Дело № 2-916/2020
91RS0024-01-2020-000066-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 11 февраля 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при помощнике Самохваловой Н.В., с участием истца Назаровой С.М., представителей ответчика Шаблинской Р.М., Яковлевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Светланы Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий «Нижняя Ореанда» Управления делами Президента Российской Федерации о возложении обязанности предоставить свободный доступ к береговой полосе водного объекта общего пользования,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора),
установил:
Назарова С.М. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий «Нижняя Ореанда» Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда»), в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей свободный доступ к береговой линии Черного моря на сектора пляжа №№ 1, 2, 3, 4, 8, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ореанда, д. 12.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на обращение в ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» о предоставлении бесплатного пользования водными объектами (пляжной зоной), находящимися на территории санатория, был получен ответ об отсутствии свободного доступа в пляжную зону санатория, поскольку последний является лечебным, и по форме доступности относится к пляжам с ограниченным доступом в соответствии с СанПиН 4060-85. «Леченые пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации». Вместе с тем, согласно паспорта пляжа, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ореанда, д. 12, лечебным пляжем является сектор № 6, а на остальные сектора пляжа не действуют ограничения по свободному доступу граждан. Наличие платных услуг ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» для прохода на территорию пляжа санатория создает истцу препятствия для свободного прохода к водному объекту, на береговую полосу общего пользования, что, по мнению истца, является нарушением водного законодательства, нарушает ее права и охраняемые законом интересы.
Истец Назарова С.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» по доверенности Шаблинская Р.М. и Яковлева А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, ссылаясь на его необоснованность, дав пояснения, аналогичные изложенным письменно возражениям.
Представитель третьего лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку пляж ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» является лечебным и по форме доступности относился к пляжам с ограниченным доступом в соответствии с СанПиН 4060-85. «Леченые пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации», в связи с чем предоставление права беспрепятственного пользования пляжем неограниченному кругу лиц не представляется возможным.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 49 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, используемые для лечебных и оздоровительных целей установлен Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пунктом 1 статьи 15 которого установлено, что санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» осуществляет лечебный процесс, имеет статус лечебно-профилактической организации, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности от 25 сентября 2019 г. № №<номер> (л.д. 104-107).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых обязательно для юридических лиц (статья 39 Закона N 52-ФЗ).
Положениями Закона № 52-ФЗ и санитарными правилами «СанПиН 4060-85. Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» (далее - СанПиН 4060-85) установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию. При использовании лечебного пляжа, оборудованного для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала, санаторий в силу наличия у него статуса санаторно-курортной организации должен организовать ограждение и пропускной режим с целью обеспечения сохранности своей собственности и обеспечения безопасности санаторно-курортных услуг для жизни, здоровья и имущества потребителей.
Береговая полоса, признаваемая в соответствии с требованиями СанПиН 4060-85 лечебным пляжем, не может быть объектом общего пользования и в отношении нее не может быть установлен режим доступа неограниченного круга лиц. Установление ограничений в беспрепятственном доступе к береговой полосе неограниченного круга лиц - лечебному пляжу, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и свидетельствует о принятии мер по противодействию терроризму.
Согласно выпискам из ЕГРН четыре земельных участка с кадастровыми номерами №<номер>, №<номер>, общей площадью 43,83 га, расположенных по адресу: №<номер> Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Ореанда, 12, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены за ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 65-77).
Противооползневые сооружения пляжа с кадастровым номером №<номер> площадью застройки 5428 кв.м принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы в оперативное управление ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» (л.д. 78, 79-80).
Пляж ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» имеет статус лечебного пляжа, о чем свидетельствует санитарно-эпидемиологическое заключение от 30 апреля 2019 г. № №<номер>, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главного медицинского управления делами Президента Российской Федерации (л.д. 58).
В результате анализа СанПиН 4060-85 и исследования представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что береговая полоса учреждения, находящаяся у него в постоянном (бессрочном) пользовании, является лечебным пляжем.
С учетом изложенного, поскольку ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» является санаторно-курортным учреждением и пляж является лечебным, то в соответствии с действующим законодательством такой пляж по форме доступности относится к пляжам с ограниченным доступом, должен быть огорожен, в связи с чем предоставление права беспрепятственного пользования пляжем неограниченному кругу лиц не представляется возможным.
Кроме того, наличие ограждения и контрольно-пропускного пункта является обязательным условием соблюдения ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности (объектов) территорий», а также является требованиями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в части сохранения парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым.
Доводы истца о том, что для прохода на территорию пляжа санатория установлена плата, что препятствует свободному доступу, не принимаются судом во внимание, как несостоятельные, поскольку в соответствии с приказами ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» от 25 декабря 2018 г. №<номер>, от 27 декабря 2019 г. №<номер> «Об утверждении прейскурантов цен на предоставление услуг в ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» утверждена цена на предоставление услуг экскурсии «Прогулка по «Императорскому саду» (л.д. 59-60, 61-62).
Доводы истца о том, что не все сектора пляжной зоны согласно паспорта пляжа являются лечебными, также не принимаются судом во внимание, поскольку пляж учреждения является единым объектом, состоящим из восьми пляжных карт и гидротехнических сооружений, все карты пляжа входят в состав лечебного пляжа с выделением зон для купания. Так, в соответствии с заключением от 26 февраля 2019 г. №<номер>, выданным ГКУ РК «Противооползневое управление», учреждению при проведении курортного сезона 2019 года необходимо было определить зоны для купания, так как часть пляжных карт смыта и непригодна для использования в рекреационных целях, не соответствует требованиям, предъявляемым к пляжам (л.д. 52-57).
Кроме того, срок действия паспорта пляжа установлен до 1 октября 2019 г., в настоящее время пляж ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда» закрыт.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. не подлежат возмещению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Назаровой Светланы Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий «Нижняя Ореанда» Управления делами Президента Российской Федерации о возложении обязанности предоставить свободный доступ к береговой линии Черного моря на сектора пляжа №№ 1, 2, 3, 4, 8, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Ореанда, 12, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 17.02.2020