ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-918/19 от 16.07.2019 Шатурского городского суда (Московская область)

дело № 2-918/2019 (50RS0050-01-2019-001168-18)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Богатковой З.Г.,

при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о понуждении обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предоставление доступа к рабочему проекту на капитальный ремонт, взыскание компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд вышеуказанным иском, указав, что ему с супругой в праве совместной собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, находящемся с 2008 в управление ОАО «Шатурская управляющая компания». Указанный дом сдан в эксплуатацию в 1984. Согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта, утвержденного постановлением правительства Московской области 20.06.2014 № 481/20, на 2015 в вышеуказанном многоквартирном доме запланировано проведение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы на общую сумму 22 557 629,24 руб. До настоящего времени ответчик каких-либо предложений, связанных с проведением капитального ремонта внутридомовой инженерной системы (в том числе о сроках начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости) в адрес истца не направил, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения в <адрес> не выполнил. В адрес ответчика истцом было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой разъяснить причины указания на сайте «Реформы ЖКХ» в отношении указанного жома о проведение капитального ремонта в 2017 внутридомовых инженерных систем на сумму 6,62 млн. руб., когда как никакой капитальный ремонт не производился. Письмом № ТГ-1908/14 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта на 2015 в спорном доме было запланировано проведение ремонта внутридомовых инженерных систем на общую сумму 7 188 710,21 руб. В настоящее время в целях выполнения данных работ фондом проводятся мероприятия по формированию лотов и составлению адресных перечней объектов для проведения аукционов по выбору подрядной организации. Ремонт внутридомовых инженерных систем будет выполнен после проведения процедуры электронного аукциона по выбору подрядной организации и заключения договоров в 2018. При проведение капитального ремонта необходимо наличие либо проекта, либо рабочей документации, либо только сметной документации, если не требуется разработка чертежа. В силу действующего законодательства на регионального оператора капитального ремонта возложена обязанность при подготовке конкурсной документации на проведение конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Московской области подготовка проектно сметной документации, поскольку подрядная организация обязана выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией.

Полагает, что бездействия ответчика по выполнению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем и не предоставления доступа к рабочему проекту, нарушают его права, как потребителя на благоприятные и безопасные условия проживания. В результате неправомерных действий (бездействий) ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях: в течение длительного времени фондом не выполняются мероприятия по обеспечению выполнения капитального ремонта в объеме и сроки, предусмотренной региональной программой капитального ремонта. Размер компенсации причиненного ответчиком морального вреда оценивает в 20 000 руб. Просит суд обязать ответчика фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обеспечить:

- посредством размещения в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» доступ к рабочему проекту на капитальный ремонт жилого здания в объеме и составе, достаточным для обоснования собственникам помещений в многоквартирном доме решения о соответствии объема, качества и стоимости выполненных работ показателям региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в течение 2-х календарных недель с даты вступления решения суда в законную силу;

- проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей в <адрес>, в <адрес> - в течение 3-х календарных месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов своего представителя в суд не направил, подал письменное возражение, в котором просит отказать истцу в иске по основанию неправомерности требований. В возражениях указал, что спорный многоквартирный дом, на основании постановления правительства Московской области от 27.12.2013 № 1188/58 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049» включен в перечень мероприятий по реализации данной региональной программы по ремонту внутридомовых инженерных систем на 2014-2016. В силу п. 2 ст. 18 Закона Московской области от 01.03.2013 № 66/2013 ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» региональный оператор в целях обеспечения капитального ремонта обязан привлечь для выполнения работ подрядные организации, заключить с ними договора от своего имени. Выбор подрядной организации осуществляется конкурентным способом, в порядке, установленным уполномоченным органом. По результатам проведения конкурса по отбору подрядной организации на проведение капитального ремонта металлической кровли по указанному дому, между фондом и ООО «Строй развитие М» (Исполнитель, Генеральный подрядчик) заключен договор -К от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приложению №2 к Договору предусмотрены следующие виды работ: ремонт системы пожаротушения, замена стояков центрального отопления без отопительных приборов, замена стояков центрального отопления (подвал, чердак) с их теплоизоляцией и запорной арматурой, замена стояков в квартирах с изоляцией и запорной арматурой, замена разводящих трубопроводов в подвале (чердаке) с изоляцией и запорной арматурой, замена системы канализации (стояки), замена системы канализации(подвал).

