Дело № 2-914/ 2016
Решение
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года г. Старая Русса
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Литвин О.В., с участием истца - помощника прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Корнеева А.В., истца - ФИО1, при секретаре Кльоц Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по иску заместителя Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах ФИО1 к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Заместитель Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 о понуждении совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что по обращению ФИО1 Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области проведена проверка соблюдения социальных и жилищных прав при обеспечении жилыми помещениями, в ходе которой установлено, что ФИО1 в силу Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ), Областного закона от 05.09.2014 № 618-ОЗ «О мерах по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же усыновителей» (далее по тексту Областной закон № 618-ОЗ), Областного закона от 24.12.2013 № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилых помещениях и предоставлении благоустроенного жилого помещения. Собственником либо иным владельцем объектов недвижимости она не является. Приказом Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 включена во внеочередной список предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. До настоящего времени вопрос о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения в натуре не разрешен, жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено. Будучи сиротой ФИО1, является представителем социально незащищенных слоев населения, не имеет возможности самостоятельно реализовывать свое право на судебную защиту, в связи с чем в соответствии с действующим федеральным законодательством заместитель Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд в защиту ее нарушенных прав и законных интересов, и просит обязать Администрацию Старорусского муниципального района предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Корнеев А.В. поддержал исковые требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что является сиротой, жилья в собственности не имеет.
Представитель ответчика - Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамент образования и молодежной политики Новгородской области и Департамент финансов Новгородской области- надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно представленному отзыву на исковое заявление, представитель ответчика указал, что приказом Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 включена во внеочередной список предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ областным законом Новгородской области от 24.12.2013 N 431-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения и предоставления лицам. Согласно части 1 статьи 1 поименованного выше областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентируется статьей 19 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон № 131 -ФЗ) Частью 2 статьи 63 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен основополагающий принцип, согласно которому финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Денежных средств, выделяемых из областного бюджета на приобретение жилых помещений для лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением из числа детей-сирот не достаточно, поскольку количество лиц, на которых предусмотрены средства в областном бюджете, меньше количества лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Вышеуказанный принцип исключает возможность приобретения и/или строительства жилых помещений с целью предоставления их детям-сиротам за счет средств местного бюджета, так как статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных выше, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов. На основании вышеизложенного, просят суд учесть что, согласно части 2 статьи 3 вступившим в силу 01 января 2014 года областным законом Новгородской области от 24.12.2013 N 431-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Новгородской области и уполномоченные им органы исполнительной власти области, а именно Департамент образования и молодежной политики Новгородской области и Департамент финансов Новгородской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить финансовыми средствами исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городского округа субвенций из областного бюджета.
Согласно письменного отзыва на исковое заявление представитель Департамента образования и молодежной политики Новгородской области указал, что постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети- сироты), определяющее порядок обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (далее Положение). В соответствии с Положением департамент ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список). ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ№. Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ,; органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа наделены полномочиями по приобретению и (или) строительству жилых помещений для детей-сирот, а также по предоставлению их детям-сиротам.
