ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-916/2016 от 15.11.2016 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-916/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Кавказская Кавказского района

Краснодарского края 15 ноября 2016 г.

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи - Волошиной О.Е.,

при секретаре – Бабич Е.А.,

с участием:

истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.06.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе Краснодарского края о взыскании компенсации стоимости переезда и перевоз багажа, морального вреда и судебных расходов, суд

установил:

Истица ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе о взыскании компенсации стоимости переезда и перевоза багажа, морального вреда и судебных расходов.

Свои требования истица обосновал тем, что она ФИО1 является получателем пенсии по старости за счет средств Пенсионного Фонда РФ. Ранее проживала и работала в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в Томской области, Александровский район. В 2016г. переехала на постоянное место жительства в Краснодарский край, ст. Кавказская. Во время переезда понесла расходы на оплату провоза личного имущества. В соответствии с п.п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 следует, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам 100% произведенных затрат; Министерству финансов РФ в случае отсутствия в бюджетах республик в составе РФ, административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных расходов предписано предусмотреть на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.

В августе месяце 2016г. она обратилась в Пенсионный фонд Кавказского района с заявлением о выплате компенсации расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лицам являющихся получателями страховой пенсии и (или) пенсий по государственному обеспечению, и членов их семей, согласно Постановления Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1351., однако УПФР в Кавказском районе отказало ей в оплате компенсации за переезд и провоз багажа при переезде из районов Крайнего Севера. Истица представила документы подтверждающие её расходы:

Товарный чек в сумме 3600 руб. подтверждающий её переезд по маршруту Александровское-Нижневартовск (такси и паром) и Разрешение от 16.08.2012г. выданное комитетом по лицензированию Томской области поскольку ИП ПРВ. - осуществляющей услуги перевозки на такси и пароме, т.к. другие транспортные сообщения отсутствуют и по данному маршруту ни какой другой транспорт не ходит (товарный чек и разрешение (лицензия) перевозчика прилагается).

Добравшись до Нижневартовска ею были приобретены авиа билеты по маршруту Нижневартовск -ФИО3, Домодедово (эконом класса) в сумме 11 825 руб., подтверждающие её перелет (Маршрутную квитанцию на перелет Документ номер билета от 26.04.2016г. и посадочный талон ЕТК:

3 Ручную кладь (мою сумку с вещами) в аэропорту отправили в багажное отделение самолета, стоимость провоза в самолете сумки составила 4 000 руб. (Квитанцию от 26.04.2016г. -прилагает).

Однако помимо документов подтверждающих её фактические расходы ПФР Кавказского района с нее потребовали еще справку подтверждение, что по маршруту Александровское -Нижневартовск отсутствуют Авиа и ЖД сообщения (Справку от 24 мая 2016г. -прилагает).

Параллельно с переездом и перелётом к постоянному месту жительства она понесла расходы на перевозку личного имущества из районов крайнего Севера, что подтверждается Договором перевозки груза от 11 апреля 2016г. с ИП ГАК (перевозчик), маршрут перевозки багажа от с. Александровское до г. Нижневартовск 12.04.2016г. и Акт к договору от 12.04.2016г. в сумме 16 000 руб. 00 коп. (Договор от 11.04.2016г. и от 12.04.2016г - прилагает).

Дальше из Нижневартовска до г. Армавир её личное имущество перевозил другой перевозчик ИП ВНВ., Договор перевозки груза с ИП ВНВ (перевозчик) от 13.04.2016г., товарная накладна от 13.04.2016г. и АКТ от 28.04.2016г. в сумме 22 123 руб. 00 коп. (Договор от 13.04.2016г и АКТ от 28.04.2016г-прилагает).

Расчет стоимости фактических расходов:

3600+11 825+4 000+16 000+22 123=57 548 руб.

ИТОГО : 57 548 руб. составляют её расходы на переезд и провоз личного имущества из районов Крайнего Севера к постоянному месту жительства пенсионера.

Однако Пенсионный фонд Кавказского района потребовал от нее сначала прописаться (зарегистрироваться) на постоянное место жительство, а потом приходить за полагающейся ей компенсацией.

