ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-912/2021 от 13.12.2021 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело №2-912/2021

УИД 44RS0003-01-2021-002865-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области ФИО2, при секретаре судебного заседания Лелиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации за с досрочное прекращение полномочий главы поселения при преобразовании муниципального образования в размере шестимесячного денежного содержания в сумме 89 364 рубля.

В обоснование заявленных требований указала, что согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области от 19.09.2017 года №64 истец была избрана главой Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области с пятилетним сроком полномочий.

Постановлением Костромской областной Думы от 14.03.2018 года №853 Головинское сельское поселение Шарьинского района Костромской области было преобразовано в форме присоединения включением его в состав Шангского сельского поселения Шарьинского района Костромской области.

Распоряжением №47 от 25.11.2018 года 30.11.2018 года полномочия истца были прекращены досрочно.

Как указано в иске, в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования Головинского сельского поселения и подпункта 2 пункта 1 Решения Совета депутатов Головинского сельского поселения N 14 от 12.11.2018 года лицам, замещающим муниципальные должности установлена денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием поселения в размере шестимесячного денежного содержания. Согласно штатному расписанию по администрации Головинского сельского поселения с 01.01.2017 года размер денежного содержания истца на момент досрочного прекращения полномочий составлял 14 894 рубля. Новое штатное расписание не принималось.

Учитывая изложенное, ответчик должен был произвести истцу выплату денежной компенсации в размере шестимесячного денежного содержания 89 364 рубля, однако ответчик от выплаты уклоняется, что повлекло обращение истца в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что на момент прекращения полномочий не достигла пенсионного возраста, трудоспособность не была утрачена. Считает, что пункт о распространении действия пункта о выплате денежной компенсации только на лиц, достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность дополнительным и не применимым к ее исковым требованиям.

Представитель ответчика Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области ФИО2 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном возражении, пояснив, что истцу не положена указанная в иске денежная компенсация, поскольку согласно части 2 статьи 36 Устава муниципального образования Головинского сельского поселения положения пункта 12 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования Головинского сельского поселения распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. На момент на момент досрочного прекращения полномочий истец не достиг пенсионного возраста, сведений о потере ей трудоспособности не предоставлялись.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 вступила в должность главы Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области с 22 сентября 2017 г., была избрана на выборах главы Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области 10 сентября 2017 года (л.д. 14, 31).

14 июня 2018 года Костромской областной Думой принято решение о преобразовании в форме присоединения Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области, включив его в состав Шангского поселения Шарьинского района Костромской области (л.д.15).

Согласно трудовой книжки истца на основании п.12 ч.6 ст.36, абзаца второго части 3 ст.40-ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ, закона Костромской области от 20.06.2018 года №393-6-ЗКО, Распоряжения главы Головинского сельского поселения от 25 ноября 2018 года №47 прекращены полномочия главы Головинского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области (л.д.14).

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона).

Как установлено ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как установлено частью 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальным служащим в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" данным Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 15-П от 27.06.2013, поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130.

Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, принятого Советом депутатов Головинского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области решением № 26 от 23 июня 2010 года ( в редакции решений Совета депутатов Головинского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.№000, от ДД.ММ.№000 от ДД.ММ.№000, от ДД.ММ.№000), Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, замещает муниципальную должность и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. На момент вступления в должность истца (ДД.ММ.) Глава сельсовета избирался на выборах.

Согласно п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.

Законом Костромской области от 20.06.2018 N 393-6-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований в Шарьинском муниципальном районе Костромской области и внесении изменений в Закон Костромской области "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" (принят Костромской областной Думой 14.06.2018) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по инициативе органов местного самоуправления и с согласия населения преобразуемых муниципальных образований, выраженного представительным органом каждого из преобразуемых муниципальных образований, преобразовано путем объединения муниципальное образование Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области и муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области - в муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в границах преобразованных муниципальных образований, указанных в настоящей статье, с административным центром село Николо-Шанга (статья 1).

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, преобразованных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы, связанные с правопреемством, решаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 2 статьи 2).

Согласно ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) выборного должностного лица местного самоуправления.

Согласно подпункта 2 пункта 1 Решения Совета депутатов Головинского сельского поселения N 14 от 12.11.2018 года лицам, замещающим муниципальные должности Головинского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области на постоянной основе установлена денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в размере шестимесячного денежного содержания, установленного на день прекращения полномочий в связи с преобразованием поселения (л.д.16).

Согласно штатному расписанию по администрации Головинского сельского поселения с 01.01.2017 года размер денежного содержания истца на момент досрочного прекращения полномочий составлял 14 894 рубля (л.д.17).

Согласно подпункта «а» пункта 7 части 2 статьи 3 Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Костромской области" (принят Костромской областной Думой 25.11.2008) Уставами муниципальных образований лицам, замещающим муниципальные должности, может устанавливаться денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в случае преобразования муниципального образования, а также упразднение муниципального образования.

Согласно статьи 3.1 Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО Положения пункта 7 части 2 настоящей статьи распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность (часть 3.1 введена Законом Костромской области от 24.03.2016 N 85-6-ЗКО).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области лицам, замещающим муниципальные должности, устанавливается денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий при преобразование поселения.

Согласно части 2 статьи 36 Устава муниципального образования Головинского сельского поселения положения пункта 12 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования Головинского сельского поселения распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Ввиду того, что истец на момент досрочного прекращения ее полномочий как главы Головинского сельского поселения не достигла пенсионного возраста, сведений о потере ею трудоспособности на момент прекращения полномочий истцом не представлено, учитывая, что Закон Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО, Устав муниципального образования Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области содержат положения о выплате денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий при преобразовании муниципального образования лицам, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, оснований для удовлетворения исковых требовании ФИО1 о взыскании в ее пользу денежной компенсации при досрочном прекращении ее полномочий как главы Головинского сельского поселения в размере шестимесячного денежного содержания, установленного на день прекращения полномочий в связи с преобразованием поселения, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Судья С.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 г.