Дело № 2-915/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Ванино 5 декабря 2018 года.
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Д.В.Кулигина,
при секретаре К.В.Бренько,
с участием представителей истца помощника Ванинского транспортного прокурора И.Б.Бобровой и старшего помощника Ванинского транспортного прокурораЕ.ФИО1, действующих на основании доверенности,
представителя ответчика ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива»ФИО2, действующего на основании доверенности № 8 от 17 января 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному унитарномупредприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива», ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части охраны объектов, являющихся федеральной собственностью, в результате которой установлено, что в нарушение постановления Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта РФ», административное здание филиала ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива», расположенное по адресуя: <...>, включенное в перечень объектов, подлежащих охране ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» не охраняется подразделением ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ». Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» имеет филиалы, в том числе, в морском порту Де-Кастри. Учредителем и собственником имущества ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» является Департамент морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (федеральный орган государственной власти). Помещения здания филиала ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри общей площадью 212,5 кв.м. закреплены за ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» Федерального агентства Морского и речного транспорта Российской Федерации на праве оперативного управления. Обязанность по охране помещений филиала ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в порту Де-Кастри возложена законодательством на ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерстватранспорта России». Между тем, договоры на охрану здания филиалом, начиная с 2016 года, не заключались. Активную позицию по заключению таких договоров ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» не проявляло. Бездействие ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» и ФГУП«Управление ведомственной охраныМинистерства транспорта Российской Федерации», выражающееся в не обеспечении охраны филиала ФГБУ «Администрация морского порта Ванино» в морском порту Де-Кастри силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» создает угрозу безопасности деятельности учреждения, создает предпосылки для совершения актов незаконного вмешательства, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.
С учетом изложенного истец просил обязать ФГБУ «Администрацию морских портов Охотского моря и Татарского пролива» обеспечить охрану филиала ФГБУ «Администрацию морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743. Обязать ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» осуществлять охрану филиала ФГБУ «Администрации морского порта Ванино» в морском порту Де-Кастри в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, по изложенным в заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по тем основаниям, что соответствии с пунктом 2.1. Устава ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива», утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 17 декабря 2014 года № АД-476-р, ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» является федеральным государственным бюджетным учреждением (некоммерческой унитарной организацией). Согласно пункта 1.3 Устава учредителем и собственником имущества ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» является Российская Федерация. Согласно пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства. 5 октября 2018 года руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» обратился в адрес Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта с просьбой внести изменения в перечень объектов охраняемых подразделениями «Управления ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в части исключения из него административного здания Филиала ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в порту Де-Кастри, поскольку указанное административное здание, расположенное по адресу: <...>, не относиться к объектам транспортной инфраструктуры в понятии, установленном пунктом 5 статьи 1 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ.Таким образом, считает, что ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» не может считаться надлежащим ответчиком по иску Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры.
Представитель ответчика ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта России», будучи надлежащим образом, уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл, причину неявки не сообщил и не просил об отложении рассмотрения дела.Согласно отчета о доставке почтовой корреспонденции, судебное уведомление о рассмотрении настоящего гражданского дела им было получено 29 ноября 2018 года.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лиц.
В судебном заседании представителем истца был поддержан отказ Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора от исковых требований к ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» о возложении обязанности по обеспечению охраны филиала ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743.
Определением суда от 5 декабря 2018 года производство по гражданскому делу в части исковых требований Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» о возложении обязанности по обеспечению охраны филиала ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743 было прекращено в связи с отказом от иска.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд пришел к следующему выводу.
Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части охраны объектов, являющихся федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 года№ 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного закона ведомственная охрана – это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 № 743 утверждено Положение о ведомственной охране Министерства транспорта РФ, которое определяет структуру органов ведомственной охраны, нормы численности работников и порядок организации деятельности ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 Положения, Ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства.
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляется ведомственной охраной в соответствии с заключенными договорами.
Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о ведомственной охране, основными задачами ведомственной охраны являются:1)защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;2)обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; 3)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Согласно пункту 6 Положения о ведомственной охране, предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации. Руководитель предприятия по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации создает обособленные подразделения ведомственной охраны, осуществляет руководство и утверждает их организационную структуру и штатную численность.
Согласно пункту 12 Положения о ведомственной охране, финансовое обеспечение деятельности органа управления осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству транспорта Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций, предприятия - за счет средств собственников охраняемых объектов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 24 ноября 2008года № 192 «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации», на ведомственную охрану Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ведомственная охрана) возлагаются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.
Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе.
Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации
Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 № 130 «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
В силу абзаца 3 пункта 2 Положения о ведомственной охране, Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 года № 222, утвержден перечень охраняемых объектов подразделения ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России».
Перечень включает в себя Раздел I «Объекты государственной формы собственности» и Раздел II «Объекты иных форм собственности, находящихся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГБУ «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с пунктом 862 Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской федерации», утвержденного Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 года № 222 административное здание Филиала ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в порту Де-Кастри, расположенное по адресу: 682429, <...> отнесено к ведению Росморречфлота.
Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» имеет филиалы в том числе, в морском порту Де-Кастри. Учредителем и собственником имущества ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива»является Департамент морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (федеральный орган государственной власти).
В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация морских портов осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также оказывает услуги в морском порту пользователям в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Перечень услуг в морских портах, оказываемых администрацией морских портов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Из информации от руководителя ФГБУ «Администрации морских портовОхотского моря и Татарского пролива»ФИО3 от 30 августа 2018 года № 18/51, а также информации директора Приморского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» от 6 сентября 2018 года № 2224 следует, что филиал ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри не охраняется подразделением ФГУП «УВО Минтранса России».
В соответствии с пунктом 2.1. Устава ФГБУ «Администрации морских портовОхотского моря и Татарского пролива», утвержденного Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 17 декабря 2014 года № АД-476-р, ФГБУ «Администрации морских портовОхотского моря и Татарского пролива» является федеральным государственным бюджетным учреждением (некоммерческой унитарной организацией).
Согласно пункту 1.3 Устава ФГБУ «Администрации морских портовОхотского моря и Татарского пролива», учредителем и собственником имущества администрации является Российская Федерация.
Согласно разделу 3 Устава ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» целью деятельности учреждения является обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, обеспечение готовности к проведению аварийно-спасательных работ, а также оказание услуг, связанных с проведением в морских портах спасательных операций.
Материалами дела подтверждается, что ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.
Функции и полномочия учредителя ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» осуществляет Росморречфлот.
Согласно Приложению № 1 к Уставу ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» имеет филиалы, в том числе в морском порту Де-Кастри.
Согласно пункту 1.10.3 Устава ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденного Распоряжением Минтранса России от 8 февраля 2016 года № МС-6-р, предприятие имеет Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», которое создано для осуществления уставных целей и задач предприятия, является его обособленным подразделением, осуществляющим все функции предприятия.
Согласно пункту 3.5 Устава ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», источником финансирования предприятия является как имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведениясобственником этого имущества, доходы предприятия от его хозяйственной деятельности, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций, так и иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В соответствии с положением статьи 10 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (Министерство транспорта Российской Федерации) и (или) средств собственников (Российская Федерация).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования к ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности по осуществлению охраны филиала ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 743 подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда следует установить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» осуществлять охрану филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Де-Кастри в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 743 в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Д.В.Кулигин