ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9167/18 от 04.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2018-010245-29

Дело № 2 – 964/2019(2)

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 17 апреля 2019 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Юшковой И.А..

при секретаре Капустиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситникова Михаила Михайловича к Екатеринбургской городской Думе о возложении обязанности установить ежемесячную муниципальную доплату к пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Ситников Михаил Михайлович обратился с иском к Екатеринбургской городской думе о возложении обязанности установить ежемесячную муниципальную доплату к пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что Ситников М.М. в 1990 году был избран депутатом Свердловского городского совета народных депутатов, работал в должности заместителя председателя Екатеринбургского городского совета народных депутатов по экономике на постоянной основе с 06.08.1993 по 10.09.1993, что подтверждается Приказом Председателя Екатеринбургского городского Совета народных депутатов № 34-к от 16.08.1993, распоряжением Председателя Екатеринбургского городского Совета народных депутатов № 166-к от 27.09.1993, архивной справкой от 27.10.2016 № С-8221. 21.11.2016 он обратился к главе Екатеринбурга-Председателю Екатеринбургской городской Думы с просьбой установить ежемесячную муниципальную доплату к пенсии в связи с тем, что в указанный период он осуществлял свои полномочия как депутат на постоянной основе в представительном органе местного самоуправления города Екатеринбурга. Письмом от 02.12.2016 ему было отказано в установлении ежемесячной муниципальной доплаты к пенсии. На повторное обращение от 20.02.2017 он также получил отрицательный ответ от 21.03.2017. В ответах отказ мотивирован п.1 Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5. Основанием для отказа в установлении ЕМД послужил факт, что он работал в аппарате Екатеринбургского городского Совета народных депутатов с 16.08.1993 по 10.09.1993. Заявление о назначении ЕМД к пенсии было подано истцом до внесения изменений в Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 № 42/57. В отношении истца действует прежний Порядок № 18/5 от 27.05.1997. Просит обязать Екатеринбургскую городскую думу назначить истцу ежемесячную муниципальную доплату к пенсии на основании абз.1 и 2 подп.2 п.2 Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 № 42/57 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 1997 года № 18/5 «Об утверждении положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург», а также Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5(в ред. от 24.11.2015)

В судебном заседании истец Ситников М.М. поддержал исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям, с учетом дополнительных письменных пояснений к исковому заявлению.

Представитель истца Ситникова М.М.-Жильцов М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Котельникова И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что истец не относится к субъектам, имеющим право, имеющим право на получение ежемесячной доплаты к пенсии.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований на основании следующего.

Ситников М.М. обратился в Ленинский районный суд города Екатеринбурга с исковым заявлением, в котором просит обязать Екатеринбургскую городскую Думу назначить истцу ежемесячную муниципальную доплату к пенсии на основании абзацев 1 и 2 пункта 2 Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 № 42/57 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 1997 года № 18/5 «Об утверждении Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург», а также Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5 (в редакции от 24.11.2015).

Как следует из искового заявления, Ситников М.М. работал в должности заместителя председателя Екатеринбургского городского Совета народных депутатов по экономике на постоянной основе в период с 06.08.1993 по 10.09.1993, что также подтверждается Приказом Екатеринбургского городского Совета народных депутат от 16.08.1993 № 34-к. Согласно Распоряжению Екатеринбургского городского Совета народных депутатов от 27.09.1993 № 166-к «О работе Ситникова М.М.» работа в аппарате городского Совета Ситникова М.М. в качестве заместителя председателя Совета по экономике на общественных началах до 10.10.1993 года.

В последующий период, истец какую-либо должность в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе, в Екатеринбургской городской Думе, не замещал.

В обоснование своих требований об установления ежемесячной доплаты к пенсии истец указывает на абзацы 1 и 2 подпункта 2 пункта 2 Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 № 42/57 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5 «Об утверждении Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург», Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5 (в редакции от 24.11.2015).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств (так, установление дополнительной социальной гарантии в виде муниципальной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Данная обязанность являлась правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, финансирование указанной доплаты осуществлялось исключительно за счет средств местного бюджета и при наличии такой возможности.

Данное правовое регулирование о предоставлении права на дополнительное пенсионное обеспечение не содержало каких-либо норм, переходных положений, позволяющих распространить указанную норму на период деятельности органов местного самоуправления, действующих до реформы местного самоуправления, в том числе в отношении лиц, замещавших должности в Свердловском (Екатеринбургском) городском Совете народных депутатов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областным законом от 03.04.1996 № 17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области», Областным законом от 07.08.1996 № 34-ОЗ «О Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области», действовавших на дату принятия Решения, было принято Решение Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5, которым было утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих города Екатеринбурга, которое регулировало порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим на 17 апреля 1996 года и позднее муниципальные должности, предусмотренные Областным законом «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области» от 07.08.1996 года № 34-ОЗ. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в Решении был определен перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, лицам, замещавшим которые, в установленном порядке предоставлялось право на оформление муниципальной доплаты к пенсии в качестве дополнительной меры социальной поддержки.

С принятием Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ряд положений Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1«О местном самоуправлении в Российской Федерации» были признаны утратившими силу, в частности положения о структуре и организационной основе деятельности местных Советов. При этом каких-либо переходных положений в отношении лиц, замещавших должности в местных Советах, данным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ не устанавливалось, в том числе в отношении гарантий дополнительной социальной поддержки депутатов указанных Советов. Положения о дополнительной социальной поддержки не содержались на тот период и в Областном законе от 20.05.1997 № 31-ОЗ «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области».

Действующие нормы федерального и областного законодательства, устанавливающие гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, предусмотренные в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 5.1 введена Федеральным законом от 04.11.2007 № 253-ФЗ, абзац второй данной части введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ), пункт 5 статьи 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (аналогичные нормы, содержатся в статье 42-1 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» и в Решении Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 №18/5 в действующей редакции) также не содержат оснований для назначения истцу указанной ежемесячной доплаты к пенсии.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Как следует из вышеуказанных нормативных правовых актов, регламентирующих правовое регулирование установления дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности, и лиц, замещавших должности муниципальной службы, указанные правовые акты не содержат норм, позволяющих установить указанную муниципальную доплату в отношении лиц, правоотношения с которыми возникли до вступления в действия данных правовых актов, а также не содержат норм прямо предусматривающих распространение данных правовых актов на отношения, возникшие до введения данных актов в действие.

В частности, в ответах Екатеринбургской городской Думы на обращения Ситникова М.М. о назначении муниципальной доплаты к пенсии (как лицу, замещавшему в 1993 году должность в Екатеринбургском городском Совете народных депутатов), на которые ссылается истец, Екатеринбургской городской Думой заявителю были даны разъяснения о порядке применения положений Екатеринбургской городской Думы от 27.05.1997 № 18/5, и о том, что на истца данные положения не распространяют свое действие.

Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами- Определением Свердловского областного суда от 02.08.2018 по административному исковому заявлению Ситникова Михаила Михайловича к Екатеринбургской городской Думе о признании нормативно-правовых актов недействующими в части, установлено, что Екатеринбургская городская Дума не является правопреемником существовавшего Свердловского городского Совета народных депутатов. 10 апреля 1994 года было выбрано Городское собрание представителей, которое 05 января 1995 года переименовано в Екатеринбургскую городскую Думу. В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с момента его опубликования 29 октября 1993 года деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекратилась, их функции выполняла соответствующая местная администрация. Екатеринбургская городская дума, являющаяся административным ответчиком, впервые была создана после ликвидации советских органов власти весной 1994 года, первоначально 10 апреля 1994 года было выбрано Городское собрание представителей, которое 05 января 1995 года переименовано в Екатеринбургскую городскую Думу. Екатеринбургская городская Дума не является приемником ранее существовавшего Свердловского (Екатеринбургского) городского Совета народных депутатов. Данные обстоятельства были приняты и не опровергнуты судом апелляционной инстанции. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от03.10.2о0 определение Свердловского областного суда от 02.08.2018 оставлено без изменения, частная жалоба административного истца Ситникова Михаила Михайловича без удовлетворения.

С учетом изложенного, правовое регулирование установления указанной ежемесячной доплаты к пенсии не содержит оснований для назначения данной ежемесячной муниципальной доплаты истцу. Исходя из положений указанных правовых актов, у истца отсутствует право на назначение данной муниципальной доплаты. Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ситникова Михаила Михайловича к Екатеринбургской городской думе о возложении обязанности установить ежемесячную муниципальную доплату к пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья И.А. Юшкова