РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониской М.Н., ответчика - ООО «КБЖБ Сервис» в лице директора Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, представителя ответчика - ООО «КБЖБ Сервис» - Косых А.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «КБЖБ Сервис», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейно-водного управления Федерального агентства водных ресурсов, об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства - установить и согласовать точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта, провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, обратиться с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состоянии водных биоресурсов и среду их обитания, организовать подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований с учетом уточнений Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «КБЖБ Сервис».
Согласно сведениям ЕГРЮЛ в отношении ООО «КБЖБ Сервис», ОГРН *** ИНН ***, юридический адрес: ..., почтовый адрес: ..., ведет основную деятельность по добыче камня, песка и глины. Дополнительным видом деятельности является производство товарного бетона. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица является Кундашкин А.Н.
ООО «КБЖБ Сервис» ведёт работы по добыче общераспространённых полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь) (далее - ОРПИ) на участке недр №27 Братского руслового карьера, расположенном в 5 км. ниже створа плотины Братской ГЭС. Участок недр расположен на русле и на пойменных островах р. Ангара, в пределах Осиновского расширения. Основанием для добычи ОРПИ на данном участке недр является лицензия на право пользования недрами *** ТЭ, выдана **.**.****. В **.**.**** году срок действия лицензии продлён до **.**.****.
Пунктом 4.2 соглашения об условиях недропользования (приложение *** к лицензии на право пользования недрами ИРбр *** ТЭ) установлено, что недропользователь обязан соблюдать все требования и условия пользования недрами, определенные законодательством, лицензией, стандартами, нормами, правилами.
**.**.**** территориальным отделом водных ресурсов Енисейского бассейнового управления по Иркутской области решение о предоставлении водного объекта (Усть-Илимское водохранилище) в пользование ***, для разведке и добычи полезного ископаемого ООО «КБЖБ Сервис».
Пунктами 5, 8 ч. 2.3 данного решения о предоставлении водного объекта в пользование установлено, что использование водного объекта может производится водопользователем при выполнении некоторых условий, в т.ч. отказе от ведения работ на водном объекте (природном), приводящих к изменению его естественного водного режима, осуществления работ, связанных с пользованием недр методами и средствами, исключающими сброс в водный объект сточных вод, содержание в которых радиоактивных и других опасных для здоровья веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Статьёй 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Для добычи ОРПИ на участке недр №27 Братского руслового карьера ООО «КБЖБ Сервис» использует технический проект «Освоение месторождений нерудных материалов - карьер нижнего бьефа Братской ГЭС», разработанный в 1981 году.
Данным проектом (Раздел «Определение ущерба, наносимого рыбному хозяйству при разработке карьеров гравийно-песчаной массы на русловых участках Усть-Илимского водохранилища, находящихся на расстоянии 8-15 км. от створа Братской ГЭС», реферат, стр. 7), определено, что месторождение №27 целиком расположено на острове Тэнга, разработка вскрышных пород и добыча гравмассы будет проводиться в закрытом водоеме, т.е. при разработке будет оставляться громка грунта, отделяющая карьер от водохранилища.
Месторождение будет разрабатываться электрифицированными землесосными снарядами типа 300-40. Процесс разработки заключается в разрушении грунта дна и берега водоёма грунтозаборным устройством. Разрабатываемый грунт смешивается с окружающей его водой, образуя пульпу, которая поступает во всасывающую трубу установленного на землесосном снаряде грунтового насоса, который создавая избыточный напор пульпы, подаёт её по плавучему и береговому пульпопроводу на карту намыва.
Перед началом намыва сооружается ограждающая дамба, в тело которой укладываются водосбросные трубы диаметром 900 мм., для пропуска весеннего паводка. Сбросная осветлённая вода из прудов-отстойников карт намыва через водосбросные колодцы поступает в отстойник, в котором оседают частицы менее 0,14 мм., и далее попадают в реку. Пруд - отстойник для карьера №27 сооружается в протоке островом Окунёвый и островом Тэнга, путём намыва дамбы в нижней части протоки (реферат, стр. 8).
Указанным проектом установлено, что при разработке месторождения №27 закрытым способом, т.е. в закрытом водоеме, отделенном от водохранилища, не происходит загрязнения вод водохранилища, непосредственно в месте добычи. Загрязнение вод Усть-Илимского водохранилища предусмотрено только осветленными водами из илоотстойника.
В проекте (Раздел «Определение ущерба, наносимого рыбному хозяйству при разработке карьеров гравийно-песчаной массы на русловых участках Усть-Илимского водохранилища, находящихся на расстоянии 8-15 км. от створа Братской ГЭС», реферат, стр. 21, Ихтиофауна), установлено, что зарегулирование Ангары осенью 1974 года и образование Усть-Илимского водохранилища привели к резкому изменению гидрологического режима. Течение сохранилось только на участке, прилегающем к плотине Братской ГЭС, протяженностью около 40 км. В этих условиях значительно возрасло его значение, как места размножения речных видов рыб, таких как хариус, сиг, елец, переместившихся сюда с нижних участков водохранилища.
Решением о предоставлении водного объекта в пользование *** не установлены какие-либо специальные требования для водопользователя по охране водного объекта, в т.ч. по нормированию сбросов, по согласованию деятельности с органами Росрыболовства, при применении технологии добычи ОРПИ в закрытом водоёме.
В ходе осмотра территории месторождения №27 установлено, что земснарядом срезана кромка грунта, отделяющая закрытый водоём от водохранилища и при работе земснаряда происходить загрязнение Усть-Илимского водохранилища ниже по течению. Кроме того обнаружено, что в геодезической точке N56° 21" 1023"" E 101° 49" 1228"" происходит сброс неосветленных сточных вод через металлическую трубу (трубы) из отстойника в водохранилища.
Водным кодексом Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (п. 2 ст. 3).
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (ст. 11) установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 22 закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Статьёй 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствие со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Такая деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и сред их обитания.
На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.
Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Приказом Росрыболовства от 28.04.2007 №185 утверждено положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, согласно которому Управление осуществляет функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальном управлении Росрыболовства.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 11, ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ООО «КБЖБ Сервис» производит добычу ОРПИ на лицензионном участке №27, с нарушением технологии, установленной действующим проектом.
В нарушение требований ч. 2 ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ООО «КБЖБ Сервис» производя добычу ОРПИ на лицензионном участке №27, с нарушением технологии, установленной действующим проектом, не обратилось в ТОВР Енисейского БВУ по Иркутской области для внесения изменений в решение о предоставлении водного объекта в пользование *** от **.**.****.
В нарушение требований ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ч. 2 ст. 35 ВК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», ООО «КБЖБ Сервис», изменив технологию добычи ОРПИ на лицензионном участке №27 производит загрязнение поверхностного водного объекта (Усть-Илимского водохранилища) не разработав и не утвердив нормативы допустимого воздействия на водный объект.
В нарушение ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ч. 1, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. «б» ч. 2 положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, ООО «КБЖБ Сервис», изменило технологию добычи ОРПИ на лицензионном участке №27, загрязняет поверхностный водный объект (Усть-Илимское водохранилище), не согласовав такую деятельность с органами Росрыболовства, не проводив оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
В нарушение требований ч. 2 ст. 3, п. 6 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ООО «КБЖБ Сервис» сбрасывает сточные воды из отстойника в поверхностный водный объект (Усть-Илимское водохранилище), не имея оснований для приобретения права пользования поверхностным водным объектом или его частями.
В нарушение требований ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ч. 2 ст. 35 ВК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», ООО «КБЖБ Сервис» сбрасывает сточные воды из отстойника в поверхностный водный объект (Усть-Илимское водохранилище), не разработав и не утвердив нормативы допустимого воздействия на водный объект.
В нарушение ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ч. 1, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. «б» ч. 2 положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, ООО «КБЖБ Сервис», сбрасывает сточные воды из отстойника в поверхностный водный объект (Усть-Илимское водохранилище), не согласовав при этом такую деятельность с органами Росрыболовства, не проводив оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
В нарушение ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. «в» ч. 2 положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, ООО «КБЖБ Сервис» производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания не проводит.
В нарушение требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» директор ООО «КБЖБ Сервис» Кундашкин А.Н. не имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Осуществление ООО «КБЖБ Сервис» добычи ОРПИ на лицензионном участке №27, с нарушением технологии, установленной действующим проектом, без внесения изменений в решение о предоставлении водного объекта в пользование *** от **.**.****, не разработав и не утвердив нормативы допустимого воздействия на водный объект, не согласовав такую деятельность с органами Росрыболовства, не проведя оценку воздействия такой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, сбрасывая сточные воды из отстойника в поверхностный водный объект (Усть-Илимское водохранилище), не имея оснований для приобретения права пользования поверхностным водным объектом или его частями, не разработав и не утвердив нормативы допустимого воздействия на водный объект, не согласовав при этом такую деятельность с органами Росрыболовства, не проведя оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не осуществляя производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания не проводит не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта при осуществлении предприятием хозяйственной и иной производственной деятельности, что влечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника водного объекта – Усть-Илимского водохранилища и водных биоресурсов, обитающих в нем, а так же нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга жителей г. Братска и Братского района на благоприятную окружающую среду.
Экологическая безопасность - система предотвращения существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения не возобновляемых природных ресурсов в результате различных видов деятельности человека.
Экологическая безопасность производства нацелена на снижение техногенного воздействия на природу и минимизацию экологических рисков. Кроме того, экологическая безопасность является важным фактором качества окружающей среды.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики веществ, попадающих в Усть-Илимское водохранилище при добыче ОРПИ на участке №27 открытым способом, деятельность указанного юридического лица, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения) (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49). Не устранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что в силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости приостановления деятельности ООО «КБЖБ Сервис» по добыче ОРПИ на участке №27 открытым способом до получения необходимых документов на водопользование, с учетом изменённого способа добычи полезных ископаемых.
Отсутствие у руководителя ООО «КБЖБ Сервис» подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности нарушает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Просит суд с учетом уточнений обязать ООО «КБЖБ Сервис»:
- в срок до **.**.**** установить и согласовать 2 точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта в границах участка недр №27 с учетом изменения места добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища;
- в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- в срок до **.**.**** обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр № 27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейно-водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** производство по данному гражданскому делу в части исковых требований к ООО «КБЖБ Сервис»:
- о приостановлении деятельности ООО «КБЖБ Сервис» по добыче общераспространённых полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища до момента получения части поверхностного водного объекта в пользование с учетом изменения технологии добычи полезных ископаемых;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» разработать нормативы допустимых сбросов в водный объект (Усть-Илимское водохранилище), образующихся в результате изменённой технологии добычи общераспространённых полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» обратиться в территориальный отдел Федерального агентства водных ресурсов по Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - Усть-Илимское водохранилище не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространённых полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища на водные биоресурсы и среду их обитания не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространённых полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» обратиться в территориальный отдел водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления по Иркутской области с заявкой о предоставлении части водного объекта - Усть-Илимского водохранилища в пользование с целью сброса сточных вод из отстойника участка недр №27 не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» разработать нормативы допустимых сбросов в водный объект (Усть-Илимское водохранилище), образующихся в результате сброса сточных вод из отстойника участка недр №27, не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» обратиться в территориальный отдел Федерального агентства водных ресурсов по Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов из отстойника участка недр №27 в водный объект - Усть-Илимское водохранилище не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» провести оценку воздействия деятельности по сбросу сточных вод из отстойника участка недр №27 в Усть-Илимское водохранилище на водные биоресурсы и среду их обитания не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по сбросу сточных вод из отстойника участка недр №27 в Усть-Илимское водохранилище не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- об обязании ООО «КБЖБ Сервис» организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности предприятия по добыче общераспространённых полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища по сбросу сточных вод из отстойника участка недр №27 в водный объект на состояние водных биоресурсов и среду их обитания не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониская М.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд исковые требования с учетом уточнений удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - ООО «КБЖБ Сервис» в лице директора Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, в полном объеме признал исковые требования с учетом уточнений Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «КБЖБ Сервис» об обязании ООО «КБЖБ Сервис»:
- в срок до **.**.**** установить и согласовать 2 точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта в границах участка недр №27 с учетом изменения места добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища;
- в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- в срок до **.**.**** обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр № 27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «КБЖБ Сервис» - Косых А.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейно-водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ТОВР по Иркутской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонискую М.Н., представителей ответчика - ООО «КБЖБ Сервис» - Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, Косых А.В., действующую на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Ответчик - ООО «КБЖБ Сервис» в лице директора Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признал исковые требования с учетом уточнений Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «КБЖБ Сервис» об обязании ООО «КБЖБ Сервис»:
- в срок до **.**.**** установить и согласовать 2 точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта в границах участка недр №27 с учетом изменения места добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища;
- в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- в срок до **.**.**** обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр № 27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, о чем имеется его подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик - ООО «КБЖБ Сервис» в лице директора Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, в полном объеме признал исковые требования с учетом уточнений Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «КБЖБ Сервис» об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства - установить и согласовать точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта, провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, обратиться с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состоянии водных биоресурсов и среду их обитания, организовать подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять от ответчика - ООО «КБЖБ Сервис» в лице директора Кундашкина А.Н., действующего на основании прав по должности, признание иска.
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «КБЖБ Сервис»:
- в срок до **.**.**** установить и согласовать 2 точки отбора проб для производственного контроля состояния водного объекта в границах участка недр №27 с учетом изменения места добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища;
- в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- в срок до **.**.**** обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр № 27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища с учетом изменения места добычи;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр №27 открытым способом на открытой поверхности Усть-Илимского водохранилища на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
- не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке подготовку руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева