ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-915/2018 от 20.04.2018 Подольского городского суда (Московская область)

Мотивированный текст решения изготовлен 20.04.2018 г.

2-915/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ.

Подольский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Екимовой Т.А.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Авторусь - Подольск» о защите прав потребителей,-

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику в котором просил обязать ООО «Авторусь - Подольск» безвозмездно установить на автомобиль КИА Оптима, VIN: , систему контроля слепых зон, взыскать с ООО «Авторусь-Подольск» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., взыскать с ООО «Авторусь-Подольск» в пользу ФИО1 штраф в размере 50 % от суммы компенсации морального вреда, присужденной судом, свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Авторусь-Подольск» был заключен договор купли-продажи № АК17000138, в соответствии с которым ООО «Авторусь-Подольск» передало в собственность ФИО1 транспортное средство - автомобиль КИА Оптима, VIN: в комплектации, которая указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, а ФИО1 принял товар и уплатил за него сумму в размере 1 579 900 руб. 00 коп.

В соответствии со спецификацией в комплектацию товара входит «Система контроля слепых зон» (BSD).

Однако в процессе эксплуатации автомобиля ФИО1 было обнаружено, что указанная опция в товаре отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ООО «Авторусь-Подольск» с требованием установить указанную опцию.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авторусь-Подольск» провело проверку технического состояния товара, в результате которой было установлено отсутствие блока обнаружения объектов в непросматриваемой зоне (BSD), однако в удовлетворении требования об устранении недостатков отказало, указав, что при покупке товар был принят без претензий по качеству, комплектности и техническому состоянию,

ФИО1 не обладает специальными знаниями, позволяющими визуально определить наличие всех опций автомобиля. Установление наличия системы контроля слепых зон возможно только при непосредственной эксплуатации автомобиля. На основании вышеизложенного, истец обратился с данным иском в суд.

Истец - ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, пояснил, что между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи ТС ДД.ММ.ГГГГ Согласно спецификации, в комплектацию машины входит контроль слепых зон. Отсутствие данного датчика было обнаружено истцом в августе 2017 г. путем имитирования ситуаций, в которых опция должна была сработать, но она не сработала. Согласно заключению эксперта, имеются прорези для установки датчика, но сам датчик не установлен, опция отсутствует. Ответчик отказался исправить отсутствие данное опции.

Представитель ответчика ООО "Авторусь - Подольск" - ФИО2 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Авторусь-Подольск» был заключен договор купли-продажи № АК17000138, в соответствии с которым ООО «Авторусь-Подольск» передало в собственность ФИО1 транспортное средство - автомобиль КИА Оптима, VIN: , в комплектации, которая указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, а ФИО1 принял товар и уплатил за него сумму в размере 1 579 900 руб. 00 коп. ( л.д.4-6)

В соответствии со спецификацией в комплектацию товара входит «Система контроля слепых зон» (BSD).( л.д.7)

В процессе эксплуатации автомобиля ФИО1 было обнаружено, что указанная опция в товаре отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ООО «Авторусь-Подольск» с требованием установить указанную опцию. ( л.д.17)

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авторусь-Подольск» провело проверку технического состояния товара, в результате которой было установлено отсутствие блока обнаружения объектов в непросматриваемой зоне (BSD), однако в удовлетворении требования об устранении недостатков отказало, указав, что при покупке товар был принят без претензий по качеству, комплектности и техническому состоянию. ( л.д.15-16).

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд исходил из следующего:

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» - продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ « О защите прав потребителей» -потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

ДД.ММ.ГГГГ Истец принял автомобиль без претензий (о чем свидетельствует собственноручная подпись Истца) относительно качества, комплектности и технического состояния переданного автомобиля и дополнительного оборудования. Покупателю предоставлена в полном объеме информация о Товаре согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Невыясненных вопросов Покупатель к Продавцу не имеет.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Ответчик передал автомобиль Истцу в комплектации, согласно Приложения к вышеуказанному Договору купли-продажи, с опцией BSD.

Ни в этот день, ни по истечение 15 дней с даты продажи автомобиля Ответчиком, истец не обращался к Ответчику с претензией относительно отсутствия в автомобиле опции BSD.

Только через четыре месяца эксплуатации своего автомобиля - в сентябре 2017 года Истец обратился к ООО «АВТОРУСЬ-ПОДОЛЬСК» с жалобами на отсутствие слепых зон BSD.

На момент обращения к ООО «АВТОРУСЬ-ПОДОЛЬСК» в сентябре 2017 года пробег транспортного средства составлял более 10 000 км. Таким образом, Истец не мог не заметить в первые недели эксплуатации на неработоспособность системы BSD.

"эксплуатация" - стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации (п. 6 Технического регламента, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ).

Транспортное средство, принадлежащее ФИО1, поставлено на государственный учет в органах ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Истцом приложенной им к исковому заявлению копией ПТС <адрес>, длительное время находится у Истца, эксплуатируется собственником по назначению. ( л.д.13-14)

ДД.ММ.ГГГГ по обращению Истца от ДД.ММ.ГГГГ был составлен ООО «АВТОРУСЬ-ПОДОЛЬСК» Акт проверки технического состояния автомобиля, в котором зафиксирован факт отсутствия блоков обнаружения объектов BSD (бампер в присутствии Владельца демонтировался). Данные блоки располагаются в заднем бампере автомобиля, при этом, в автомобиле присутствуют элементы системы оповещения BSD на зеркалах, имеется кнопка BSD на торпеде в салоне автомобиля.

Согласно сервисной книжки каждый автомобиль, произведенный корпорацией KIA, покидая стены завода, проходит строгий выходной контроль качества. Согласно письма ООО «КИА МОТОРС РУС» от ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль KIAOPTIMA, VIN, был поставлен в комплектации Prestige, т.е. с опцией BSD. ООО «АВТОРУСЬ-ПОДОЛЬСК» со своей стороны провело Предпродажное сервисное обслуживание на выявление и устранение возможных неисправностей, возникших в процессе транспортировки и хранения автомобиля до момента продажи. Какие-либо работы в отношении данного транспортного средства ООО «АВТОРУСЬ-ПОДОЛЬСК» не заявлялись и не проводились, что также подтверждается письмом ООО «КИА МОТОРС РУС».

Спорный автомобиль был предан ООО «КИА МОТОРС РУС» Ответчику ДД.ММ.ГГГГ, а уже ДД.ММ.ГГГГ он был реализован Истцу, соответственно, Ответчик не мог за столь короткое время провести какие-либо работы, связанные с конструктивным изменением автомобиля.

На основании сервисной книжки (стр. 8) гарантия изготовителя на новый автомобиль ограничена недостатками производственного характера и не распространяется на следующие случаи (помимо прочего): выход из строя элементов автомобиля, вызванный внесением изменений в его конструкцию, а также при проведении Владельцем по своей инициативе или своими силами ремонта или демонтажа узлов или агрегатов автомобиля.

В ходе судебного заседания по настоящему гражданскому делу проводилась судебная автотехническая экспертиза, согласно выводам которой на автомобиле KIAOPTIMA, VIN: , блоки BSD устанавливаются (располагаются) на внутренней стороне заднего бампера.

Задний бампер автомобиля KIAOPTIMA, VIN: , предназначен для установки датчиков BSD. Требуется замена жгута проводки заднего бампера (жгут с разъемами под датчики BSD) и установка кронштейнов крепления датчиков.

На автомобиле KIAOPTIMA, VIN: , производился демонтаж заднего бампера.

Дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным. Автомобиль KIA OPTIMA, VIN: , оснащен элементами системы BSD (переключатель на панели приборов, зеркала с индикаторами «слепых зон»), но на внутренней поверхности заднего бампера отсутствуют датчики с элементами крепления и установлен некорректный жгут проводки. Исходя из наличия следов вкручивания саморезов в места креплений кронштейнов датчиков системы BSD, можно сделать вероятностный вывод о возможном монтаже датчиков заводом-изготовителем.

Представленное экспертом (заключение) по мнению суда, может быть принято и оценено как относимое и допустимое доказательство по делу, поскольку заключение подготовлено компетентным специалистом в соответствующих областях знаний, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, при даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы, проведенный экспертный анализ основан на специальной литературе, даны ответы на все поставленные судом вопросы, выводы эксперта отражены достаточно ясно и полно с учетом тех вопросов, которые были поставлены в определении суда, экспертное заключение по своему содержанию полностью соответствует нормам ГПК РФ, предъявляемым к заключению экспертов, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности эксперта у суда не имеется.

