ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-917/19 от 24.04.2019 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-917/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2019 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителей ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» ФИО2, ФИО3, ФИО4,

при секретаре Кретовой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (далее – ОГБУ «МФЦ в ЕАО») об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что 18.02.2019 она обратилась к ответчику с документами с целью оформления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

С решением от 20.03.2019 она не согласна, поскольку ответчиком при расчете взята сумма в размере 33 468, 30 рублей за август 2018 года, которую ей выдали в июле 2018 года. Из справки 2НДФЛ следует, что с августа 2018 года она не имеет доход. Считает, что ее права нарушены.

Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию моральный вред в размере 30 000 (триста) рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнила, просила обязать ответчика произвести перерасчет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом неполучения дохода в августе 2018 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей. Пояснила, что она работала ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» по 24.08.2018. В июле 2018 года она ушла в отпуск с последующим увольнением, все причитающиеся ей выплаты, в том числе за август 2018 года, она получила в июле 2018 года. Ею ответчику предоставлялось несколько справок от работодателя, в которых сначала ничего не было указано в доходах за август 2018 года, после чего стояли нули. Ответчиком была принята во внимание справка, выгодная для них, в которой указана сумма за август 2018 года. Поскольку она в августе 2018 года не получала денежные средства, то ответчик необоснованно принял данную справку. Также пояснила, что ранее она также обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, и ею предоставлялась справка о ее доходах. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку она нервничала, переживала, в связи с чем она была вынуждена разговаривать с представителями ответчика на повышенных тонах.

Представитель ответчика ОГКУ «МФЦ в ЕАО» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что при рассмотрении права ФИО1 на назначение ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и установлении ее фактического размера в денежном эквиваленте, специалисты ОГБУ «МФЦ в ЕАО», в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», обязаны были учесть весь доход истца за период с августа 2018 года по январь 2019 года.

ФИО1 была предоставлена справка от работодателя, в которой в графе дохода за август 2018 года отсутствовала информация, необходимая для внесения в программу, в связи с чем ей было предложено предоставить справку, в которой отражены указанные сведения. Истцом предоставлена такая справка, в которой были проставлены нули в начислениях за август 2018 года. Специалист ОГБУ «МФЦ в ЕАО» не смог внести сведения в программу о том, что в августе 2018 года истец не имела доходы, поскольку ранее истец уже обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляла сведения о своем доходе в августе 2018 года, данный доход был отражен в программе. Технически исправить это невозможно. В связи с наличием противоречий по запросу специалиста работодателем была предоставлена ОГБУ «МФЦ в ЕАО» справка о доходе истца, в которой имелись сведения о начисленных в августе 2018 года доходе, которые ранее были указаны в программе.

В связи с тем, что в распоряжении ОГБУ «МФЦ в ЕАО» имелись документы, необходимые для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно - копия трудовой книжки ФИО1, справка подтверждающая факт её работы в ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с указанием начисленной заработной платы за период с июня по август 2018 года, сведения из отделения ПФР РФ в г. Биробиджане, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была предоставлена ей на период с 01.03.2019 по 31.08.2019 в сумме 1 095,23 руб. ежемесячно с учетом денежных средств в сумме 33 468,30 руб., полученных ФИО1 от работодателя в августе 2018 года.

Считает, что оснований для произведения ответчиком запрашиваемого истцом перерасчета предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется.

Также указал на отсутствие правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда и на некорректное поведение истца при ее общении со специалистами ОГБУ «МФЦ в ЕАО».

Представители ответчика ОГКУ «МФЦ в ЕАО» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании поддержали письменные возражения на иск и пояснения ФИО2

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1).

Право на субсидии имеют граждане, в том числе собственники жилых помещений (п. 4 ч. 2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3).

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей (ч. 6).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 7).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

В соответствии с п. 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно пп. «д» п 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением, в том числе документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

В силу п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Как указано в п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

Пунктом 32 Правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Исходя из п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом, в том числе видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.

В соответствии с пп. «а», «г» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, 18.02.2019 обратилась в ОГКУ «МФЦ в ЕАО» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив к данному заявлению, в том числе копию трудовой книжки и справки от 19.02.2019.

Решением ОГКУ «МФЦ в ЕАО» от 20.03.2019 ФИО1 предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 095,23 рублей на период с 01.03.2019 по 31.08.2019.

Не согласившись с размером субсидии, истец обратилась с настоящим иском, ссылаясь на необоснованность учета при ее исчислении дохода в размере 33 468, 30 рублей за август 2018 года, которую ей выдали в июле 2018 года.

Согласно трудовой книжке ФИО1 работала в ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» по 24.08.2018.

Из представленной истцом справке о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2018 год следует, что она в августе 2018 года дохода не имела.

В деле получателя субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ФИО1 имеется справка от 19.02.2019, в которой указано, что ФИО1 произведено начисление в размере 33 468,30 рублей за август 2018 года (июль 2018 года – 8 343,96 рублей).

В материалах гражданского дела имеются еще две справки, имеющие аналогичный номер и дату, в одной из которых отсутствуют сведения о начислениях в августе 2018 года (июль 2018 года - 41 812,26 рублей), во второй – 0,00 рублей (июль 2018 года - 41 812,26 рублей отпуск до 24.08.2018).

Также в личном деле получателя субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ФИО1 имеется справка от 11.09.2018, из которой следует, что заработная плата ФИО1 в августе 2018 года составила 33 468,30 рублей (июль 2018 года – 8 343,96 рублей).

Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО показала, что работает бухгалтером ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», в ее функции входит начисление заработной платы работникам учреждения. Вышеуказанные справки готовила она и в них не имеется противоречий, поскольку ФИО1 находилась в июле-августе 2018 года в отпуске с последующим увольнением. ФИО1 производились начисления и в июле и августе 2018 года, но по ее просьбе все выплаты фактически были ей произведены в июле 2018 года, в том числе за август 2018 года. В справках, где отсутствуют доходы истца за август 2018 года, указана заработная плата фактически выплаченная (как по расчетным листкам), то есть с учетом начисленной в августе, но выплаченной в июле. А в справках, где имеется доход истца за август 2018 года, сумма в размере 33 468,30 рублей указана начисленная.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку данные показания последовательны, логичны.

Исходя из изложенного, учитывая положения ст.ст. 84.1, 140 ТК РФ следует, что ФИО1 имела доход в августе 2018 года в размере 33 468,30 рублей, несмотря на то, что выплата фактически была ей произведена в июле 2018 года.

При таких обстоятельствах ответчик обоснованно исчислил субсидию, исходя из дохода истца за август 2018 года, что согласуется с положениями вышеуказанного Порядка и Перечня, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца об обязании произвести перерасчет субсидии не имеется.

Поскольку исковые требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от требований, в удовлетворении которых отказано, то данные требования также не подлежат удовлетворению, ходатайство о взыскании судебных расходов, понесенных уплату государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, представления в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019.