Из представленного отзыва на исковое заявление Департамента финансов Новгородской области, следует, что на основании ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч.З ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Полномочиями по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также по предоставлению им благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда областным законом от 24.12.2013 № 431-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органыместного самоуправления муниципальных районов и городского округаНовгородской области. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области осуществляют учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Нуждающиеся в жилом помещении или их законные представители обращаются в органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Органами местного самоуправления выдается или направляется гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, нуждающемуся в жилом помещении расписка о принятии его на учет. Как следует из представленных материалов дела, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения на основании приказа департамента образования и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№. С целью контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, обобщения сведений об учете детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении на территории Новгородской области, своевременного планирования бюджетных ассигнований, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа на обеспечение жильем детей- сирот департамент образования и молодежной политики Новгородской области формирует и ведет единые списки (реестры) детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении на основании сведений представленных органами местного самоуправления (п.3.1.28-3.1.31 Положения «О департаменте науки и молодежной политики Новгородской области» утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№). Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета бюджетам муниципальных районов, городского округа. Предоставляемая субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Областным законом Новгородской области от 16.12.2014 N 679-03 "Об областном бюджете на ... год и на плановый период ... и ... годов" предусмотрено распределение субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ...-... годы. В ... году Старорусскому муниципальному району предоставлена субвенция в сумме ... рублей, из которой ... рублей за счет средств областного бюджета, ... рублей из федерального бюджета. Согласно отчета о расходах по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за ... год Старорусским муниципальным районом израсходовано ... рублей, их них ... рублей из областного бюджета, ... рублей из федерального бюджета. В ... году предусмотрена субвенция в сумме ... рублей, из которой ... рублей из федерального бюджета, ... рублей за счет средств областного бюджета. В ... году размер субвенции предусмотрен в сумме ... рублей, их которой за счет средств областного бюджета ... рублей, ... рублей из федерального бюджета. Таким образом, средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения предусмотрены бюджету Старорусского муниципального района в соответствии с поступающими расчетами от департамента образования и молодежной политики Новгородской области. Перераспределение субвенций на выполнение отдельных передаваемых государственных полномочий между видами субвенций и муниципальными образованиями производится на основании ежеквартальных отчетов исходя из фактических расходов на осуществление органами местного самоуправления области отдельных государственных полномочий области. При расчете субвенции из областного бюджета бюджетам городского округа и муниципальных районов области на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учитываются заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поданные до 31 июля текущего финансового года. Для определения объема средств, необходимого для обеспечения жилыми помещениями лиц, включенных в список на очередной финансовый год в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 09.04.2013 N 167 "Об утверждении положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" департамент образования и молодежной политики Новгородской области ежегодно до 15 августа текущего года представляет расчеты в департамент финансов Новгородской области. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей областным законом об областном бюджете на очередной финансовый и на плановый период перечисляются департаментом финансов Новгородской области главному распорядителю средств областного бюджета (департаменту образования и молодежной политики Новгородской области). Заявки на финансирование подаются органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов главному распорядителю средств областного бюджета. Жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и субсидий из федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность и предоставляются детям-сиротам по договорам социального найма. В соответствии со ст. 11 Областного закона Новгородской области от 05 сентября 2014 года №618-03 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до ДД.ММ.ГГГГ включительно и своевременно не получившие жилое помещение. На основании изложенного, полагаем право ФИО1 на обеспечение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, переданного для этих целей из государственной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма законодательно закреплено.
Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО1 являются: мать - ФИО2, отец - ФИО3.
Решением Старорусского городского суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается копией свидетельства о смерти.
Из копии постановления Администрации г.Старая Русса и Старорусского района Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека.
Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что ФИО1 относится к категории детей- сирот.
Согласно выписке из Единого государственного реестра сведений о зарегистрированных правах собственности ФИО1 на территории Российской Федерации не имеется.
В соответствии с данными паспорта ФИО1, она зарегистрирована по адресу: <адрес>
Из данных комитета по образованию администрации Старорусского муниципального района следует, что приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 жилое помещение не предоставлено.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Согласно п.7 по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ на территории Новгородской области принят Областной закон от 05.09.2014 № 618-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же усыновителей» (далее по тексту Областной закон № 618-ОЗ), определяющий механизм реализации на территории Новгородской области указанных дополнительных гарантий.
Областным законом Новгородской области от 24 декабря 2013 N 431-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступившим в силу 01 января 2014 года органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в статье 11 Областного закона Новгородской области от 05.09.2014 N 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных выше, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов.
Во исполнение вышеуказанных областных законов постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту Положение).
Пунктом 5.5 Положения установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета. При этом, жилые помещения должны отвечать требованиям статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», санитарно- эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.2645-10), а также иным требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, уже переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования заместителя прокурора в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению, поскольку, несмотря на соблюдение истцом необходимых условий для реализации права на получение жилья, вопрос о предоставлении в соответствии с перечисленными нормами закона благоустроенного жилого помещения ФИО1 до настоящего времени положительно не разрешен.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ п. п. 3, 9, 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса расходы по оплате госпошлины взысканию с ответчика не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 103,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил
Иск заместителя Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах ФИО1 к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области предоставить ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца после вынесения мотивированного решения 29 апреля 2016 года, через Старорусский районный суд Новгородской области.
Судья: О.В.Литвин