11 мая 2016г. она зарегистрировалась по адресу: <адрес>

При повторном её обращении в ПФР Кавказского района за полагающимися выплатами, помимо её заявления и вышеперечисленных документов подтверждающих фактический её переезд и перевоз багажа и личного имущества, которое она по действующему законодательству может перевозить в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена семьи, ПФР Кавказского района вместо того, чтоб произвести выплаты расходов в сумме 57 548 руб. стали с нее требовать дополнительно к её документам еще справки от других перевозчиков пассажиров и багажа, для сравнения её расходов на переезд. Потребовали чтобы она принесла помимо её уже выше представленных документов дополнительно, для сравнения её расходов :

Справку у её бывшего работодателя - о том, что оплата стоимости её проезда и провоза имущества ей работодателем не производилась. Хотя я с 31.12.2014г. Уволена согласна п.3 ст. 77 ТК РФ (в связи с ходом на пенсию) и уже 3-й год является пенсионером. Считает, что требовать от не работающего пенсионера справку от бывшего работодателя не законно.

После того как она принесла данную справку от бывшего работодателя от 24 мая 2016г., положенные выплаты Пенсионный фонд Кавказского района ей опять не произвёл и потребовал с нее очередную справку из РЖД о стоимости проезда по маршруту Нижневартовск - Москва, якобы для сравнения её расходов с другим перевозчиком по тому же маршруту.

Ей пришлось обратиться за справками о стоимости проезда от 23 мая 2016г. в ОАО «РЖД» вокзал г. ФИО4 (станция Кавказская).

Станция Кавказская выдала ей справку, что у них стоимость расходов на переезд от станции Нижневартовск до станции Москва (поездом, скорый пассажирский, плацкарт) была бы в сумме 7 024 руб. 70 коп., а от станции Москва до станции Краснодар (поездом, скорый пассажирский, плацкарт) составляла бы 3 012 руб. 30 коп. Она принесла данные справки для сравнения в ПФР, но этого опять оказалось не достаточно и её послали взять еще справки о стоимости перевоза багажа.

Истица обратилась АО ФПК ст. Кавказская за справкой о стоимости багажа перевозимого ЖД транспортом и ей выдали:

-Справку о стоимости багажа перевозимого железнодорожным транспортом от 27.05.2016г. от станции Москва до станции Кавказская в сумме 8 512 руб.

-Справку о стоимости багажа перевозимого железнодорожным транспортом от 27.05.2016г. от станции Нижневартовск до станции Москва в сумме 13 680 руб.

Еще она обратилась к ИП ЦТА. г. ФИО4 (турагентство) и ей выдали справку о стоимости авиабилета по маршруту Нижневартовск -Москва в эконом классе 7 025 руб. и по маршруту Москва - Краснодар в эконом классе 4 700 руб.

Хотя фактические её расходы данные справки не подтверждали, а для сравнения цен Пенсионный фонд Кавказского района обязан был затребовать запросами для сравнения цен и тарифов перевозчиков самостоятельно любую интересующую их информацию, а не гонять её за не нужными для нее справками.

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 по договору перевозки грузобагажа перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (п. 3). В свою очередь пассажир обязан оплатить по установленным тарифам свой проезд, провоз багажа, а грузоотправитель - провоз багажа, грузобагажа. Заключение договора перевозки груза удостоверяется транспортной железнодорожной накладной и квитанцией о приеме груза (п. 4). Таким образом, документами, обосновывающими её требования, должны быть учтены: проездной пассажирский билет, отражающий факт несения расходов на проезд, транспортная накладная и квитанция о приеме груза, договора перевозки, акты - подтверждающие факт понесенных расходов на провоз багажа.

В УПФР Кавказского района истицей были представлены все документы подтверждающие её фактические расходы по переезду и перевозке багажа из районов Крайнего севере на постоянное место жительство.

Пенсионный фонд Кавказского района в сентябре месяце прислал истице отказ в выплате её расходов. В данном уведомлении (в отказе Пенсионного фонда Кавказского района) указана сумма 10 037 руб. (деяться тысяч тридцать семь рублей), которая не соответствует её фактическим расходам и суммам указанным в её документах на переезд и перевоз багажа и личного имущества. Сумма 10 037 руб. складывается из справок, которые пенсионный фонд требовал для сравнения цен и тарифов других перевозчиков по переезду из Нижневартовска в Москву - Справка от 23.05.2016г. ОАО «РЖД» станция Кавказская г. ФИО4 справка в сумме 7 024 руб. 70 коп. (проезд на поезде, скорый, пассажирский, плацкарт) и справка от 23.05.2016г. ОАО «РЖД» станция Кавказская. ФИО4 в сумме 3 012 руб. 30 коп. (проезд на поезде, скорый, пассажирский, плацкарт) из Москвы в Анапу.

Истица ФИО1 ехала на такси и пароме и летела самолётом.

Во вторых УПФР Кавказского района отказывает ей ссылается на ПП № 135 от 11 декабря 2014г. ПП №135 от 11.12.2014г. не существует и пенсионный фонд не имеет право отказывать пенсионерам сославшись на несуществующие законы.

Считает отказ пенсионного фонда в возмещении ей расходов по переезду и перевозке личного имущества незаконным, оснований для такого отказа не имелось.

На основании изложенного истица ФИО1 просит суд:

Взыскать с УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края в ее пользу расходы связанные с переездом и перевозкой личного имущества из районов Крайнего Севера при переезде на постоянное место жительства в ст. Кавказская Краснодарский край в размере её фактических расходов в сумме - 57548 рублей 00 копеек согласно ее документов.

Взыскать моральный вред в сумме 50000 рублей 00 копеек.

Согласно ст. 98 ГПК РФ все судебные расходы возложить на ответчика.

Истица ФИО1 в судебном заседании иск поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнений к доводам, изложенным в исковом заявлении, и дополнительных доказательств не имеет. Полагает, что исковые требования являются законными и обоснованными, подтверждены соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и подлежат удовлетворению. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.

Кроме того показала, что так как она уплатила свои деньги за перевозку багажа в сумме 57548 рублей 00 копеек, то УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края обязано ей возместить указанную сумму. Когда она ходила в УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края, то ей предложили привести в соответствие все представленные ею документы, а именно договора перевозки грузов и поставить самостоятельно в них свою подпись вместо главного бухгалтера, что она и сделала. После позвонила в организации и сказала, что она за них расписалась.

Представитель ответчика УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1, так как полагает, что они являются незаконными, неправомерными и необоснованными.

Просит суд при вынесении решения суда учесть доводы письменных возражений, которые она поддержала в ходе судебного заседания и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме

Из представленных письменных возражений, находящихся в материалах дела и исследованных судом (л.д.77-79), следует, что Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Согласно п.4 Постановления определение размера и порядок расчета компенсации, установленные Правилами, распространяются на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 года.

ФИО1 осуществила переезд на новое место жительство из с.Александровское находящееся на территории Александровского района Томской области, который Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г.№1029 отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

2 августа 2016 года истица обратилась в УПФР в Кавказском районе с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года N 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» (далее -1111 РФ от 11 декабря 2014 гбдаЫ 1351).

В соответствии с п.1 настоящие Правила определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям (далее соответственно - новое место жительства, компенсация).

В соответствии с п.З Правил 1111 РФ от 11 декабря 2014 года N 1351 - компенсация производится в размере:

а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении.

Таким образом, УПФР в Кавказском районе было рассмотрено заявление ФИО5 о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и вынесено решение о выплате компенсации расходов за проезд в размере 10 037,00 руб. (Десяти тысяч тридцать семь рублей 00 копеек) на основании справок о стоимости проезда ж/д транспортом от 23.05.2016 (7024.70 руб.), от 25.07.2016 (3012.30руб.) в соответствии с п.п.а) п.З ПП РФ от 11 декабря 2014 года N 1351, т.е. компенсированы расходы авиа билетов по маршруту Нижневартовск - Москва и Москва - Краснодар по стоимости, не превышающих стоимости проезда следования железнодорожным транспортом.

И, одновременно, об отказе в выплате компенсации расходов на провоз багажа на основании п.п. «а» п. 15 Правил, утвержденных ПП РФ от 11 декабря 2014 года N 1351(далее Правил) по следующим причинам:

товарный чек в сумме 3600 руб. подтверждающий переезд по маршруту с.Александровское-г.Нижневартовск (такси и паром) не подлежит компенсации, поскольку транспортные средтства, которыми осуществлялся переезд, не поименованы в Правилах (п.п.а) п.З 1111 РФ от 11 декабря 2014 года N 1351), а в п.п.б) п.З Правил указано - фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом. Кроме того, вес груза в товарном чеке указан не точно - то ли 200 кг, то ли 200 тонн и не совпадает с весом указанных в других документах;

провоз багажа в сумме 16 000 руб. 00 коп. при участии ИП ГАК. по направлению с.Александровское-г.Нижневартовск - 1) отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка; 2) вес груза 2 тонны не совпадает с весом груза - 735 кг, отраженного при осуществлении грузоперевозки по маршруту г.Нижневартовск-г.Армавир;

провоз багажа в сумме 22 123 руб. 00 коп. при участии ИП ВНВ. по направлению г.Нижневартовск-г.Армавир - 1) в документах отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка; 2) Вес груза указан 735кг. не совпадает с весом груза, по другим документам, сданных для компенсации расходов; 3) оплата грузоперевозки осуществлена БСО, являющимся иным лицом, что не предусмотрено Правилами (п.п. «ж» п. 10 Правил предусмотрена подача заявления о компенсации с приложением документов, подтверждающих, что пенсионер осуществил провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа (багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку).

товарный чек в сумме 4 000 руб. подтверждающий стоимость провоза в самолете ручной клади не подлежит компенсации, так как оплата сверхнормативного багажа при авиаперелете Правилами не предусмотрена.

«Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1351 не предусматривает иного порядка расчета размера компенсации провоза багажа, без указанных данных.

Таким образом, согласно представленным документам, произвести компенсацию провоза багажа нет правовых оснований. Несостоятельным являются ссылка истца о том, что УПФР в Кавказском районе потребовал зарегистрироваться на новом месте жительства, а потом приходить за компенсацией. Данное требование УПФР в Кавказском районе является законным, так как это указанно в Правилах и является обязательным условием при приеме заявления о компенсации, а так же закреплено в бланке заявления по форме согласно приложению к Правилам.

В соотвествии п.п. «а» и «б» п.9 Правил при подаче заявления о компенсации пенсионер (его представитель) предъявляет: документы, удостоверяющие личность пенсионера; документы, подтверждающие снятие пенсионера и переехавших вместе с ним на новое место жительства членов семьи пенсионера с регистрационного учета по прежнему месту жительства в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и их регистрацию по новому месту жительства.

Несостоятельным являются ссылка истца о том, что УПФР в Кавказском районе незаконно потребовал предоставить справку от бывшего работодателя - о том, что оплата стоимости проезда и провоза имущества им не производилась. Данное требование УПФР в Кавказском районе является обоснованным и законным, так как Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года N 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» были признаны утратившим силу постановление Правительства РФ от 11.08.1992г. №572 и постановление Правительства РФ от 02.11.1992г. №840, то условия и порядок настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013г. То в случае, если трудовая деятельность пенсионера была прекращена после 16.05.2013, в соответствии с п.п. «а» п. 10 Правил вместе с заявлением о компенсации пенсионер предъявляет документ, подтверждающий, что по последнему месту работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не производилась компенсация за счет средств работодателя в указанный в заявлении о компенсации срок, определенный датами выезда и приезда. А так как ФИО1 прекратила работу с 31.12.2014 года, значит данная справочка является обязательной.

Несостоятельным являются ссылка истца о том, что УПФР в Кавказском районе вынесло решение об отказе сославшись на несуществующий закон, сообщаем, что в уведомлении от 25.08.2016 №08-11702 о принятом решении о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, специалистом Управления допущена опечатка в номере Постановления Правительства РФ, а именно не допечатана цифра 1, но данное уведомление считается верным, так как выше, в описательной части, данное Постановление указано правильно - «...постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351,.. .» и в настоящее время данное Постановление является однимт из действующих нормативно-правовым документом, по которому осуществляется компенсация расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера.

На требование ФИО1 о взыскании с УПФР в Кавказском районе Краснодарского края морального вреда в размере 50 ООО рублей 00 копеек, сообщаем следующее, что гражданское законодательство РФ (ст. 151 ГК РФ), довольно четко определяет понятие морального вреда как физические или нравственные страдания. При этом вред будет моральным только тогда, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, личная и семейная тайна и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом законодатель определил ситуации и возможности, когда может быть компенсирован моральный вред. Пенсионное законодательство РФ не предусматривает компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, поскольку по смыслу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., таким нарушением физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены.Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» пункт 31, указывая, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионного органа к такой ответственности, не имеется.

Кроме того, согласно пункту 22 «Правил обращения за страховой пенсией...», утвержденных приказом от 17.11.2014 №884н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Управление ПФР принимает решения об установлении пенсии либо отказе в ее установлении на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов и в установленные сроки. Следовательно, рассмотрение представленных истцом документов органом ПФР предусмотрено законодательно и такие действия не могут причинить истцу моральный вред, если даже будет отказное решение.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Истцом суду не представлено доказательств, того, что действия сотрудников Управления ПФР в Кавказском районе были неправомерными.

На основании изложенного просят суд:

Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истицы ФИО1 не основаны на законе, являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что истица ФИО1, <данные изъяты> является неработающим пенсионером, пенсия назначена по старости, что подтверждается пенсионный удостоверением (л.д. 13).

Ранее истица ФИО1 проживала и работала в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в Томской области Александровский район, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 35-44).

В августе 2016г. ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд Кавказского района с заявлением о выплате компенсации расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лицам являющихся получателями страховой пенсии и (или) пенсий по государственному обеспечению, и членов их семей.

Уведомлением от 25.08.2016 года УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края принято решение о выплате ФИО1 компенсации в сумме десять тысяч тридцать семь рублей 00 копеек и отказано в выплате компенсации расходов на провоз багажа на основании п.п. «а» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 135 по причинам:

- отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка по маршруту с. Александровское - г. Нижневартовск, г. Нижневартовск - г. Армавир;

- вес груза не совпадает с весом груза, отраженного при осуществлении грузоперевозки по маршруту с. Александровское - г. Нижневартовск, г. Нижневартовск – г. Армавир;

- оплату грузоперевозки осуществил БСО., являющийся иным лицом (данное не предусмотрено Правилами компенсации расходов, связанных с переездом из РКС и приравненных к ним местностей) (л.д.14-16).

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений эксперта.

Ст. 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст.60 ГПК РФ «Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами».

Суд оценивает на основании ч.3 ст.67 ГПК РФ указанные выше доказательства как каждое в отдельности, так и все в совокупности исходя из требований о допустимости и относимости в соответствие со ст.ст.59, 60 ГПК ПФ, и приходит к выводу, что они добыты в соответствие с законом, являются допустимыми и достоверными, ставить их под сомнение у суда оснований нет, они могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведение науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории РФ, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014г. № 1351 « О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены «Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, определяющие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа ».

Согласно пункту 7 вышеуказанных Правил компенсации расходов заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное (пенсионное) дело.

02 августа 2016 года ФИО1 подано заявление в УПФ РФ в Кавказском районе Краснодарского края о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии с пунктом 3 Правил компенсации расходов, компенсация производится в размере:


а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;


б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.


В соответствии с пунктом 10 Правил компенсации расходов заявление о компенсации подается с приложением документов, подтверждающих, что:

а) пенсионеру по последнему месту работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам семьи пенсионера не производилась компенсация за счет средств работодателя в указанный в заявлении о компенсации срок, определенный датами выезда и приезда;
б) член семьи пенсионера старше 18 лет проходит обучение по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет);


в) члены семьи пенсионера, переехавшие вместе с ним на новое место жительства, находятся на иждивении пенсионера;


г) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости проезда (проездные документы, посадочные талоны, иные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы);
д) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд более высокой категории стоимости (справка или иной документ, подтверждающие стоимость и категорию проезда по соответствующему маршруту на дату осуществления проезда в размерах, установленных подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, выданные транспортными организациями или их агентами в установленном порядке);


е) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд к новому месту жительства и провоз багажа личным транспортом и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости указанного проезда (правоустанавливающие документы на транспортное средство, чеки автозаправочных станций на оплату топлива);


ж) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа ( багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку );
з) фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера превышают размеры, установленные подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил (справка или иной документ, подтверждающие стоимость провоза багажа по соответствующему маршруту в указанных пределах, выданные транспортными организациями в установленном порядке);


и) представитель пенсионера наделен соответствующими полномочиями.


Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требуемые ответчиком документы, необходимые для разрешения вопроса о выплате ФИО1 компенсации на нее прямо предусмотрены законом. В этой связи доводы истца о незаконных основаниях для отказа в выплате компенсации не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Анализируя представленные доказательства, в их совокупности суд приходит к выводу, что доводы ответчика ФИО1 следует признать несостоятельными по следующим основаниям:

- товарный чек в сумме 3600 руб. подтверждающий переезд по маршруту с.Александровское-г.Нижневартовск (л.д. 48) не подлежит компенсации, поскольку транспортные средства, которыми осуществлялся переезд, не поименованы в Правилах (п.п.а) п.З 1111 РФ от 11 декабря 2014 года N 1351), а в п.п.б) п.З Правил указано - фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом. Кроме того, вес груза в товарном чеке указан не точно - то ли 200 кг, то ли 200 тонн и не совпадает с весом указанных в других документах;

провоз багажа в сумме 16 000 руб. 00 коп. при участии ИП ГАК. по направлению с.Александровское-г.Нижневартовск - 1) отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка; 2) вес груза 2 тонны не совпадает с весом груза - 735 кг, отраженного при осуществлении грузоперевозки по маршруту г.Нижневартовск-г.Армавир (л.д. 17-29).

провоз багажа в сумме 22 123 руб. 00 коп. при участии ИП ВНВ. по направлению г.Нижневартовск-г.Армавир - 1) в документах отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка; 2) Вес груза указан 735кг. не совпадает с весом груза, по другим документам, сданных для компенсации расходов; 3) оплата грузоперевозки осуществлена БСО, являющимся иным лицом, что не предусмотрено Правилами (п.п. «ж» п. 10 Правил предусмотрена подача заявления о компенсации с приложением документов, подтверждающих, что пенсионер осуществил провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа (багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку), также отсутствуют подписи за грузоотправителя и за грузополучателя (л.д. 17-17.3, 31-34, 80).

товарный чек в сумме 4 000 руб. подтверждающий стоимость провоза в самолете ручной клади не подлежит компенсации, так как оплата сверхнормативного багажа при авиаперелете Правилами не предусмотрена (л.д. 10-11).

«Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1351 не предусматривает иного порядка расчета размера компенсации провоза багажа, без указанных данных.

В судебном заседании представителем УПФ РФ в Кавказском районе были представлены копии платежных документов и других документов, представленных истицей на получение компенсации за переезд и перевозку грузов, которые не содержали необходимых реквизитов, не имели подписей главных бухгалтеров, руководителей предприятий, а судебное заседание уже были представлены копии данных документов с имеющимися подписями, на что истица ФИО1 пояснила, что ею самостоятельно после того как ей было отказано в выплате компенсации за провоз багажа были поставлены подписи в некоторых платежных поручениях, иных документах по договорам перевозки грузов за главных бухгалтеров.

В соответствии с пп. а п. 15 Правил, основаниями для принятия решения об отказе в выплате компенсации является несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям настоящих Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При вынесении решения суд принимает во внимание такое существенное по делу обстоятельство, что стороны просили рассмотреть дело по имеющимся в деле письменным доказательствам, анализ которым дан выше в описательно-мотивировочной части решения суда, ни о чем более не ходатайствовали, дополнительных доказательств не представили. По основаниям, указанным истцом в исковом заявлении суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Отказывая в удовлетворении иска ФИО1 суд также учитывает такое существенное обстоятельство, что истицей фактически обжалуются действия Управления пенсионного фонда РФ в Кавказском районе и само вынесенное решение

от 23.08.2016 г. об отказе в выплате ей, как гражданке РФ, переселяющейся из района, приравненного к районам Крайнего Севера, расходов на провоз багажа на основании п.п.а п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. №135 по причинам:

- отсутствует информация о виде транспорта, которым была осуществлена грузоперевозка по маршруту с.Александровское – г.Нинжневартовск-г.Армавир,

- вес груза не совпадает с весом груза, отраженным при осуществлении грузоперевозки по маршруту с.Александровское -г.Нижневартовск- г.Армавир,

- оплату грузоперевозки осуществил БСО., являющийся иным лицом (данное не предусмотрено Правилами компенсации расходов, связанных с переездом из РКС и приравненных к ним местностей).

Истицей не обжалованы указанные действия, решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Кавказском районе в порядке КАС РФ. В судебном заседании истице судом был разъяснен порядок обжалования действий и решения Управления Пенсионного Фонда РФ в Кавказском районе в соответствии с КАС РФ, она не пожелала воспользоваться данным правом.

Суд приходит к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия указанного выше решения УПФ РФ в Кавказском районе не устранены истицей ФИО1 в полном объеме на день рассмотрения судом данного гражданского дела. Кроме того она после вынесения указанного выше решения УПФ РФ в Кавказском районе представила в суд в качестве письменных доказательств, подтверждающих провоз багажа, те же самые документы об оплате транспортных расходов, подтверждающие провоз багажа, которые представлялись ею в УПФ РФ в Кавказском районе, в которых не содержатся все необходимые реквизиты, подписи должностных лиц и живые печати того или иного предприятия, ИП, которые и послужили основанием для отказа ей в выплате компенсации за провоз багажа, а также было установлено судом, что она сама лично расписалась в некоторых из них за этих лиц, что не отрицала сама истица в судебном заседании, что дает суду право признать, что представленные истицей письменные доказательства следует признать недостоверными и они не могут быть положены в основу решения суда. Никаких новых, дополнительных доказательств истица ФИО1 суду не представила. По этим обстоятельствам в иске ФИО1 также следует отказать.

Поскольку истицей ФИО1 для выплаты компенсации не представлены достоверные документы, подтверждающие произведенные ею расходы на провоз багажа в связи с переездом из районов Крайнего Севера или приравненных к РКС соответствующие «Правилам компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1351, а указанные Правила не предусматривают иного порядка расчета компенсации провоза багажа, без указанных данных, то в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы компенсации стоимости переезда и перевоза багажа в размере 57 тысяч 548 рублей 00 копеек истице ФИО1 следует отказать.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные нематериальные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 ГКРФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истицы ФИО1 в части возмещения морального вреда в размере 50 тысяч рублей являются необоснованными и незаконными.

Судом с достоверностью установлено, что Управлением Пенсионного Фонда РФ в Кавказском районе в соответствии с требованиями действующего законодательства рассмотрено и разрешено заявление истицы ФИО1 о выплате ей как гражданке, переселяющейся из района, приравненного к районам Крайнего севера, принято решение от 23.08.2016 г. об отказе в выплате ей, как гражданке РФ, переселяющейся из района, приравненного к районам Крайнего Севера, расходов на провоз багажа на основании п.п.а п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. №135. Данное решение истицей ФИО1 не обжаловано, является действующим, имеет юридическую силу. Суду не представлено никаких доказательств и не добыты такие доказательства судом о допущенных нарушениях прав и законных интересов истицы со стороны УПФ РФ в Кавказском районе при принятии данного решения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действиями ответчика УПФ РФ в Кавказском районе КК моральный вред (физические и нравственные страдания) истице ФИО1 не был причинен. В удовлетворении иска в данной части истицей ФИО1 следует отказать.

Доводы истицы ФИО1 следует признать необоснованными по основаниям, изложенным выше в описательно-мотивировочной части решения. Оснований для удовлетворения ее иска суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе Краснодарского края о взыскании в ее пользу, как гражданки РФ, переселяющейся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсации стоимости проезда и провоза багажа в размере 57 тысяч 548 рублей 00 копеек, возмещении морального вреда в размере 50 тысяч рублей и судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кавказский районный суд Краснодарского края.

Судья Кавказского районного суда

Краснодарского края: О.Е. Волошина

Мотивированное решение

Изготовлено 21.11.2016 г.