Дело № 2-939/2020
66RS0001-01-2019-010290-69
Мотивированное решение изготовлено 06.07.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.06.2020
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Орловой М. Б.,
при секретаре Химченко В. В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4 – ФИО3, представителя ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – ФИО5, представителя ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области – ФИО6, представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Правительству Свердловской области, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга об обязании организовать обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указали нижеследующее.
Истцы являются собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> и ежемесячно уплачивают взнос на капитальный ремонт. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> установлен на 2015-2017 годы. В последующем срок проведения капитального ремонта общего имущества в указанных домах неоднократно переносился. 02.12.2019 истцы направили Правительству Свердловской области претензии с требованием незамедлительной организации проведения капитального ремонта общего имущества в указанных многоквартирных домах. До настоящего времени капитальный ремонт общего имущества в данных многоквартирных домах не произведен.
Указав вышеизложенные обстоятельства, истцы просили обязать Правительство Свердловской области организовать обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> в установленный судом срок.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков по требованиям истцов привлечены Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга (л.д. 79-80).
В судебное заседание истец ФИО4 не явился, извещен надлежащим образом и в срок, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4 – ФИО3 поддержали исковые требования по предмету и основаниям, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчиков Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – ФИО5, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области – ФИО6, Администрации г. Екатеринбурга – ФИО7 с иском не согласились, просили в иске истцам отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Правительства Свердловской области не явился, извещен надлежащим образом и в срок, до судебного заседания направил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в иске истцам отказать (л.д. 54-60).
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует ЖК РФ (п. 11.1 ч. 1 ст. 4), который относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 8.3 ст. 13, ч. 1 ст. 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области № 127-ОЗ), предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта правительством Свердловской области (п. 8 ст. 7).
В соответствии с ч. 5 ст. 168 ЖК РФ и п. 3 ст. 10 Закона Свердловской области № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений (п. 1 ст. 10 названного регионального закона).
Пунктом 2 ст. 10 Закон Свердловской области № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.
Данный порядок установлен ст. 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (п. 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п. 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (п. 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (п. 8).
Как следует из материалов дела, истец ФИО2 с 20.09.2005 по настоящее время является общим долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец ФИО4 с 06.04.2006 по настоящее время является общим долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец ФИО3 с 23.10.2006 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>; истец ФИО1 с 01.02.1994 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 13, 62-67).
Реализуя свои полномочия в данной сфере, Правительством Свердловской области принято постановление от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» (далее по тексту - Региональная программа). Подготовка Региональной программы капитального ремонта осуществлялась в порядке, предусмотренном ст. ст. 7 и 7-1 Закона Свердловской области № 127-ОЗ, а также распоряжением Правительства Свердловской области от 30.01.2014 № 68-РП «О подготовке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
Спорный дом (<адрес>), 1930 года постройки, в котором проживают истцы, в указанную программу был включен с указанием планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (годов) 2015-2017 года (стр. 78-81 перечня Региональной программы).
Постановлениями Правительства Свердловской области от 19.08.2015 № 756-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 22.12.2016 № 905-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме определен 2018-2020 года (стр. 21462-21465 перечня Региональной программы), 05.07.2017 № 493-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 21.12.2017 № 1007-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 10.08.2018 № 508-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме определен 2039-2041 года (стр. 25525-25528 перечня Региональной программы), 08.11.2018 № 772-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 27.09.2019 № 632-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен) в Региональную программу капитального ремонта внесены изменения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в приложении в таблице строки 25587 - 25590 (соответствовали спорному дому) признаны утратившими силу.
Решением Свердловского областного суда от 21.01.2020 по делу № 3а-3/2020 признаны не действующими со дня принятия строки 25587 - 25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27.09.2019 № 632-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> на 2039 - 2041 годы.
В настоящее время спорный многоквартирный дом в Региональную программу не включен.
На момент рассмотрения дела доказательств тому, что Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу строки 25587 - 25590 в таблице приложении, признано недействующим суду не представлено.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время спорный дом по <адрес> не включен в Региональную программу, то у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> в установленный судом срок. Заявляя настоящий иск при отсутствии спорного дома в Региональной программе, истцы фактически возлагают на суд полномочия по внесению спорного дома в Региональную программу с указанием планового периода проведения капитального ремонта общего имущества спорного дома, что является недопустимым. ЖК РФ и Закона Свердловской области № 127-ОЗ четко определяют порядок включения многоквартирного дома в Региональную программу и ее утверждения.
Настоящим иском истцы фактически выражают свое несогласие с переносом планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> на 2039 - 2041 годы, а также с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу строки 25587 - 25590 в таблице приложении, что свидетельствует о неверно избранном истцами способе защиты нарушенного права.
Также суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2014 № 194-ПП «Об определении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и о внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2008 № 189-ПП «О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области» Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно ст. 168 ЖК РФ и ст. 19 Закона Свердловской области № 127-ОЗ в Свердловской области создан региональный оператор, к обязанностям которого относится организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов; взаимодействие с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные функции, предусмотренные федеральным законом и учредительными документами регионального оператора.
Указом Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 № 444-УГ в качестве регионального оператора определен Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Исходя из возложенных на ответчиков ЖК РФ, Законом Свердловской области № 127-ОЗ, нормативно-правовыми актами функций, суд приходит к вывод, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга по заявленным в настоящем деле требованиям истцов об организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> в установленный судом срок являются ненадлежащими ответчиками.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Правительству Свердловской области, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга об обязании организовать обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: