ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-915 от 11.06.2013 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 июня 2013 года                                     г. Салехард

 Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

 при секретаре судебного заседания:        Шальневой С.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-915 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес>, Правительству <адрес> о признании незаконным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и предоставлении жилищной субсидии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> о признании незаконным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии, возложении на ответчика обязанности предоставить ему в порядке очередности жилищную субсидию на погашение задолженности по кредитам (займам), предоставленным юридическим лицом, средства которых направлены на приобретение жилья.

 В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ его супругой ФИО4 с его согласия была приобретена трёхкомнатная квартира. Для обеспечения оплаты за приобретаемую квартиру между ним, его супругой и ОАО «Сбербанк России» был заключён кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ <***>, согласно которому, банк предоставил им кредит в сумме 1 700 000 рублей на приобретение квартиры.

 Далее истец сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО о включении его в список № 2 для предоставления в порядке очередности жилищной субсидии на приобретение жилья в городе Салехард, и ДД.ММ.ГГГГ на основании решения окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес> он был включён в список № 2 как имеющий право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья на территории автономного округа под порядковым номером 20, данное решение было принято комиссией в связи с его фактической нуждаемостью в жилье.

 В ноябре 2012 года он заключил со своей супругой договор дарения 1/20 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, что было вызвано необходимостью выдачи на его имя свидетельства о государственной регистрации права, поскольку субсидия предоставляется непосредственно гражданскому служащему, а свидетельство о регистрации права собственности на квартиру было оформлено на его супругу. Но в начале апреля 2013 года ему вручили копию протокола окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2, согласно которого ему отказали в предоставлении жилищной субсидии в связи с тем, что он не использовал жилищный кредит на оплату договора купли-продажи квартиры, на покупку которой этот кредит был предоставлен ему банком, а приобрел право собственности на долю в указанной квартире по договору дарения. С решением комиссии он не согласен, поскольку квартира была приобретена им и его супругой как нуждающимися в жилье за 2 750 000 рублей, из них 1 050 000 рублей - их личные сбережения, оставшаяся часть в сумме 1 700 000 рублей взяты в кредит в банке, оставшаяся часть долга по состоянию на апрель 2013 года составляет 918 493 рубля, погашение задолженности в основном производилось за счёт его доходов, поскольку его доход больше, чем у супруги. Также истец указал, что комиссией не учтены нормы действующего семейного законодательства Российской Федерации, а именно, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной     собственностью.

 Таким образом, он несет ответственность перед кредитной организацией в случае неуплаты долга по договору кредитования принадлежащим ему имуществом, при этом, он фактически лишен права претендовать на получение жилищной субсидии, своим решением об отказе в предоставлении субсидии комиссия фактически лишает его права в дальнейшем претендовать на её получение. Также указал, что в случае получения жилищной субсидии она будет реализована на погашение долга по кредитному договору, тем самым жилищная субсидия имеет прямое целевое назначение.

 В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимал, направил в суд своего представителя ФИО4, действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

 Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что ФИО2 был включен в список № 2, при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ на заседании окружной комиссии учетного дела истца было установлено, что денежные средства, предоставленные ОАО «Сбербанк России», направлены на оплату жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором продавцом по доверенности является ФИО6, а покупателем ФИО4 Согласно условиям договора, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена с использованием кредитных средств банка в собственность ФИО4, а ФИО2 не является стороной указанного договора купли-продажи, с связи с чем, на заседании окружной комиссии было принято решение об отказе истцу в выдаче субсидии.

 Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что ФИО2 является государственным гражданским служащим автономного округа, состоит в должности заместителя начальника отдела государственной гражданской службы и кадров управления кадрового, документационного и информационного обеспечения Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции <адрес>, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его стаж государственной гражданской службы составил 5 лет 8 месяцев.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в Департамент строительства и жилищной политики <адрес> о включении его в список № 2 для предоставления в порядке очерёдности жилищной субсидии, указав состав семьи 4 человека: ФИО2, супруга ФИО4, сыновья ФИО7 и ФИО8

 Однако решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес>, протоколом № 2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании подпункта «в» пункта 1.3. Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим <адрес> жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилищной субсидии на цели погашения задолженности по кредитному договору, в виду приобретения права собственности на долю в праве по договору дарения.

 Статьями 44 и 45-1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе <адрес>» определено, что государственным гражданским служащим автономного округа в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются такие дополнительные государственные гарантии как предоставление единовременной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

 Учёт государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение служебных жилых помещений, жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа и ведется по следующим спискам: список № 1 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение служебных жилых помещений; список № 2 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории автономного округа либо за его пределами.

 Государственный гражданский служащий автономного округа при наличии необходимых оснований вправе по своему выбору состоять в одном из списков либо в обоих списках. Порядок ведения учета регулируется постановлением <адрес>.

 Право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья по месту жительства на территории автономного округа имеют состоящие на государственной гражданской службе автономного округа в органах государственной власти автономного округа и иных государственных органах автономного округа государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие стаж гражданской службы не менее 5 лет на дату подачи заявления, при наличии одного из следующих оснований:

 1) не имеющие жилых помещений на территории автономного округа, то есть не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории данного муниципального образования;

 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

 Предоставление единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере.

 Условия, порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливаются постановлением <адрес>.

 Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 222-А утверждёно Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим <адрес> и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти <адрес>, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья (далее Положение).

 Так, пунктом 1.3 названного Положения предусмотрено, что жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья (далее - жилищная субсидия) является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, средства которых направлены на приобретение (строительство) квартиры на территории автономного округа либо за его пределами, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

 Согласно пунктов 3.1. и 3.2. Положения, предельный размер предоставляемой жилищной субсидии ежегодно определяется распоряжением <адрес> в пределах объема ассигнований из окружного бюджета на текущий год, предусмотренных на предоставление жилищных субсидий государственным гражданским служащим, лицам, замещающим государственные должности. Размер жилищных субсидий не может превышать стоимость приобретаемого (строящегося) жилого помещения либо сумму остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом или займом.

 В пункте 4.1. Положения перечислены документы, необходимые для предоставления государственными гражданскими служащими, желающими получить жилищную субсидию, в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа, среди которых в дополнении указаны также справка о гражданах, постоянно проживающих с заявителем; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная органами, осуществляющими государственную регистрацию, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на каждого члена семьи заявителя на территории автономного округа, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (в случае заключения договора купли-продажи); копию кредитного договора (договора займа).

 Решение о предоставлении жилищной субсидии государственным гражданским служащим принимает комиссия - пункт 4.7 Положения.

 Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, его супругой ФИО4 и ОАО «Сбербанк России» был заключён кредитный договор <***>, согласно которому, банк предоставил созаёмщикам кредит «Ипотечный» по программе «Молодая семья», в сумме 1 700 000 рублей под 12,5% годовых на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

 Стороной по договору купли-продажи квартиры выступила супруга истца ФИО4, и впоследствии ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения передала супругу ФИО10 1/20 доли в принадлежащей трёхкомнатной квартире, общей площадью 67,3 кв.м, в том числе жилой площадью 40 кв.м.

 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности ФИО2 по кредитному договору <***> составил 918 493 рубля 20 копеек.

 Однако решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес>, протоколом № 2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании подпункта «в» пункта 1.3. Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим <адрес> жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилищной субсидии на цели погашения задолженности по кредитному договору, в виду приобретения права собственности на долю в праве по договору дарения.

 Однако суд не может согласиться с решением окружной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ поскольку, как верно отмечено истцом, квартира на <адрес> была приобретена им и его супругой как нуждающимися в жилье за 2 750 000 рублей, по кредитном договору они выступали созаемщиками, погашение задолженности по кредиту производится за счёт совместных средств семьи. Квартира приобреталась именно на нужды семьи, в целях улучшения их жилищных условий.

 При этом, суд находит обоснованным довод истца о том, что оформление договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ было вызвано необходимостью выдачи на его имя свидетельства о государственной регистрации права, поскольку субсидия предоставляется непосредственно гражданскому служащему, а свидетельство о регистрации права собственности на квартиру было оформлено на его супругу, и данный факт истцом от ответчика не утаивался.

 Как справедливо отмечено истцом, в случае получения жилищной субсидии она будет реализована на погашение долга по кредитному договору, тем самым целевое назначение жилищной субсидии будет осуществлено.

 Также суд находит верным довод истца о том, что решением об отказе в предоставлении субсидии комиссия фактически лишает его права в дальнейшем претендовать на её получение, предусмотренное Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе <адрес>».

 Как следует из объяснений представителя ответчика и исследованных в судебном заседании доказательств, иных оснований для отказа ФИО2 в предоставлении жилищной субсидии у окружной комиссии не имелось.

 При таких обстоятельствах, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению в полном объёме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес> в предоставлении ФИО2 жилищной субсидии на погашение задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, на приобретение квартиры.

 Обязать Департамент строительства и жилищной политики <адрес> предоставить ФИО2 в порядке, установленной решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ очередности, жилищную субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору <***> от ДД.ММ.ГГГГ, средства которого направлены на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в размере, установленном законодательством <адрес>.

 Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

 Председательствующий                            Т.Ю. Щепкина