ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-918/2014 от 29.04.2014 Павловского городского суда (Нижегородская область)

 Дело № 2-918/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Павлово 29 апреля 2014 года

 Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Шикина А.В.,

 с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Павловского муниципального района Нижегородской области ФИО2, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Управления образования администрации Павловского муниципального района Нижегородской области ФИО3, третьего лица ФИО4,

 при секретаре Софоновой Л.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обязании администрации Павловского муниципального района Нижегородской области осуществить постановку ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в Павловский городской суд с иском к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обязании администрации Павловского муниципального района Нижегородской области осуществить постановку ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 В обоснование исковых требований истцом указано, что она (ФИО1), ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, и на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное получение жилья.

 После смерти ее матери – ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и вынесения Вачским районным судом решения от ДД.ММ.ГГГГг. о лишении родительских прав в отношении нее (ФИО1) ее отца – ФИО6, ее опекуном на основании Распоряжения № Администрации Павловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ФИО7 Она (ФИО1) и ее братья и сестры жили с бабушкой – ФИО4 по адресу: <адрес>.

 Решением Павловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ней (ФИО1) было признано право пользования данной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.

 С этого времени она состоит на регистрационном учете в данной квартире, однако фактически в ней не проживает, а вместе с малолетним ребенком – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вынуждена снимать для проживания квартиру по адресу: <адрес>.

 В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 37,0 кв.м. зарегистрировано пять человек.

 Указывает также, что ДД.ММ.ГГГГ ей (ФИО1) исполнилось 23 года, однако до этого она обращалась в Управление образования Павловского района с вопросом постановки ее на учет для внеочередного получения жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, однако ей объяснили, что в связи с тем, что она прописана в квартире бабушки по адресу: <адрес>, то есть имеет жилье, у нее не имеется права постановки на учет для внеочередного получения жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, и было рекомендовано обратиться в Администрацию Павловского муниципального района с заявлением о признании ее нуждающейся в жилье как малоимущей.

 В связи с этим она обратилась с заявлением о постановке ее на очередь лиц, нуждающихся в жилье как малоимущей, после чего ждала ответа на свое заявление. В декабре 2013 г. ей (ФИО1) был дан ответ, которым ей было предложено собрать необходимый пакет документов для признания ее нуждающейся в жилье как малоимущей и одновременно было разъяснено, что она имеет право на внеочередное получение жилья на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с тем, что она имеет в пользовании квартиру общей площадью 37,0 кв.м., но так как в ней прописано пять человек, данная площадь не соответствует жилищным нормам. Поэтому ей было рекомендовано обратиться с заявлением в Администрацию по данному закону, что и было ею сделано. Однако ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Павловского муниципального района ей (ФИО1) был дан отказ в включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что ею был пропущен срок обращения в Администрацию Павловского района с данным заявлением, так как срок обращения истек ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 23 года.

 Считает, что данный срок был пропущен ею по уважительной причине.

 Указывает, что она не обратилась в предусмотренный законом срок с данным заявлением как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако она своевременно обратилась в Администрацию Павловского района с заявлением о внеочередном предоставлении ей жилья как малоимущей на основании Закона Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма». Это произошло в связи с тем, что ей своевременно никем не было разъяснено, по какому конкретно основанию она имеет право на предоставление жилья.

 Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

 Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

 Согласно ст. 57 ЖК РФ - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57),

 Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ - Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права па внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 Однако выпускником какого-либо из вышеуказанных учреждений она (ФИО1) не являлась, поэтому органы опеки и попечительства не могли поставить ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О том, что это должна была сделать она сама до исполнения ей 23 лет, ей (ФИО1) также никто своевременно не объяснил.

 На основании вышеизложенного просит суд:

 1. Восстановись пропущенный срок для постановки ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

 2. Обязать Администрацию Павловского муниципального района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по инициативе суда были привлечены: Управление образования администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области и ФИО4.

 В ходе судебного заседания от истца ФИО1 поступило заявление об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в соответствии с которым истец просит суд обязать администрацию Павловского муниципального района Нижегородской области включить ее (ФИО1) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дающий право на предоставление благоустроенного жилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.

