ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9143/15 от 18.09.2015 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-9143/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Рыбаловой С.С.,

при секретаре Иониной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. ФИО5 18 сентября 2015 г. гражданское дело по иску ФИО4, ФИО3 к Главному управлению образования Курганской ФИО5 о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести выплату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Главному управлению образования Курганской ФИО5 о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка. В обоснование иска указали, что имеют двоих детей ? ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> управления образования Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ истцы извещены, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении молодой семье регионального материнского капитала со ссылкой на Постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в Постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы». Считают, что изменения в Программу внесены после рождения их второго ребенка, в связи с чем не могут применяться к их семье. На основании изложенного, просили признать решение Главного управления образования Курганской ФИО5 об отказе в предоставлении регионального материнского капитала незаконным, обязать Главное управление образования Курганской ФИО5 выплатить за счет средств областного бюджета ФИО3 и ФИО4 региональный материнский капитал.

В судебном заседании представитель истцов ФИО4, ФИО3 по доверенности ФИО7 заявленные исковые требования поддержала, в обоснование приведя доводы искового заявления.

Представитель ответчика Главного управления образования Курганской ФИО5 по доверенности ФИО8 в судебном заседании не участвовала, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика. В письменном отзыве с исковыми требованиями не согласилась, указала, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка, в связи с чем, истцам было отказано в предоставлении региональной субсидии при рождении второго ребенка. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Правительства Курганской ФИО5 по доверенности ФИО9 с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Постановлением Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная Программа Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы.

Также названным Постановлением определен Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской ФИО5 «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской ФИО5», который устанавливает правила предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской ФИО5 «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской ФИО5» государственной Программы Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного ребенка и более, соответствующей следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет;

2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках, в том числе, подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской ФИО5» государственной Программы Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы;

3) оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курганской ФИО5;

4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых и государственных Программ Курганской ФИО5, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на территории Курганской ФИО5.

Абзацем 4 пункта 3 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… было предусмотрено, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка единовременно при условии, что молодая семья соответствует условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.

Постановлением Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы» внесены изменения в указанный выше пункт Порядка в части ограничения предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка). Данными изменениями было установлено, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и регионального материнского капитала в виде единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка в соответствии с Законом Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской ФИО5», в случае если на момент его рождения (усыновления) молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка. Согласно абз. 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… (в редакции постановления Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства на 2014-2018 годы») материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.

В соответствии с п. 9 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)…основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) являются:

1) несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацами четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка;

2) непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 Порядка, за исключением документов, которые запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 4 Порядка;

3) смерть ребенка;

4) недостоверность сведений, содержащихся в документах, установленных пунктом 4 настоящего Порядка.

Согласно пунктам 10, 11 названного Порядка решение о предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) либо об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) Главное управление образования Курганской ФИО5 принимает в течение 5 дней со дня проведения заседания Комиссии.

В течение 5 дней со дня принятия решения Главное управление образования Курганской ФИО5 в письменной форме уведомляет молодую семью о принятом решении (в случае принятия решения об отказе в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) - с указанием причин и оснований отказа и порядка обжалования решения).

Из материалов дела – свидетельства о заключении брака I-БС от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении I-БС от ДД.ММ.ГГГГ – следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 и ФИО10 (после заключения брака – ФИО12) заключили брак, от которого ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» и ФИО4, ФИО3 заключен договор займа на сумму <данные изъяты> руб., сроком по ДД.ММ.ГГГГ, с целью приобретения для постоянного проживания жилого помещения, находящегося по адресу: <...>.

ДД.ММ.ГГГГ у истцов родился второй ребенок - ФИО1 (свидетельство о рождении I-БС от ДД.ММ.ГГГГ).

Из сообщения ГУ УПФР в г. ФИО5 Курганской ФИО5 следует, что ФИО3 обращалась в УПФР г. ФИО5 с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направление материнского капитала в сумме <данные изъяты> руб. на погашение займа на приобретение жилья.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в Главное управление образования Курганской ФИО5 с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка.

Решением Главного управления образования Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГФИО4, ФИО3 отказано в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка в связи с несоответствием молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацам четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка, а именно, указанная семья имеет основание на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В адрес ФИО4, ФИО3 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со ссылками на пункт 9 и абз. 3 пункта 4 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской ФИО5 «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской ФИО5», утвержденного Постановлением Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и указанием на то, что с ДД.ММ.ГГГГ региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка.

Согласно ч. 1 ст. 50 Закона Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативных правовых актах Курганской ФИО5» действие нормативных правовых актов начинается, как правило, со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы. Нормативным правовым актом может быть предусмотрен сложный порядок его действия, в том числе, если момент вступления в силу и момент начала действия нормативного правового акта не совпадают.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 указанного выше Закона Курганской ФИО5 указы Губернатора Курганской ФИО5, постановления Правительства Курганской ФИО5 и нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской ФИО5 вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской ФИО5, Правительства Курганской ФИО5, органа исполнительной власти Курганской ФИО5 (но не ранее дня их официального опубликования).

В силу ч. 1 ст. 54 Закона Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативных правовых актах Курганской ФИО5» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим нормативным актом не установлено иное.

Постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной Программе Курганской ФИО5 «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы», которым внесены изменения, предусматривающие, что с ДД.ММ.ГГГГ материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) только первого ребенка, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Изменения, внесенные Постановлением Правительства Курганской ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при обращении истца ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление образования Курганской ФИО5, вступили в силу и действовали изменения, внесенные Постановлением Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованными доводы представителей ответчиков о том, что как на момент обращения ФИО12 с заявлением в Главное управление образования Курганской ФИО5, так и на момент принятия решения об отказе в предоставлении региональной субсидии, действовало постановление Правительства Курганской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в редакции с внесенными изменениями указанным выше Постановлением Правительства Курганской ФИО5.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности вынесенного Главным управлением образования Курганской ФИО5 решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцам в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), отсутствии оснований для предоставления ФИО12 материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), поскольку у семьи имеются основания на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и, соответственно, отказе ФИО4, ФИО3 в удовлетворении заявленных требований о признании указанного выше решения Главного управления образования Курганской ФИО5 незаконным, предоставлении региональной субсидии.

Доводы истцов, указанные в исковом заявлении, суд во внимание не принимает как основанные на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4 к Главному управлению образования Курганской ФИО5 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского капитала, возложении обязанности произвести выплату регионального материнского капитала отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.С. Рыбалова