторжении брака мирового судьи судебного участка № 2 Фурмановского района Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 106), согласно трудовой книжке ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> не трудоустроена (л.д. 107-108). Как следует из показаний, допрошенных по делу свидетелей ФИО 5, ФИО 6, ФИО1 - заявитель с ФИО 4 разведены, вместе не проживают, совместного хозяйства не ведут, ФИО1 не работает, ее и ее детей содержат друзья и родственники. Также суд отмечает, что комиссия при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Положением о комиссии вправе в пределах своей компетенции запрашивать необходимую информацию от всех предприятий и организаций, а также приглашать на заседания комиссии заявителей или лиц, заинтересованных в решении вынесенного на рассмотрение вопроса. Вместе с тем, как следует из протокола заседания комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> г., при рассмотрении заявления ФИО1, комиссия в том числе руководствовалась показаниями соседей заявителя, а также самого заявителя, которые на заседании комиссии не вызывались и участия в заседании комиссии не принимали.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> в отношении ФИО1 является незаконным, поскольку заявителем были представлены в полном объеме документы, необходимые для установления размера дохода и стоимости имущества для установления размера дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, а также в общей собственности заявителя и членов его семьи, перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Требования комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий о необходимости предоставления ФИО1 сведений о доходах бывшего супруга и сведений о доходах заявителя являются незаконными, поскольку как установлено в судебном заседании брак между ФИО1 и ФИО 4 прекращен <ДД.ММ.ГГГГ> г., совместное хозяйство они не ведут, совместно не проживают, ФИО1 не трудоустроена, в связи с чем она лишена возможности предоставить комиссии сведения о своих доходах и доходах бывшего супруга.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд пришел к выводу, что решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> в отношении ФИО1 незаконно и подлежит отмене, суд считает необходимым в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ возложить на комиссию при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обязанность устранить допущенное нарушение и вынести законное решение по заявлению ФИО1 о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования ФИО1 законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение комиссии при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от <ДД.ММ.ГГГГ> в отношении ФИО1.

Возложить на комиссию при администрации Фурмановского городского поселения по признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обязанность устранить допущенное нарушение и вынести законное решение по заявлению ФИО1 о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: __________________