ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-915/2021 от 02.09.2021 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» сентября 2021 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., при секретаре Утиганове А.Б., рассмотрев гражданское дело № 2-915/2021 по исковому заявлению ФИО2 ФИО6 к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействие в части непредоставления в установленный законом срок письменного ответа на обращение о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в его обоснование, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 1440 кв.м. и нежилого здания с кадастровым номером 30:09:130314:117, площадью 809 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> «а». 17.12.2019 он обратился в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> «а». В письме от 11.03.2020 № 1807 ответчик отказал ему в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на необходимость соблюдения параметров застройки и озеленения, и представления расчета количества парковочных мест необходимых для обслуживания дополнительной торговой площади.

25.08.2020 он обратился с повторным заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему нежилого здания с приложением проектной документации, разработанной с учетом замечаний указанных в письме № 1807 от 11.03.2020. Из полученного им письма от 02.09.2020 № 6519 следовало, что его заявление не может быть рассмотрено в полном объеме, в связи с отсутствием необходимого, в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пакета документов.

09.09.2020 он обратился с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему нежилого здания, в письме от 06.10.2020 № 7489 ответчик вновь отказал ему в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на требования ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

15.12.2020 он вновь обратился с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию. Письмом от 24.12.2020 № 9869 ответчик отказал ему в выдаче разрешения на реконструкцию магазина, в связи с тем, что территория размещения проектируемого объекта находится в зоне недопустимой для размещения объекта капитального строительства в соответствии с ограничениями, установленными охранной зоной инженерных коммуникаций (реестровый номер 30:00-6.250).

На основании письма филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» от 26.01.2021 № АЭ/106/80 им получено согласование расположения в охранной зоне 30:00-6.250 земельного участка с кадастровым номером <адрес>.

04.02.2021 по результатам устранения имеющихся замечаний он вновь обратился в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, принадлежащего ему нежилого здания, с приобщением всех ранее поданных документов. На основании письма ответчика от 12.02.2021 № 1248 им вновь получен отказ в выдаче разрешения на реконструкцию магазина, в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <адрес> (для индивидуальной жилой застройки) не допускает размещение объекта капитального строительства – магазина.

19.03.2021 он вновь обратился в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, принадлежащего ему нежилого здания. 19.04.2021 срок установленный законом для рассмотрения обращения граждан истек, его заявление до настоящего времени не рассмотрено, таким образом имеет место незаконное бездействием ответчика, созданы препятствия для реализации права владения земельным участком.

Истец просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в части не предоставления в установленный законом срок письменного ответа на обращение о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, а также обязать выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания.

В судебном заседании истец и его представитель ФИО1 заявленные требования просили удовлетворить в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещен надлежаще, в суд не явился, причины неявки не сообщил, возражений не представил.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 30:09:130314:100, площадью 1440 кв.м, а также нежилого здания с кадастровым номером <адрес>, площадью 809 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> «а».

19.03.2021 истец обратился в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, принадлежащего ему нежилого здания, однако ответа до настоящего времени не получил.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьёй 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.

Согласно ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При этом в силу ст. 5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частями 1 и 2 вышеуказанного Федерального закона, установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Судом установлено нарушение срока, предоставленного законом для рассмотрения обращений заинтересованных лиц, поскольку доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Учитывая наличие факта нарушения срока рассмотрения обращения заявителя, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания бездействия ответчика в части не предоставления в установленный законом срок письменного ответа на обращение истца о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания площадью 809 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> «а», что привело к нарушению его прав, предоставленных действующим на территории РФ законодательством, и это незаконно.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Из ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, действовавшей в на дату обращения заявителя редакции, к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Кодекса), разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как установлено в ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По смыслу приведенных норм при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации.

В ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перечислен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство названы отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса случаях, а именно: отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.

Как следует из материалов дела и установлено судом, для получения разрешения на строительство капитального объекта истец предоставил все предусмотренные частями 7, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы.

Из последнего письма ответчика от 12.02.2021 № 1248 следует, что в качестве основания отказа в выдаче разрешения на строительство администрация МО «Приволжский район» указала на то, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <адрес> (для индивидуальной жилой застройки) не допускает размещение объекта капитального строительства – магазина.

На основании сведений из кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу <адрес> «а» имел разрешенное использование для строительства торгово-остановочного комплекса. Согласно выписке из ЕГРН от 11.01.2021 указанный земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования для эксплуатации объекта недвижимости (здание), для размещения объектов предпринимательской деятельности.

Из градостроительного плана следует, что земельный участок находится в территориальной зоне О1. Согласно градостроительного регламента в территориальной зоне О1 (зона размещения объектов социального, коммунально-бытового, делового, общественного и коммерческого назначения), в том числе одним из основных видов разрешенного использования недвижимости в зоне О1 является размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м (магазинов).

В ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определено, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 7 ст. 51, ч. 3 ст.55), а также для проведения государственной экспертизы проектной документации (п. п. 10, 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждено постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Согласно частям 2 и 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план представляет собой часть проекта межевания территории или отдельный документ, в котором указываются перечисленные в названном Кодексе сведения.

По смыслу ст. ст. 41 - 46 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

При обращении за выдачей разрешения на строительство заявитель должен представить актуальный градостроительный план, соответствующий действующим градостроительным регламентам.

В силу положений ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Указанное право может быть ограничено в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

Таким образом, учитывая, что ФИО2 обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на реконструкцию здания на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие должного реагирования на обращение, суд считает необходимым обязать администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО2 ФИО7 к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействие в части непредоставления в установленный законом срок письменного ответа на обращение о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, выразившееся в непредоставлении в установленный законом срок письменного ответа на обращение ФИО2 ФИО8 от 19.03.2021 о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> «а».

Обязать администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> «а».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Н.В. Мернов