ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-914/19 от 05.09.2019 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2 –914/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2019 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Дорофеевой И.В.,

при секретаре Жусеве Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Галины Алексеевны к Управе Железнодорожного района городского округа г.Воронеж, отделу опеки и попечительства управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж, департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области о взыскании опекунского пособия

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнения, в окончательной форме Фролова Г.А. обратилась в суд с иском к Управе Железнодорожного района городского округа г.Воронеж, отделу опеки и попечительства управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж, департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области об обязании Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области за счет средств областного бюджета выплатить Фроловой Г.А. денежные средства на содержание подопечных детей Фролову Полину Валерьевну, 10.07.2003 г., и Фролова Андрея Валерьевича, 26.12.2004 г., установленных законом Воронежской области от 22 декабря 2005 г. №83-ОЗ « О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов ( попечителей)» с 17.10.2014 г. по 05.05.2017 г. в размере 201 502 рубля 1 копейка ( л.д. 85-86).

Исковые требования мотивированы тем, что Фролова Г.А. является опекуном двоих несовершеннолетних детей. В 2014 году Фролова Г.А. с детьми вынуждено покинула территорию Украины и прибыла в г. Воронеж. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 21 июля 2014 г. №ВК-1508/07 « Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину» распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж от 17.10.2014 г. несовершеннолетние подопечные были поставлены на учет в отделе опеки Управы Железнодорожного района г.Воронежа, однако им не были назначены и не выплачивались до момента приобретения гражданства Российской Федерации денежные средства на содержание подопечных детей. Ссылается, что назначение опекунского пособия с момента приобретения гражданства Российской Федерации, а не с момента постановки на учет в органе опеки является незаконным.

В судебное заседание истец Фролова Г.А., действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д.100).

Адвокат Тупикова И.В., представляющая интересы истца просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Управы Железнодорожного района г.Воронежа начальник отдела опеки и попечительства Бучнев А.Н. просил в удовлетворении требований отказать, т.к. в спорный период отсутствовала устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, право на получение пособия имеют граждане РФ.

Представитель ответчика Департамента финансов Воронежской области Кравец И.А. просила в удовлетворении иска отказать, т.к. Департамент Финансов Воронежской области не является главным распорядителем бюджетных средств.

Представитель ответчика Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Поспелов А.И. просил в удовлетворении иска отказать ссылаясь, что надлежащим ответчиком по спорным правоотношениям является орган опеки и попечительства (письменные возражения приобщены к материалам дела л.д.

Представитель Управление финансово – бюджетной политики администрации городского округа г.Воронеж в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом ( л.д.97).

Представитель третьего лица без самостоятельных требований отдела опеки и попечительства Управы Левобережного района г.Воронежа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ( л.д. 98).

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решениями Лисичанского городского Совета исполнительного комитета №772 от 20.12.2011 г., №771 от 20.12.2011 г. несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен статус детей- сирот ( л.д. 12, 13).

Решением Лисичанского городского Совета исполнительного комитета №701 от 06.12.2011 г. Фролова Г.А. назначена опекуном над малолетними внуками: ФИО2, ФИО3 Мать несовершеннолетних ФИО3 умерла 05.11.2011 ( свидетельство о смерти I-ЖД №285557, выдано Третьим Приморским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Одесского городского управления юстиции 08.11.2011). Сведения об отце несовершеннолетних Фроловой П.В., 2003 года рождения и Фролова А.В., 2004 года рождения, внесены в их актовые записи о рождении со слов матери ( л.д. 14).

В июне 2014 года Фролова Г.А. с несовершеннолетними детьми прибыла из Украины в Воронежскую область (л.д. 55).

1 октября 2014 г. истец Фролова Г.А. подала заявление в Управу Железнодорожного района г.Воронежа о постановке на учет подопечных ( л.д. 59).

Распоряжением Управы Железнодорожного района г.Воронежа №640-р от 17.10.2014 г. подопечные ФИО2, 2003 года рождения, ФИО3, 2004 года рождения поставлены на учет ( л.д. 11).

30.11.2017 г. Фролова Г.А. обратилась в Управу Железнодорожного района г.Воронежа с заявлением о назначении выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО2, 2003 года рождения и ФИО3, 2004 года рождения, в связи с тем, что мать несовершеннолетних умерла.

В ответе заместителя руководителя Управы Железнодорожного района г.Воронежа от 13.12.2017 г. указано, что в соответствии с письмом от 21.07.2014 № ВК-1508/07 министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации работ с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшми Украину», Фролова Г.А. была поставлена на централизованный учет распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от -7.10.2014 № 640 в отделе опеки и попечительства упрвы Железнодорожного района.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иными словами, только при наличии гражданства гражданин несет всю полноту прав и обязанностей страны, в том числе и получает право на социальные выплаты и льготы.

На момент постановки несовершеннолетних на централизованный учет в управе Железнодорожного района Фролова Г.А. и подопечные дети не являлись гражданами Российской Федерации, в связи с чем у Фроловой Г.А. не возникло право на получение денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов (попечителей). С момента приобретения гражданства РФ 05.05.2017 Фроловой Г.А. было назначено и выплачено денежное пособие на содержание несовершеннолетних подопечных (л.д. 19).

Таким образом, выплата опекунского пособия производится с 05.05.2017 г.