В ходе судебного заседания в качестве эксперта был допрошен ФИО3, который пояснил суду о том, что: для осмотра ему была представлена КИА Оптиа По вопросу пояснил, что «контроль слепых зон» на машине Киа Оптима устанавливаются под задним бампером с левой стороны и крепятся с внутренней стороны к заднему бамперу. Когда в слепой зоне находится ТС при скорости более 30 км/ч, в зеркале загорается специальная лампочка, говорящая о нахождении другого транспортного средства в слепой зоне. Если человек включает указатель поворота, то машина издает и звуковой сигнал. Датчиков всего: 2. При осмотре ТС истца было произведено снятие бампера специалистами сервиса, не было ни датчиков, ни кронштейна, они могли быть демонтированы. Был установлен только пучок под датчики парковки. Пучка для обеспечения работы блоков контроля слепых зон вообще не было. Сами датчики крепятся к бамперу, должен иметься «пучок» для установления датчика. В машине при комплектации контроля слепых зон кроме кронштейна, пучка для установки датчика, в машине также должен быть установлены специальные зеркала, кнопка на панели приборов для включения или отключения данной системы. В машину истца кнопка на панеле приборов для включения или отключения данной системы имеется. В машине истца есть необходимые опции, кроме кронштейна, для подключения контроля слепых зон. Бампер машины истца уже демонтировался при обращении истцом в сервис. После промытия отверстий и совершении экспертом макросъемки видны следы того, что туда вкручивались саморезы, имеются винтовые следы от вкручивания, есть отслоение частей пластика, то есть можно говорить о том, что саморезы вкручивались. Но цель их вкручивания определить эксперт не может. На кузове машины есть следы, которые косвенно свидетельствуют о том, что там ранее находилось оборудование. Вероятно оборудование монтировалось, но на момент осмотра оно отсутствовало. По данной модели ТС, как у истца, при включении указателя поворота ТС и при скорости более 30 км/ч в слепой зоне, включается звуковой сигнал. При эксплуатации месяца пользователь может не обнаружить отсутствие датчика контроля слепых зон, если он её не включал для её работы. Если кнопка нажата, то на самой кнопке горит датчик того, что функция включена. Бампер может сколько угодно демонтироваться. Визуально на машине истца бампер «родной».

Программное обеспечение бортового оборудования им не проводилось, так как это бессмысленно, бортовой компьютер это бы не показал. Функция отображения монтажа в бортовом компьютере машины является дополнительной, она не является штатной. Пробег машины: 10000 км. При использовании машины на протяжении 10000 км. при передвижении на дорогах в ТС можно увидеть отсутствие датчика контроля слепых зон.

Когда бампер устанавливается, в зависимости от количеств проводов пучка, можно определить предназначение пучка: для датчика парковки (нужно 3 проводка) или для датчика контроля слепых зон (порядка 15 проводов). У истца в машине на хомутах был закреплен пучок, предусматривающий датчик парковки.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий

Оценив представленные доказательства и доводы сторон по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено объективных и бесспорных доказательств о том, что ответчик продал ему автомашину в неполной комплектации с отсутствующей опцией - системы контроля слепых зон. Тот факт, что при обращении в сервис ответчика не была обнаружена данная опция не может служить основанием для удовлетворения иска, т.к. отсутствуют объективные доказательства о том, что данная опция не могла быть демонтирована после продажи автомашины в процессе ее эксплуатации.

Согласно имеющемуся в материалах настоящего гражданского дела акта приема - передачи автотранспортного средства к договору купли - продажи № АК17000138 от ДД.ММ.ГГГГФИО5 расписался о том, что претензий относительно качества, комплектности и технического состояния переданного автомобиля и дополнительного оборудования покупатель и продавцу не имеет. Покупателю предоставлена в полном объеме информация о товаре, его потребительских свойствах, стоимости, техническому состоянию в соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей». Невыясненных вопросов покупатель к продавцу не имеет. Комплектация автомобиля соответствует договору купли - продажи, стороны взаимных претензий не имеют, ( л.д.12) а следовательно у суда не имеется правовых оснований

для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ООО «Авторусь - Подольск» в полном объеме заявленного иска.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к ООО «Авторусь - Подольск» о защите прав потребителей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Екимова Т.А.

2-915/18