 Представитель администрации Павловского муниципального района Нижегородской области ФИО2 иск не признала. В обоснование возражений на исковое заявление она пояснила следующее.

 Как следует из представленных истцом доказательств, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Павловского муниципального района от 25.07.2007г. № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО1» за ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 37,0 кв.м., принадлежащую на праве собственности по договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 25.03.2004г. ФИО4 – бабушке истца. Согласно выписке из лицевого счета № в квартире по адресу: <адрес> зарегистрировано пять человек: ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО8

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Павловского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как малоимущей, либо постановке на очередь как нуждающейся в предоставлении жилья.

 В ответе администрации Павловского муниципального района от 17.12.2013г. № 123-З на данное обращение ФИО1 разъяснен порядок признания граждан малоимущими, а также порядок включения в список граждан нуждающихся в жилом помещении в порядке очередности.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Павловского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте.

 Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 При этом данный закон строго определяет категории граждан, на которые распространяются дополнительные социальные гарантии: Это:

 – дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

 – дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

 – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Исходя из вышеуказанного Закона 23 года – предельный возраст, при достижении которого, гражданин теряет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Обращение ФИО1 в администрацию Павловского муниципального района по вопросу обеспечения ее жилым помещением было подано по достижении 23-летнего возраста, в связи с чем в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано.

 Учитывая, что статья 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изменена 29.02.2012г. у ФИО1 было почти 1 год для того, чтобы обратиться в администрацию Павловского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилым помещением, однако истец данное ей право не использовала. Доказательств пропуска данного срока по уважительным причинам истец не представила, в связи с чем администрация Павловского муниципального района считает заявленные ФИО1 исковые требования необоснованными и незаконными и просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Павловского муниципального района Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 также не признала и пояснила, что ФИО1 действительно являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ года, ей исполнилось 23 года. До этого времени она не обращалась в Управление образования Павловского района, с заявлением о постановке на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении. При установлении опеки за ФИО1 за ней Распоряжением администрации, было закреплено жилое помещение, по адресу <адрес>.. Она проживала там вместе со своей бабушкой. Считает, что срок, предусмотренный действующим законодательством для постановки на очередь как детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 пропущен, по не уважительным причинам, своим правом она не воспользовалась. Считает, что её иск удовлетворению не подлежит.

 Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 пояснила суду, что ФИО1 её внучка. В настоящее время ей исполнилось 23 года. Она не знает обращалась, ли ФИО1 с заявлениями в администрацию Павловского района о постановке в льготную очередь для получения жилья до исполнения ей 23 лет. Отец ФИО1 лишен родительских прав, мать умерла. Внучка, с малолетним ребенком живет отдельно, но прописана у неё в квартире. В квартире проживать ФИО1 не может, т.к. в ней нет места.

 От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Нижегородской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором поясняется следующее.

 1. Согласно статье 1 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №125-З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

 Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установлен статьей 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З (ред. от 11.12.2012 г.) «О жилищной политике в Нижегородской области».

 Таким образом, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется только органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. В соответствии со статьей 156-2 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №123-З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «О жилищной политике в Нижегородской области», утверждение сводного списка детей-сирот министерством с ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.

 2. В соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

 Как следует из искового заявления, решением Павловского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

 Сведений о том, что данное жилое помещение признано непригодным для проживания, министерству не представлено.

 Таким образом, ФИО1 обеспечена жилым помещением.

 3. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение данной категории лиц по достижении ими возраста 23 лет сохраняется при условии, что такое лицо постановлено на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

 В настоящее время ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 23 лет, установленного статьей 1 Федерального закона, как предельного для получения мер социальной поддержки, и статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, утратила.

 Истцом не представлено доказательств того, что она обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до достижения ею 23-летнего возраста.

 В связи с чем, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО11 не имеется.

 Кроме того, указывает, что правовая позиция министерства подтверждается определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г. по иску ФИО12 о признании права на получение жилого помещения за лицом, относящимся к категории, оставшихся без попечения родителей,

 Также в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Нижегородской области.

 Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

 Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

 Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области.

