ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-916/17Г от 16.11.2017 Алейского городского суда (Алтайский край)

Гражданское дело № 2-916\2017г.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2017 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Качусовой О.В.

при секретаре Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмидт Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шмидт В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, указывая на то, что он обратился в УПРФ в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии, согласно пп. 2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Его возраст на дату подачи заявления составляет 55 лет, требуемый специальный стаж для данного возраста должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, рассмотрев его заявление, вынесла решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия права, указав, что согласно Архивным справкам № Щ-278, № Ш-277 от ДД.ММ.ГГГГ в документах объединённого архивного фонда ликвидированных организаций, предприятий <адрес> Алтайского края, в делах «Книга по начислению заработной платы рабочим и служащим» Топчихинского строительного участка строительно-монтажного управления "Алтайагропрома" за 1989-1993годы, а также филиала "Топчихинский строительный участок АООТ СМУ «Алтайагропрома» за 1994-1995 годы имеются сведения о заработной плате и количестве отработанных дней, где его должность указана ст.прораб. Следовательно, период с 01 января 1988 года по 29 апреля 1997 года, Комиссия рекомендовала в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ему не засчитывать, так как указанная должность (ст. прораб) не предусмотрена Списком №2, утвержденным постановлением Совета Министров ССР от 22 августа 1956 года № 1173 и разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.Таким образом, на 19 июня 2017 года, его специальный стаж работы, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии, составил 5 лет 7 месяцев 19 дней. Согласно Трудовой книжке № 4004530 от 06 июня 1984 года (после обучения в Барнаульском строительном техникуме) он был принят в Топчихинский стройучасток на работу мастером. Приказом №62 от 31 декабря 1987 года переведен на должность прораба. 12 мая 1988 года, в связи с сокращением переведен мастером. 01 августа 1998 года вновь переведен на должность прораба в переименованном Топчихинском строительном участке Строительно-монтажного управления Алтайагропрома. В связи с чем, он не числился ст.прорабом, а сведения в локальной документации организации, полагает, не должны препятствовать ему в реализации своего конституционного и пенсионного права, а именно, назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Дополнения к Общеотраслевому квалификационному справочнику, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 03 июля 1987 года № 131 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций.

Должностные обязанности производителя работ в указанном Дополнении установлены для полной структуры строительного участка: "старший производитель работ - производитель работ - мастер". В случае непосредственного подчинения прорабского участка руководству строительного управления в должностные обязанности производителя работ включаются функции старшего производителя работ, а при отсутствии в подчинении у производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, предусмотрены профессии "мастер" и "производитель работ" ("прораб"). До этого действовал Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016, в котором также были предусмотрены профессии "мастер" и "производитель работ". При этом в качестве производных должностей указаны старшие.

Таким образом, обязанности старшего прораба, как производной должности, определяются на основе базовой должности - производитель работ. Согласно пункту 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Кроме того, постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 N 30 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих", в которых предусмотрены единые обязанности и требования для должностей производитель работ и старший производитель работ.

Следовательно, должность ставшего прораба предполагает выполнение работником обязанностей прораба, что в данном случае необходимо учитывать.

Также, из наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях, усматривается, что основным видом деятельности Топчихинского строительного участка строительно-монтажного управления «Алтайагропрома», филиала «Топчихинский строительный участок АООТ СМУ «Алтайагропрома», является строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений.

Таким образом, из всего вышеизложенного, следует отметить тождественность функциональных обязанностей должностей «старшего прораба» и «прораба», что соответствует разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Просит включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (не включённый период), а именно: с 01 января 1988 года по 31 декабря 1995 года - 8 лет, в должности прораба. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонное) назначить ему, досрочную трудовую пенсию по старости с момента его первоначального обращения, но не ранее возникновения права на неё, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг юриста в размере 10 000 рублей. Взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в пользу истца в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Шмидт В.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ периоды его работы: с 04 января 1988 года по 11 мая 1988 года – в должности прораба Топчихинского строительного участка; с 12 мая 1988 года по 31 июля 1993 года – в должности мастера Топчихинского строительного участка; с 01 августа 1993 года по 31 декабря 1995 года - в должности прораба Топчихинского строительного участка; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента его обращения, то есть с 19 июня 2017 года. Пояснил, что никогда не состоял в должности старшего прораба, такой штатной единицы на участке не имелось. Работал в должности прораба, мастера, как указано в трудовой книжке. Истец утверждает, что в спорные периоды работал непрерывно, на условиях полной занятости. По какой причине в архивных справках отсутствуют сведения о его заработной плате в период с ноября 1994 года по март 1995 года включительно, истцу не известно, предполагает, что в период очередной реорганизации предприятия заработная плата начислялась региональным управлением. Судебные расходы в виде оплаченной госпошлины и расходов на оплату услуг представителя просил оставить за ним.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) Назарова О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, согласно которым Шмидт В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, т.к. в него не включен, в том числе, спорный период ввиду того, что должность, на которой работал истец - ст.(старший) прораб, отсутствует в Списках N 2 от 1956 и 1991 года и документально не подтверждена постоянная в течение полного рабочего дня занятость на строительстве, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов в период после 01 января 1992 года. Справка от 04 июля 2017 года № 88, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, не была принята Управлением во внимание в связи с тем, что документы, послужившие основанием ее выдачи (расчетно-платежные ведомости, приказы по личному составу, штатное расписание, документы о реорганизации предприятия) у работодателя отсутствуют, что подтверждается Актом документальной проверки №24 от 11 сентября 2017 года, подписанным должностными лицами организации- работодателя.

Кроме того, в рамках работы с лицами предпенсионного возраста Управлением были получены ответы Топчихинского Отдела по делам архивов № Ш-280 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым приказы по личному составу начальника строительного участка за 1984-1986,1988-1990, 1993,1997 гг., штатные расписания, проектно-сметная документация за 1984-1997 гг. на хранение в отдел не поступала. В представленных в Управление архивных справках № Ш-277 и Ш-278 от ДД.ММ.ГГГГ должность Шмидт В.А. значится как ст. (старший) прораб, которая, как указывалось выше, Списками не предусмотрена. Обосновывая исковые требования о включении в льготный стаж спорного периода, Шмидт В.А. указывает, что фактически он работал и выполнял трудовую функцию именно в должности прораба, которая предусмотрена Списком N 2. Однако, как считает ответчик, в деле не имеется документов, подтверждающих данные выводы, а также занятость Шмидт В.А. в течение полного рабочего дня на строительстве зданий и сооружений. Ввиду отсутствия в материалах дела достаточной совокупности доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом в течение полного рабочего дня выполнялись работы по должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение (производителя работ), Управление считает, что оснований для включения указанного периода в стаж на соответствующих видах работ не имеется. Кроме того, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, за период 1994-1995 годы у истца отсутствует заработная плата за ноябрь и декабрь 1994 года и с января по март 1995 года, таким образом, указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж согласно вышеназванным Правилам. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства, выслушав истца – Шмидт В.А., представителя ответчика – Назарову О.Ю. приходит к следующим выводам.

Согласно статей 2, 30 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение в случаях установленных законом.

В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением норм регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей данному закону.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О страховых пенсиях" под страховом стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.

В части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого федерального закона в силу, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда. При этом в данной части не указаны критерии отнесения к специальному трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда. Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации (часть 2 названной статьи).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" сохранило действие Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, применявшихся на территории Российской Федерации сначала на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 (издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР"), а затем на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 (принято в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены должности инженерно-технических работников: мастера (десятника) и прораба.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Совета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены должности производителя работ (прораба), мастера строительных и монтажных работ.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шмидт В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости за работу по п.п.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) Шмидт В.А. отказали в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу по п.п.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста лицам, работающим с тяжелыми условиями труда.

Отказ мотивирован тем, что период работы истца в Топчихинском строительном участке с 01 января 1988 года по 29 апреля 1997 года указан в должности ст.прораба, данная должность не предусмотрена Списком № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министра СССР от 26 января 1991 года № 10. При этом, включенный пенсионным органом специальный стаж работы дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости составил 5 лет 7 месяцев 19 дней, страховой стаж составил 34 года 4 месяца 24 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент – 104,238.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно предоставленной трудовой книжки серии АТ-VII от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шмидт В.А. истец в спорный период работал:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ принят в Топчихинский стройучасток при Райсельхозтехнике на должность мастера;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа к от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность прораба;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением переведен на должность мастера;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность прораба СУ.