Ссылаясь на письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину» от 21.0-7.2014 г. №ВК-11508/7, Закон Воронежской области от 22.12.2005 г. №85-ОЗ « О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов (попечителей)», истец, полагат, что имеет право на выплату опекунского пособия с момента постановки на учет несовершеннолеьних подопечных в органе опеки.

По мнению суда, требование истца является необоснованным, по следующим основаниям.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.

Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 СК РФ).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 36 ГК РФ, часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве). Вместе с тем на основании части 1 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. С 01.01.2005 года порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливаются законами субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ).

На территории Воронежской области действует Закон №83-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов ( попечителей)» от 22 декабря 2005 г.

В соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области №83-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов ( попечителей)» от 22 декабря 2005 г. опекунское пособие - денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечного ребенка, расходуемые в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве;

подопечные дети- дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, над которыми в соответствии с действующим законодательством установлена опека ( попечительство), и проживающие на территории Воронежской области;

опекун ( попечитель) –физическое лицо, назначенное в соответствии с действующим законодательством органом опеки и попечительства исполнять обязанности по опеке или попечительству в отношении подопечного.

Порядок назначения опекунского пособия установлен статей 3 Закона Воронежской области №83-ОЗ от 22 декабря 2005 г.

Исходя из п.3 ст. 3 Закона №83-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов (попечителей)» от 22 декабря 2005 г. назначение опекунского пособия носит заявительный характер.

Согласно ч.1, ч.4 ст. 4 Закона выплата опекунского пособия осуществляется со дня вынесения решения о назначении опекунского пособия за период со дня возникновения оснований на его получение.

Назначенное опекунское пособие, своевременно не полученное опекуном ( попечителем), выплачивается за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ним последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста.

Денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период.

Таким образом, исходя из содержания и смысла вышеуказанных правовых норм, с учетом заявительного характера получения пособия, денежные выплаты назначаются с момента передачи несовершеннолетнего под опеку, но ограничены 1 годом до момента подачи заявления о назначении опекунского пособия.

Судом установлено, что опекунское пособие назначено с момента приобретения опекуном, подопечными детьми гражданства Российской Федерации - с 05.05.2017 г. (т.е. за 6 мес.25 дней, предшествующих подачи заявления). По мнению суда, данное решение Управы Железнодорожного района г.Воронежа является правомерным.

В соответствии с действующим законодательством, социальная поддержка детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в случае если и опекун и подопечные являются иностранными гражданами, решение об установлении опеки принималось компетентными органами иностранного государства, опека не передавалась, не предусмотрена.

Истец ссылается, что обязанность по социальной поддержке истца возникла на основании Письма Министерства образования и науки РФ от 21 июля 2014 г. № ВК- 1508/07 « Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину».

Данное Письмо было издано в связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам учета и устройства детей, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся на территории Российской Федерации.

В Письме содержится положение о том, что назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного ребенка, а также выплата вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям и предоставление мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание таких детей, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако, исходя из анализа Письма, суд приходит к выводу, что данным Письмом разъяснен порядок принятия временных мер по установлению опеки в отношении детей – граждан Украины со ссылкой на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Так, в соответствии со статьей 33 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.

Правоотношения между опекуном или попечителем и лицом, находящимся под опекой или попечительством, регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, учреждение которой назначило опекуна или попечителя.

Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.

Опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство.

В соответствии со статьей 35 Конвенции в случае необходимости принятия мер по опеке или попечительству в интересах гражданина одной Договаривающейся Стороны, постоянное местожительство, местопребывание или имущество которого находится на территории другой Договаривающейся Стороны, учреждение этой Договаривающейся Стороны безотлагательно уведомляет учреждение, компетентное в соответствии со статьей 34 Конвенции, согласно которой по делам об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство, если иное не установлено Конвенцией.

В случаях, не терпящих отлагательств, учреждение другой Договаривающейся Стороны может само принять необходимые временные меры в соответствии со своим законодательством. При этом оно обязано безотлагательно уведомить об этом учреждение, компетентное в соответствии со статьей 34 Конвенции. Эти меры сохраняют силу до принятия учреждением, указанным в статье 34 Конвенции, иного решения.

Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства, в отношении детей - граждан Украины может быть принято решение об установлении над ними опеки и попечительства в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с обязательным уведомлением компетентного органа Украины об установлении опеки (попечительства).

Принимая во внимание, что Фролова Г.А. прибыла в Российскую Федерацию, г.Воронеж, являясь опекуном несовершеннолетних детей, решение об установлении опеки над детьми- сиротами не принималось, опека не передавалась, суд приходи к выводу, что основания для взыскания опекунского пособия с 30.11.2016 г. отсутствуют.

Постановка на учет подопечных ФИО2, 2003 года рождения, ФИО3, 2004 года рождения распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж 17. 10.2014 г. не влечет само по себе обязанности по выплате опекунского пособия, поскольку учет производился с целью мониторинга общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденно покинувших территорию Украины, организации работы по оказанию детям, находящимся под опекой содействия в получении консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской помощи.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Фроловой Галине Алексеевне об обязании Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области за счет средств областного бюджета выплатить Фроловой Галине Алексеевне денежные средства на содержание подопечных детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 17.10.2014 г. по 05.05.2017 г. в размере 201 502 рубля 1 копейка отказать.

Решение может быть обжаловать в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Дорофеева И.В.

мотивированное решение изготовлено 11.09.2019 г.