 Заслушав стороны и их представителей, третьих лиц и их представителей, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, являвшейся матерью ФИО1 (истца по настоящему делу), и вынесения Вачским районным судом Нижегородской области решения от ДД.ММ.ГГГГг. о лишении родительских прав в отношении ФИО1 ее отца – ФИО6, ее опекуном на основании Распоряжения Администрации Павловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ФИО7 (л.д.12).

 Решением Павловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за ФИО1 было признано право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. С этого времени она состоит на регистрационном учете в данной квартире.

 В настоящее время в указанной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 37,0 кв.м. зарегистрировано пять человек: ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО8 (л.д.8). Ответственным квартиросъемщиком данной квартиры является ФИО4, которая приходится ФИО1 бабушкой. Квартира до настоящего времени не приватизирована и находится в муниципальной собственности.

 При этом из материалов дела также следует, что сведений о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется. Таким образом, жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> – является единственным жилым помещением, в отношении которого ФИО1 принадлежит право пользования.

 Истец указывает, что в связи с тем, что в вышеуказанной квартире в настоящее время зарегистрированы 5 человек, фактически проживать в ней она не может, т.к. имеет малолетнего ребенка – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10), и вынуждена проживать вместе с ним на съемной квартире по адресу: <адрес>.

 Также истец указывает, что к настоящему времени, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ей исполнилось 23 года. Однако считает, что до достижения указанного возраста она относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен льготный порядок предоставления жилых помещений.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Павловского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как малоимущей, либо постановке на очередь как нуждающейся в предоставлении жилья (л.д.26).

 В ответе администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от 17.12.2013г. № 123-З на данное обращение ФИО1 был разъяснен порядок признания граждан малоимущими, а также порядок включения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, в порядке очередности (л.д.6). После получения указанного ответа ФИО1 в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ – обратилась в администрацию Павловского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте (л.д.25).

 По результатам рассмотрения указанного заявления ФИО1 администрацией Павловского муниципального района Нижегородской области был дан ответ за № от 24.12.2013г. об отказе в постановке на учет для последующего предоставления жилого помещения по заявленному основанию в связи с достижением ФИО1 23-летнего возраста (л.д.7).

 В соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

 Из материалов дела следует, что решением Павловского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года за ФИО1 признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Сведений о том, что данное жилое помещение признано непригодным для проживания, истцом не представлено.

 Таким образом, ФИО1 обеспечена жилым помещением.

 Из показаний свидетеля ФИО7, допрошенной в качестве свидетеля, следует, что она была опекуном у ФИО1 несколько месяцев, между ними получился не приятный инцидент, и она попросила снять с неё опекунство. На тот момент ФИО1 проживала и была зарегистрирована у своей бабушки ФИО4. Пока она была опекуном, каких либо обращений за постановкой на льготную очередь в интересах ФИО1 не было.

 Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ):

 «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях».

 При этом данный закон строго определяет категории граждан, на которые распространяются дополнительные социальные гарантии: Это:

 – дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

 – дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

 – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

 Исходя из вышеуказанного Закона 23 года – предельный возраст, при достижении которого гражданин теряет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение данной категории лиц по достижении ими возраста 23 лет сохраняется при условии, что такое лицо постановлено на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

 В настоящее время ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 23 лет, установленного статьей 1 Федерального закона №159-ФЗ, как предельного для получения мер социальной поддержки, и статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, утратила.

 При этом истцом не представлено доказательств того, что она обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до достижения ею 23-летнего возраста.

 Таким образом, судом не установлено уважительных причин, которые объективно препятствовали ФИО1 своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – и тем самым реализовать свое право.

 То, что в настоящее время ФИО1 не имеет своего жилья в собственности и проживает вместе с сыном в съемном жилье, правового значения для удовлетворения заявленных требований не имеет, но позволяет ей реализовать жилищные права на иных основаниях.

 В связи с указанным оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дающим право на представление благоустроенного жилого помещения, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд г. Павлово в течение месяца с момента его вынесения окончательной форме.

 Судья: Шикин А.В.

 Мотивированное решение суда изготовлено 05 мая 2014 года.

 Судья Шикин А.В.