Пунктом 6.1 Договора Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы по настоящему договору в соответствии с требованиями приложения № 5 к настоящему договору не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 1.3. Договора дано понятие проектно-сметной документации. Пунктом 20 Техническому заданию (Приложение№3 к Договору) предусмотрены стадии разработки проектно сметной документации, согласно которой первой стадией является составление акта осмотра и дефектной ведомости, второй стадией разработка проектно сметной документации на выполнение работ, третьей стадией является экспертиза проектно-сметной документации, а затем предоставление проектно сметной документации Заказчику, то есть фонду. При таких обстоятельствах, довод истца о том, что на Фонде лежит обязанность по составлению проектно-сметной документации, не состоятельны. Размещение в сети Интернет на сайте Фонда проектно-сметной документации не предусмотрено законодательством. Закон о защите прав потребителя, на который ссылается истец, не применим к спорным отношениям. Региональный оператор некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Фонд, выполняя функции заказчика по договору на выполнение работ по капитальному ремонту, не осуществляет деятельность по возмездному оказанию услуг. Следовательно, положение закона «О защите прав потребителей» не распространяется на деятельность регионального оператора (Фонд).

Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права истцу ФИО1 с супругой ФИО3 принадлежит в праве совместной собственности <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58, за номером 43274 со сроками проведения работ по капитальному ремонту: ремонт внутридомовых инженерных систем - 2014 - 2016 годы, ремонт и замена лифтового оборудования - 2035-2037 годы, ремонт крыши - 2029 - 2036 годы, ремонт фасада - 2023 - 2025 годы.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 20.06.2014 N 481/20 "Об утверждении плана реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы" на 2014 - 2016 годы" указанный многоквартирный дом включен в план реализации региональной программы в части проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем.

До настоящего времени капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, фондом не проведен.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Как указано в ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Как установлено в части 2 указанной статьи, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; 7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос; 10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; 12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 указанной статьи привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Закона, и может финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области и иных источников, включает в себя, в том числе, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 названного Закона региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" целью создания Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что требования истца о проведение капитального ремонта общего имущества- внутридомовых инженерных сетей в течение 3-х календарных месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подлежит удовлетворению.

Указание ответчика в письменных возражениях о том, что согласно договору о проведении капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного фондом с ООО "Стройразвитие М», срок выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, не могут приняты судом, так как условия заключенного ответчиком договора подряда не могут изменять установленный нормативным актом график проведения работ.

Что касается исковых требований истца об обязании ответчика обеспечить доступ к рабочему проекту на капитальный ремонт жилого здания в объеме и составе, достаточным для обоснования собственникам помещений в многоквартирном доме решения о соответствии объема, качества стоимости выполненных работ показателям региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов посредством размещения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», то такая обязанность ответчика не предусмотрена законодательством, регулирующим проведение капитального ремонта.

Обеспечение подготовки задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и при необходимости - подготовка проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждение проектной документации - все это обязанности регионального оператора в отношении проведения капремонта в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капремонта на счете, счетах регионального оператора (п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

В обязанности регионального оператора также входит заключение договоров с подрядными организациями от своего имени, осуществление приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (п. 3, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Таким образом, документация, связанная с проведением капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, по итогам капитального ремонта находится у регионального оператора.

Вместе с тем рассматриваемая документация должна находиться и в организации, осуществляющей управление МКД. В зависимости от способа управления МКД это может быть ТСЖ, специализированный потребительский кооператив или управляющая организация.

В соответствии с ч. 8 ст. 189 ЖК РФ в течение 10 дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим МКД, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в МКД и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов. К числу документов, передаваемых лицу, осуществляющему управление МКД, относятся в том числе копии: проектной документации, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ. С учетом вышеуказанных норм, при наличии проектной документации истец не лишается права ознакомиться с ней в Фонде или ОАО «Шатурская управляющая компания» и не обязывает ответчика размещать её в сети «Итнернет».

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд не усматривает оснований, для их удовлетворения, поскольку обстоятельства, связанные с нарушением срока капитального ремонта и не предоставлении информации к рабочему проекту на капитальный ремонт, сами по себе не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага истца, в том числе на те, которые прямо названы в п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически ответчиком было допущено нарушение имущественных прав истца; каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать о том, что ФИО1 причинены нравственные и физические страдания какими-либо действиями (бездействием) фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов могущими затронуть нематериальные блага истца, суду представлено не было; федеральным законом возможность компенсации морального вреда в рамках спорных имущественных отношении с участием фонда капитального ремонта прямо не предусмотрены.

Ссылка истца на положения закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителя» в данном случае не состоятельна, поскольку указанные правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства, которым установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать фонд капитального ремонта общего имущества провести капитальный ремонт <адрес> в <адрес> в части внутридомовых инженерных сетей в течение трех календарных месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

В иске о размещении в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» рабочего проекта на капитальный ремонт жилого здания в объеме и составе, достаточным для обоснования собственникам помещений в многоквартирном доме решения о соответствии объема, качества, стоимости выполненных работ показателям региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в течение 2-х календарных недель с даты вступления решения суда в законную силу и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья З.Г. Богаткова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья З.Г. Богаткова