Как следует из справки о переименовании предприятия от ДД.ММ.ГГГГ Топчихинское строительное управление при Алтайском краевом объединении «Сельхозтехника» переименовано в Топчихинский Строительный участок Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» на основании приказа по СМУ «ААК» а-к от ДД.ММ.ГГГГ. Топчихинский Строительный участок Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» переименовании в АООТ Строительно-монтажное управление «Алтайагропрома» Топчихинский строительный участок на основании приказа -п от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Топчихинское строительно-монтажное предприятие» является правопреемником АООТ Строительно-монтажное управление «Алтайагропрома» Топчихинский строительный участок (п.1.1 Устава ООО «Топчихинское строительно-монтажное предприятие»). ООО «Топчихинское строительно-монтажное предприятие» реорганизовано в форме преобразования в ЗАО «Топчихинское строительно-монтажное предприятие» на основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в архивных справках, выданных ДД.ММ.ГГГГ отделом по делам архивов администрации <адрес> Алтайского края № Ш-278, № Ш-277 указаны данные о том, что в документах объединенного архивного фонда ликвидированных организаций, предприятий <адрес> Алтайского края в делах «Книги по начислению заработной платы рабочим и служащим» Топчихинского строительного участка строительно-монтажного управления «Алтайагропрома», филиала «Топчихинский строительный участок АООТ СМУ «Алтайагропрома» имеются сведения о заработной плате и количестве отработанных дней Шмидт Владимира Александровича, 1962 г.р., ст.прораба (так в документах).

Как было указано выше, в ранее действовавшем до 01 января 1992 года Списке N 2 (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых - бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций"), утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены инженерно-технические работники - мастера (десятники), прорабы.

При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1956 года (за периоды работы до 01 января 1992 года) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых строительством указанных в разделе XXIX Списка объектов.

Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим до 01 января 1992 года, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 пользовались мастера, прорабы на строительстве промышленных зданий и сооружений, за исключением строительства сельскохозяйственных объектов вне зависимости от постоянной занятости на выполнении указанных обязанностей в течение полного рабочего дня, которым для назначения пенсии достаточно записи в трудовой книжке «мастер», «прораб» строительной организации, при подтверждении занятости на строительстве промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых, культурно-бытовых зданий и сооружений.

Из письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Анализируя периоды работы истца до 01 января 1992 года, а именно с 04 января 1988 года по 11 мая 1988 года в должности прораба и с 12 мая 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности мастера суд приходит к выводу о том, что наименования занимаемых истцом должностей «мастер», «прораб» соответствуют Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, подтверждение занятости в течении рабочего дня не требуется, при этом, имеющимися в деле документами достоверно подтверждено, что в данный период Топчихиский СУ выполнял строительные и строительно-монтажные работы на вновь возводимых объектах, что прямо следует из его наименования предприятия.

В связи с чем, суд считает возможным включить в специальный стаж истца Шмидт В.А. периоды его работы в Топчихинском СУ Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» в должностях «мастер», «прораб» до 01 января 1992 года.

При этом, сведений о том, что истец Шмидт В.А. в спорные периоды занимал должность ст.прораба, как это указано в архивных справках, трудовая книжка истца не содержит.

Более того, согласно п. 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

В соответствии с Общероссийским классификатором рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрена профессия «производитель работ» («прораб»).

Обязанности старшего прораба как производной должности определяются на основе базовой должности - производитель работ.

Кроме того, постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 № 30 утверждены «Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих», в которых предусмотрены единые обязанности и требования для должностей производитель работ и старший производитель работ.

Таким образом, должность старшего прораба предполагает выполнение работником обязанностей прораба.

Относительно периодов работы истца Шмидт В.А. после 01 января 1992 года суд приходит к следующим выводам.

Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года (раздел XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов) право на льготно пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ, производителям работ (код 2290000Б-23419 и код 2290000Б-24441).

Согласно Квалификационному справочнику должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37, должность «прораб» является сокращенным наименованием должности «производитель работ».

При этом, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила N 516), в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

В связи с чем, для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж после 01 января 1992 года истцу надлежит доказать постоянную занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации, ремонте зданий, сооружений и других объектов в качестве мастера строительных и монтажных работ и производителя работ.

Занятость истца в течение полного рабочего дня в указанный период подтверждается представленной архивной справкой № Ш-278, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом по делам архивов администрации <адрес> Алтайского края, в которой указаны данные о том, что в документах объединенного архивного фонда ликвидированных организаций, предприятий <адрес> Алтайского края в делах «Книги по начислению заработной платы рабочим и служащим» Топчихинского строительного участка строительно-монтажного управления «Алтайагропрома», филиала «Топчихинский строительный участок АООТ СМУ «Алтайагропрома» имеются сведения о заработной плате и количестве отработанных дней Шмидта Владимира Александровича, 1962 г.р., ст.прораба (так в документах) за период с января 1989 года по декабрь 1993 года. При этом указаний на то, что истец работал не полный рабочий день, на неполную ставку, данная справка не содержит.

Более того, согласно данным трудовой книжки, истец работал в указанных должностях в спорные периоды, которые являлись для него основной работой, сведений об одновременном выполнении им другой работы суду не представлено, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии доказательства, подтверждающих полную занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда являются несостоятельными.

При этом, доказательств того, что истец работал неполный рабочий день, был в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, брал отпуск без сохранения заработной платы, был в отпуске по уходу за ребенком, отвлекался на непрофильные работы, имел прогулы, простои, и другие, отвлеченные от основной работы периоды, суду не представлено.

Вместе с тем, по данным архивной справки № Ш-278, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом по делам архивов администрации <адрес> Алтайского края, в документах объединенного архивного фонда ликвидированных организаций, предприятий <адрес> Алтайского края в делах «Книги по начислению заработной платы рабочим и служащим» Топчихинского строительного участка строительно-монтажного управления «Алтайагропрома», филиала «Топчихинский строительный участок АООТ СМУ «Алтайагропрома» имеются сведения о заработной плате и количестве отработанных дней Шмидта Владимира Александровича, 1962 г.р., ст.прораба (так в документах) за период с января 1994 года по декабрь 1995 года. При этом, сведения о начислении истцу заработной платы и количестве отработанных дней за период с ноября 1994 года по март 1995 года данная справка не содержит, в связи с чем у суда отсутствуют основания считать, что в указанный период истцом выполнялись трудовые функции в должности прораба в течении полного рабочего дня.

Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в специальный стаж истца подлежат включению следующие периоды трудовой деятельности истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности прораба Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» (4 месяца 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности мастера Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» (5 лет 2 месяца 19 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности прораба Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома» (1 год 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности прораба Топчихинского строительного участка Акционерного общества открытого типа «Строительно-монтажное управление «Алтайагропрома» (9 месяцев), всего 7 лет 6 месяцев 27 дней.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Обжалуемым решением ГУ УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края установлено наличие у истца специального стажа, дающего право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в количестве 5 лет 7 месяцев 19 дней на дату обращения.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что Шмидт В.А. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 55 лет, с учетом включенных судом периодов работы истца (7 лет 6 месяцев 27 дней), им был выработан необходимый 25 летний стаж, и он более 12 лет 6 месяцев проработал на работе с тяжелыми условиями труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шмидт Владимира Александровича удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шмидт Владимиру Александровичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости до достижения предельного возраста, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. ФЗ периоды работы Шмидт Владимира Александровича:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности прораба Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности мастера Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности прораба Топчихинского строительного участка Строительно-монтажного управления «Алтайагропрома»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности прораба Топчихинского строительного участка Акционерного общества открытого типа «Строительно-монтажное управление «Алтайагропрома».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) назначить Шмидт Владимиру Александровичу досрочную страховую пенсию по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с момента его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шмидт Владимиру Александровичу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий судья: Качусова О.В.

Решение не вступило в законную силу