ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-918 от 14.10.2020 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 2- 918

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 года. г. Буй Костромской обл.

Буйский районный суд Костромской области в составе:

судьи Прыгуновой Ю.С.,

при секретаре Соловьевой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.г. Буй о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых;

у с т а н о в и л:

Буйский межрайонный прокурор обратился в Буйский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.г. Буй о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых, мотивируя требования следующими обстоятельствами.

Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере осуществления муниципального контроля в части непринятии администрацией муниципального образования городской округ город Буй Костромской области мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Решением Думы города Буя Костромской области № 400 от 27.05.2005 года утвержден Устав муниципального образования городской округ город Буй Костромской области.

К компетенции администрации городского округа город Буй относится, в том числе, осуществление муниципального контроля на территории городского округа город Буй, в соответствии с Федеральным законом от 26.12. 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и решением Думы городского округа (статья 35.1 Устава).

Как следует из материалов проверки, администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен.

С учетом установленных обстоятельств и нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, полагаю, что администрация городского округа город Буй неправомерно бездействует не принимая мер по разработке и утверждению административного регламента об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Межрайонной прокуратурой 21.03.2019 направлено представление в адрес главы администрации г.о.г. Буй, об устранении указанных нарушений законодательства и необходимости разработки и принятия административного регламента об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и в ответе от 05.04.2019 на представление было указано, что администрацией городского округа город Буй Костромской области разрабатывается данный регламент. Согласно дополнительной информации администрации городского округа город Буй Костромской области от 26.06.2020 указанный нормативный акт в настоящее время не разработан.

Таким образом, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства вопросы, касающиеся урегулирования порядка проведения муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не урегулированы, нормативны акт не принят.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 131 ГПК РФ, Буйский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области в срок до 31.12.2020 года разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В судебном заседании помощник Буйского межрайонного прокурора Касарихина Ю.Ю. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по указанным в иске доводам.

Представитель Администрации г.о.г. Буй, Смирнов А.В., действуя по доверенности, согласен с иском прокурора. Пояснил, что в настоящее время проект регламента разработан и направлен на согласование и утверждение в прокуратуру.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства в их взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 6 Закона N 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

На основании части 2 статьи 6 Закона N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 4, 16 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют положениям п.п. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные ст. 5 Закона РФ "О недрах", и они отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1.1 названного Закона органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Решением Думы города Буя Костромской области № 400 от 27.05.2005 года утвержден Устав муниципального образования городской округ город Буй Костромской области.

К компетенции администрации городского округа город Буй относится, в том числе, осуществление муниципального контроля на территории городского округа город Буй, в соответствии с Федеральным законом от 26.12. 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и решением Думы городского округа (статья 35.1 Устава).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как следует из материалов проверки, администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен.

С учетом установленных обстоятельств и нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, полагаю, что администрация городского округа город Буй неправомерно бездействует не принимая мер по разработке и утверждению административного регламента об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Межрайонной прокуратурой 21.03.2019 направлено представление в адрес главы администрации г.о.г. Буй, об устранении указанных нарушений законодательства и необходимости разработки и принятия административного регламента об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и в ответе от 05.04.2019 на представление было указано, что администрацией городского округа город Буй Костромской области разрабатывается данный регламент. Согласно дополнительной информации администрации городского округа город Буй Костромской области от 26.06.2020 указанный нормативный акт в настоящее время не разработан.

Таким образом, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства вопросы, касающиеся урегулирования порядка проведения муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не урегулированы, нормативны акт не принят.

Согласно статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Буйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.г. Буй о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых;

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.г. Буй о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых - удовлетворить.

Обязать администрацию г.о.г. Буй в срок до 31.12.2020 разработать и утвердить административный регламент об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного текста решения.

Судья Ю.С. Прыгунова