Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2017 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И..
с участием старшего помощника прокурора <адрес>С
при секретаре Шихрагимовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Н» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор просит взыскать с ответчика <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду <данные изъяты>
При этом прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства при обращении с промышленными отходами установлены нарушения в деятельности ООО «Н» а именно, что ответчиком в нарушение норм Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды» осуществляется размещение отходов бурения (бурового шлама) в объемах: буровой шлам - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3), буровой раствор - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3), сточные воды - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3) в шламовом амбаре не зарегистрированном в ГРОРО. По результатам выявленных нарушений закона Ямало-Ненецким природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона от дата№.
При рассмотрении данного представления ответчиком в природоохранную прокуратуру представлено гарантийное письмо от дата о гарантированности внесении платы за негативной воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. до дата, однако плата ответчиком не внесена до настоящего времени, что нарушает права Российской Федерации как собственника.
В судебном заседании исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора представляла старший помощник прокурора <адрес>С, настаивавшая на указанных исковых требованиях.
Представители третьего лица и ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом <данные изъяты>, при этом представитель ответчика доказательств уважительности причин неявки, возражений на иск суду не представил, в связи с чем суд, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>С, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства при обращении с промышленными отходами, входе которой установлены нарушения в деятельности ответчика.
Как установлено судом в ходе рассмотрения АО «Г» осуществляется добыча полезных ископаемых с Воргенского лицензионного участка в <адрес>.
Для этих целей АО «Г» заключило с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее - ДПРР) договор аренды лесного участка: от дата№ под строительство и эксплуатацию объектов по проекту <данные изъяты>
Для целей обустройства <данные изъяты> АО «Г» дата заключило договор № с ответчиком как с подрядной организацией для проведения работ по строительству геологоразведочной скважины №<данные изъяты>
Указанная скважина бурилась в период с дата по дата.г.
В результате работ по строительству скважины образовались отходы производства IV класса опасности в следующем количестве: буровой шлам - <данные изъяты> тонн <данные изъяты>, буровой раствор - <данные изъяты> тонн <данные изъяты> сточные воды - <данные изъяты> тонн <данные изъяты>
Как видно из заключенного с ответчиком условиями договора (п.дата) было предусмотрено, что право собственности на отходы бурения - буровой шлам, буровой раствор и буровые сточные воды принадлежит подрядной организации - ООО «Н».
По условиям договора подряда от дата№ подрядчик оформляет разрешения, производит платежи за негативное воздействие, включая любое размещение отходов бурения. При этом подрядчик обязан иметь разработанный проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, в том числе лимиты на размещение бурового шлама.
Также п.дата указанного договора установлено, что подрядчик в счет договорной цены самостоятельно разрабатывает и утверждает разрешительную документацию на обращение с вышеуказанными отходами, в том числе буровой шлам.
Образовавшиеся отходы хранились в шламовом амбаре, расположенного на площадке указанной скважины, вывоз отходов бурения не производился.
Согласно акту о рекультивации от дата (скважина №) территория буровой площадки зачищена, рекультивация буровой площадки проведена в полном объеме, претензий у заказчика (АО «Г») к подрядчику (ООО «Н») не имеется <данные изъяты>
Вместе с этим, по сведениям ООО «Н» образовавшиеся отходы бурения сторонним организациям не передавались. Переработка или обезвреживание отходов бурения не производилась.
По условиям договора от дата№ (с учетом протокола разногласий) до сдачи выполненных работ Подрядчик полностью вывозит (или утилизирует) с объектов Заказчика все образованные отходы производства и потребления, собственником которых он является, за исключением отходов бурения.
Как видно из ответа на требование <данные изъяты> сведения о вывозе образовавшихся отходов бурения для их размещения или обезвреживания (переработке) ни АО «Г», ни ООО «Н» не предоставлено, то есть, образовавшиеся в период бурения указанной скважины отходы бурения размещены в шламовом амбаре, расположенном на территории буровой площадки с их последующим захоронением в данном амбаре.
В соответствии с п. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто, что ответчиком ООО «Н» осуществляется размещение отходов бурения (бурового шлама) в объемах: буровой шлам - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3), буровой раствор - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3), сточные воды - <данные изъяты> тонн (<данные изъяты> м3).
В соответствии с 4.2 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов. Их создание допускается на основании разрешений, выданных уполномоченными органами, определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
С учетом предусмотренного ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.3 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» принципа презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, в соответствии со ст.33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в целях установления соответствия документации, обосновывающей планируемую хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, установлена обязанность проведения экологической экспертизы.
Согласно пункту 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения или обезвреживания отходов I-V классов опасности, относится к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение указанных требований закона размещение отходов бурения произведено на объекте шламовый амбар скважины №<адрес>, проектная документация на строительство которого не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
При этом частью 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства отходы бурения размещены ООО «Н» в шламовом амбаре, не зарегистрированном в ГРОРО.
Порядка ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от дата№ (зарегистрирован в Минюсте России дата, регистрационный номер №).
Согласно п. 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов определено, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством.
В нарушение указанных требований закона ответчиком как собственником отходов бурения осуществлялось размещение отходов IV класса опасности - буровых шламов, бурового раствора, буровых сточных вод, в отсутствие лицензии, разрешающей осуществление данной деятельности на площадке строящихся скважин.
Статьей 21 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закреплен принцип платности размещения отходов.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) взимается плата.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от дата№. Пункт 5 Порядка предусматривает внесение платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В силу п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отсутствия у природопользователя разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от дата№ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», согласно которому применение понижающего коэффициент 0,3 при размещении отходов бурения IV класса опасности в шламонакопителя возможно лишь при наличие установленных лимитов и размещения отходов на специализированных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями. Следовательно, условия для применения понижающего коэффициента при расчете платы в данном случае отсутствуют.
Поскольку ответчик является собственником незаконно размещенных отходов, то в соответствии с требованиями федерального законодательства и договорных обязательств обязан осуществить выплату за незаконное размещение отходов бурения в указанных объемах.
Согласно расчету представленного ООО «Н» сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения данных отходов составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Указанные доводы прокурора ответчиком не опровергнуты, в связи с чем с учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по размещению отходов бурения в отсутствии лицензии в шламовом амбаре, не прошедшем государственную экологическую экспертизу и не зарегистрированном в ГРОРО, является незаконной и нарушает федеральное законодательство об отходах производства.
По результатам выявленных нарушений закона Ямало-Ненецким природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона от дата№<данные изъяты>
Как видно из материалов дела <данные изъяты> при рассмотрении данного представления ответчиком в адрес истца было представлено гарантийное письмо от дата о гарантии оплатить плату за негативной воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. до дата.
Однако как пояснила суду старший помощник прокурора С ответчик до настоящего времени оплату за негативное воздействие не произвел. Не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации как собственника.
Суд при вынесении решения учитывает, что представление об устранении нарушений закона от дата№ ответчиком не оспорено, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчик гарантировал, но взятые на себя обязательства не исполнил в связи с чем находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
При подаче искового заявления истец на основании ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты госпошлины. Ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с него подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета <адрес> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л
Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора <адрес> удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Н» <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов бурения в шламовом амбаре построенного под скважину №<адрес>
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Н» данные денежные средства перечислить на расчетный счет: <данные изъяты>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Н» в доход бюджета <адрес><данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в счет оплаты госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня составления мотивированного решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд.
<данные изъяты>
Судья А.И. Клюсова