№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Харитоновой Е.Б.,
при секретаре Зылевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах, охране атмосферного воздуха и учете древесины
УСТАНОВИЛ:
Пермской межрайонной природоохранный прокурор обратился в Краснокамский городской суд с требованиями к ИП ФИО1 о возложении на обязанностей:
- привести земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер № в состояние соответствующее требованиям законодательства, путем его очистки от отходов в виде опила и горбыля, оборудовать места для временного хранения отходов, вести учет отходов;
- провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- вести книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины, разместить в доступном для обозрения месте на пункте переработки древесины сведения об индивидуальном предпринимателе, номера контактных телефонов, копию документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу<адрес> на котором ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по переработке древесины. Установлено, что в результате указанной деятельности ИП ФИО1 образуются отходы в виде опила и горбыля, которые хранятся вне специально отведенных мест, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Место для хранения отходов не оборудовано, учет отходов не ведется. Несоблюдение названных требований законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе приводит к загрязнению, засорению почвы. Также складирование отходов вне специально отведенных мест может способствовать возникновению или распространению пожара. Было установлено, что переработка древесины осуществляется ИП ФИО1 с использованием ленточнопильного станка. Осуществляется сжигание отходов в металлическом баке, отсутствуют книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины. В административном здании, расположенном на земельном участке по названному адресу, в доступном для обозрения месте не размещена копия документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона № 684-ПК, режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, ему неоднократно направлялись извещения по месту его регистрации. Извещение вернулось в суд с отметкой отсутствие адресата и примечанием, что по данному адресу нет строения.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает, что представленными сведениями подтверждается то обстоятельство, что суд принял исчерпывающие меры для извещения ответчика о месте и времени судебного разбирательства и обеспечения гарантии его процессуальных прав.
Суд учитывает задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, что не рассмотрение дела, находящегося длительное время в производстве суда в случае неявки в судебное заседание, кого-либо из лиц, участвующих в деле, неоднократно извещаемых судом о слушании дела и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Суд считает, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку ответчика в судебное заседание суда нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку были приняты исчерпывающие меры по обеспечению явки ответчика в судебное заседание, а его неявку суд расценивает как неявку в суд без уважительных причин.
С учетом мнения прокурора настоящее дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения прокурора, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в целях охраны земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ст. 19 Закона № 89-ФЗ).
Пункт 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721, устанавливает обязанность по ведению учета отходов всех степеней опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц за учетный период.
Судом установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем (л.д. 18), осуществляет свою деятельность по обработке древесины на земельном участке, расположенном по адресу<адрес> на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
При проведении осмотра данного земельного участка установлено, что в результате указанной деятельности образуются отходы в виде опила и горбыля, которые размещены на почве без навеса, специально оборудованное место для временного хранения отходов отсутствует.(л.д. 9-10). Также проверкой установлено, что ИП ФИО1 нарушаются требования по выбросу в атмосферный воздух вредных веществ (л.д. 11).
В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, при обработке древесины, проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также при статическом хранении древесного опила производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно разделу 2.2.1 Временных методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, 1992 г. (далее - Методика) механическая обработка древесины связана с выделением загрязняющих веществ (древесная пыль, опилки, стружка).
Источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух являются, в том числе, станки ленточнопильные, круглопильные и т.д. (приложение 2.2.1 к Методике).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию и разрабатывать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимые нормативы вредного воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 14, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В нарушение указанных требований у ИП ФИО1 отсутствуют документы по инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ, утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 13.09.2016.№ 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» принимаемая древесина, отгружаемая продукция переработки древесины подлежат обязательному учету в соответствующих книгах учета.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием древесины и отгрузку продукции переработки древесины, на каждом пункте переработки древесины в доступном для обозрения месте обязаны разместить следующую информацию:
1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера контактных телефонов;
2) копию документа (приказ, распоряжение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пунктах переработки древесины (далее - ответственное лицо);
3) режим работы пункта переработки древесины;
4) условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины.
Установлено, что книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины не ведутся, в административном здании, расположенном на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в доступном для обозрения месте не размещена копия документа о назначении лица, ответственного за исполнением требований закона Пермского края от 13.09.2016 № 684 ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского рая» (л.д. 9).
ИП ФИО1 в своих объяснениях указал, что обязуется предоставить договор на приобретение древесины, книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции заведены 20.05.2017. Ответственное лицо за исполнение требований Закона ПК от 13.09.2016 № 684-ПК не назначено, в административном здании, расположенном на земельном участке по названному адресу, в доступном для обозрения месте не размещена копия документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований данного закона, специально оборудованное место для временного хранения отходов на земельном участке отсутствует, журнал учета отходов заведен и ответчик обязался его предоставить до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные нарушения природоохранного, земельного законодательства, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, в связи с чем требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст.98,103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (№
1. привести земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый № в состояние соответствующее требованиям законодательства, путем его очистки от отходов в виде опила и горбыля, оборудовать места для временного хранения отходов, вести учет отходов;
2. провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3. вести книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины, разместить в доступном для обозрения месте на пункте переработки древесины сведения об индивидуальном предпринимателе, номера контактных телефонов, копию документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись) Е.Б. Харитонова
Копия верна:
Судья: