К делу №2-914/14
Р Е III Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Северская. 27 июня 2014 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Чиковой И.А.,
с участием: представителя истца Горового В.В., представителя ответчика Шинкарева М.А., представителя третьего лица Бубновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клейменова Вячеслава Александровича к администрации Ильского городского поселения об изменении разрешённого вида использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Клейменов В.А. обратился в суд с иском к администрации Ильского городского поселения об изменении разрешённого вида использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал следующее:
Ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1340 кв.м кадастровый <...>, расположенный по адресу: <...> Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
Он обратился в администрацию Ильского городского поселения с просьбой проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования прежнего «для сельскохозяйственного производства» на новый «для садоводства» с целью дальнейшего строительства садового дома на вышеуказанном земельном участке и регистрации права собственности на садовый дом в Северском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Администрация Ильского городского поселения не стала проводить публичные слушания и дала ответ (отказ) о том, что в ч.2 ст.7, ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства в силу требований ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ дополнительные разрешения и процедуры согласования не проводятся.
Он обратился в Северский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с разъяснением порядка регистрации садового дома на земельном участке с категорией земельного участка: «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешение использования «для сельскохозяйственного производства». Возможна ли регистрация права собственности на садовый дом на землях сельскохозяйственного назначения без дополнительных разрешений и процедур согласования, в том числе без изменения вида разрешенного использования земельного участка с прежнего «для сельскохозяйственного производства» на новый «для садоводства»?. Вывод Росреестра, основанный на действующем анализе законодательства был следующим: Российское законодательство не предусматривает регистрацию прав граждан на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках с категорий «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
Таким образом, видно, что его право собственности на полноценное владение и пользование земельным участком нарушено органом местного самоуправления, а именно: право строительство садового жилого дома.
Он считает вывод администрации Ильского городского поселения необоснованным и решение, принятое на основании данного вывода, незаконным, нарушающим конституционные права собственника, в связи с чем и обратился в суд, по следующим основаниям:
1. В соответствии со ст.36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а значит управлять, пользоваться и распоряжаться земельным участком в полном объеме. Право пользования земельным участком органом власти в лице администрации Ильского городского поселения ему было ограничено, в результате он лишился права строительства садового дома из-за отказа проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка «для садоводства».
2. Решение администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края от 01.04.2014 года № 969 считает бездействием государственного муниципального органа власти, которое нарушает право использовать земельные участки предоставленные гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха с правом возведения жилого строения и правом регистрации проживания в нем, регламентированные в Земельном кодексе РФ и ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». То есть нарушается право частного собственника, в том числе регламентированное право, указанное в ст. 8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»: ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке: граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
3. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Действующим законодательством порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрен.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности Клейменова В.Л. усматривается, что указанный выше земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>, относится к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства"
Согласно ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются, в соответствии с федеральными законами.
В разъяснениях Министерства экономического развития, изложенных в Письме от 08.07.2011 г. № 14310-ИМ/А23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" указано, что до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких участков может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31.12.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной статьи.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 33 Правил землепользования и застройки Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета народных депутатов Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края N 11/23 от 22.12.2009 г., в случае, если собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости запрашивает изменение основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид пользования, то применяется процедуры, изложенные в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Одновременно названными выше Правилами землепользования и застройки зоны сельскохозяйственного использования определены как зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Ст. 17 содержит перечень, описание, зоны, виды разрешенного использования: основные разрешенные, вспомогательные, условно разрешенные виды, где зона сельскохозяйственного использования определена как зона сельскохозяйственных угодий СХЗ 1.
Зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ 1) в принятых Правилах землепользования и застройки (далее ПЗЗ) п. Ильского, ссылается на садоводство, как вид использования земельного участка в данной зоне для земельных участков с категорией земель сельскохозяйственного назначении. Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
К тому же запрета на использования земель с/х назначения для садоводства и дачного ведения хозяйства, согласно зоны СХЗ 1 в ПЗЗ нет, равно как и запрета на строительство садового дома, дословно указанно так: «Запрещается строительство объектов капитального строительства, несовместимых с функциональным назначением территории», а садоводство подразумевает, в том числе, строительство садового дома, наряду с посадкой садовых деревьев.
Согласно вышеуказанному Письму от 08.07.2011 г. N 14310-ИМ/А23 "Об изменении вила разрешенного использования земельного участка": «Одновременно необходимо обратить внимание, что порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В связи с чем, предусмотренное Законом N 66-ФЗ зонирование территорий необходимо для планирования предоставления земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако Закон 66-ФЗ не регулирует отношения по изменению видов разрешенного использования находящихся в частной собственности земельных участков, в границах которых планируется размещение садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, в том числе при наличии схем зонирования территорий для размещения таких объединений.
Таким образом, действующее законодательство не содержит однозначных норм, регулирующих порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. Значит вопрос об условном виде разрешенного использования земельного участка с категорией земли - «земли сельскохозяйственного назначения» остается открытым перечнем видов использования для обсуждений в публичных слушаниях, в рамках предусмотренного действующим законодательством по использованию сельскохозяйственных земель, в том числе «для садоводства» только для частных собственников таких земельных участков. Зонирование, согласно вышеуказанному разъяснению, обязательно лишь для вновь предоставляемых земельных участков из государственного и муниципального фонда земельных участков с/х назначения.
4. Данный выбор использования сельскохозяйственных земель - «для садоводства» не противоречит принципу деления земель по целевому назначению, подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». Смысл данного принципа можно трактовать следующим образом: целевое назначение земель (и соответственно, требования к целевому использованию земель) определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование - дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, говорит в том числе о садоводстве, как об одном из видов разрешенного использования, предусмотренных законодательством в категорию земельного участка - «земли сельскохозяйственного назначения»: под № 108 «садоводство и виноградарство».
В связи с изложенным, довод администрации Ильского городского поселения о том, что Правилами и законодательством не предусмотрена процедура проведения публичных слушаний при изменении разрешенного использования земельного участка, то есть дополнительные разрешения и процедуры согласования не проводятся, является несостоятельным.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Согласно ст. 209 ГК РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде. В соответствии со ст. 263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительным норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Исходя из смысла положений ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Принимая решение об отказе ему в изменении разрешенного использования земельного участка, орган местного самоуправления нарушил установленную законодательством процедуру, фактически разрешив в одностороннем порядке поставленный вопрос.
Истец в исковом заявлении считает, что имеет право на судебную защиту нарушенных прав собственника, поскольку во внесудебном порядке не удалось изменить вид разрешенного использования земельного участка и произвести кадастровый учет соответствующих изменений.
В связи с чем, истец в исковом заявлении просит суд признать право на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> с земель с/х назначения для с/х производства, находящегося в его личной собственности, с прежнего вида разрешенного использования для с/х производства на новый вид разрешенного использования «для садоводства». Обязать администрацию Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края выдать постановление на имя Клейменова Вячеслава Александровича об изменении разрешенного вида использования земельного участка № 23:26:0501000:2724 с земель с/х назначения для с/х производства на новый «для садоводства» (л.д. 25-29).
Истец Клейменов В.А., надлежащим образом - повесткой через его представителя уведомленный о дне судебного разбирательства по делу(л.д.39), в судебное заседание не явился.
Представитель истца Горовой В.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении требований истца, при этом в судебном заседании, давая объяснение по иску, уточнил требования истца указав, что истец просит суд признать незаконным отказ администрации Ильского городского поселения Северского района от 1 апреля 2014 года в изменении истцу вида разрешённого использования земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности. Просит возложить обязанность на администрацию Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края организовать и провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого вида использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности Клейменову Вячеславу Александровичу, площадью 1340 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: Россия, <...>
Представитель ответчика Шинкарев М.А. в судебном заседании пояснил суду, что администрация Ильского городского поселения при вынесении решения по поводу исковых требований Клейменова В.А. полагается на усмотрение суда. При этом пояснил суду, что Уставом Ильского городского поселения и Правилами землепользования и застройки Ильского городского поселения Северского района предусмотрено проведение публичных слушаний по вопросу изменения разрешённых видов использования земельных участков.
Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» - Бубнова О.В. в судебном заседании при вынесении решения также полагается на усмотрение суда
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца Клейменова В.А., с учётом их изменений в данном судебном заседании, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права истцу Клейменову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1340 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <...> (л.д. 30); из ответа администрации Ильского городского поселения <...> от 1 апреля 2014 года истцу на его заявление от 25 марта 2014 года об изменении вида разрешенного использования его земельного участка(л.д.10) следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства в силу требований ч. 2 ст. 7 ЗК РФ дополнительные разрешения и процедуры согласования не проводятся(л.д. 13).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Действующим законодательством порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрен.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются, в соответствии с федеральными законами.
В разъяснениях Министерства экономического развития, изложенных в Письме от 08.07.2011 г. № 14310-ИМ/А23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" указано, что до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких участков может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п/п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31.12.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В силу требований ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной статьи.
Согласно п.п. 3) п.3 ст.17 Устава Ильского городского поселения Северского района на публичные слушания должны выноситься и «вопросы предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков»(л.д.45,46).
Подпунктом 2) п. 2 ст. 33 и ст. 37 Правил землепользования и застройки Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета Ильского городского поселения Северского района N 232 от 22.12.2009 года, предусмотрен и устанавливается порядок проведения публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на основании заявления физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В силу требований ст. 209 ГК РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде. В соответствии со ст. 263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительным норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Принимая решение 1 апреля 2014 года № 969 об отказе истцу в изменении разрешённого использования земельного участка и проведении публичных слушаний по данному вопросу(л.д.13), глава Ильского городского поселения Северского района нарушил установленную законодательством процедуру.
При таких установленных судом в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Клейменова Вячеслава Александровича к администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка от 1 апреля 2014 года и об обязании организовать и провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого вида использования земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Ильского городского поселения Северского района от 1 апреля 2014 года в изменении Клейменову Вячеславу Александровичу разрешённого вида использования и проведении процедуры публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого вида использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности Клейменову Вячеславу Александровичу, площадью 1340 кв.м, кадастровый номер <...> расположенного по адресу: <...>
Возложить обязанность на администрацию Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края организовать и провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого вида использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности Клейменову Вячеславу Александровичу, площадью 1340 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 2 июля 2014 года.
Судья Маслак В.Г.