ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-918/2021 от 02.08.2021 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-918/2021

УИД: <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года город Брянск

Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Михалевой О.М.,

при секретаре Якубенко Е.И.,

с участием истца Владимирова А.Н., представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Прудникова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирова А.Н. к отделению (территориальное, город Брянск) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице правопреемника федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

установил:

Владимиров А.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что проживает на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение Владимиров А.Н., а также его <...>, ФИО1, вселены на основании договора найма служебного жилого помещения , заключенного <дата> между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации и <...>, ФИО2

В соответствии с условиями договора найма (пункт 2) квартира предоставлена ФИО2 в связи с осуществлением трудовой деятельности в войсковой части , срок действия договора установлен до отселения из закрытого военного городка.

После смерти <дата>ФИО2 в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Владимиров А.Н., его <...>, ФИО1

<дата> ФГКУ «Западрегионжилье» направило в адрес истца требование освободить занимаемое в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до <дата>, закрыть финансовый счет, сняться с регистрационного учета.

В связи с неисполнением указанного требования Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ«Западрегионжилье» обратилось в Карачевский районный суд Брянской области с исковым заявлением к Владимирову А.Н., ФИО1 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, что свидетельствует, по мнению истца, о начале в отношении него процедуры отселения из закрытого военного городка.

<дата> Владимиров А.Н. обратился в отделение (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации , однако <дата> получил отказ со ссылкой на несоответствие заявителя требованиям названной выше целевой программы. Не согласившись с принятым ответчиком решением, Владимиров А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

При этом, по мнению истца, сам по себе факт проживания на территории закрытого военного городка гражданина, выразившего волю на переезд, является самостоятельным основанием для выдачи государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Решением Фокинского районного суда г. Брянска от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от <дата>, исковые требования Владимирова А.Н. к отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оставлены без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> решение Фокинского районного суда г. Брянска от <дата>, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от <дата> отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение.

Истец указывает, что из толкования норм материального права, приведенного в судебном акте суда кассационной инстанции, следует, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы не устанавливают в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи или иного решения о его переселении из закрытого военного городка, соответственно правовые основания для отказа в признании Владимирова А.Н. участником ведомственной целевой программы у ответчика отсутствуют.

При этом, факт внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р, согласно которым город Карачев исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, по мнению истца, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку решение по результатам рассмотрения заявления истца принято ответчиком <дата>, а, ввиду его незаконности, истец должен быть признан участником ведомственной целевой программы с указанной даты.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с учетом уточненных требований, окончательно Владимиров А.Н. просит суд:

признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение, г. Брянск) от <дата> об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

обязать правопреемника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г. Брянск) признать Владимирова А.Н. c составом семьи два человека участниками основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и считать таковым с <дата>.

В судебном заседании Владимиров А.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнения. Указал, что в судебном акте, принятом по результатам рассмотрения настоящего спора в суде кассационной инстанции, суд пришел к выводу о том, что сам по себе факт проживания в закрытом военном городке гражданина, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата, что согласуется с правовой позицией, содержащейся в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2021 года . Поскольку решение по результатам обращения Владимирова А.Н. принято ответчиком <дата>, полагал, что подлежит признанию участником ведомственной целевой программы с указанной даты, следовательно, исключение города Карачева Брянской области на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 января 2021 года № 146-р из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации не имеет правового значения для разрешения спора.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Прудников Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, с учетом их уточнения. Пояснил, что квартира <адрес> относится к категории служебного жилья, согласно договору найма служебного жилого помещения предоставлена ФИО2 на период трудовых отношений с войсковой частью. Указал, что на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении Владимиров А.Н. не состоит, связи с Министерством обороны Российской Федерации не имеет, нанимателем квартиры <адрес> на основании договора найма не является. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Владимиров А.Н. имеет в собственности недвижимое имущество. Решение о переселении истца либо иных граждан с территории закрытого военного городка <адрес> уполномоченным органом не принималось, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2021 года № 146-р город <адрес> исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации. Полагал, что обеспечение жилыми помещениями гражданских лиц, которые не связаны трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации, противоречит положениям Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно письменным отзывам, предоставленным в материалы дела, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, являющаяся <...>, осуществляла трудовую деятельность в войсковой части (в настоящее время войсковая часть ) с <дата>, уволена <дата> с должности <...>.

На основании ордера от <дата>ФИО2 с составом семьи 2 человека, включая <...>, Владимирова А.Н., предоставлена комната, площадью <...> кв.м., в квартире <адрес>.

В соответствии с решением о предоставлении жилого помещения от <дата> между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» Минобороны России и ФИО2<дата> заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование, для временного проживания передана квартира , расположенная по адресу: <адрес>.

Квартира передана нанимателю согласно акту приема-передачи жилого помещения от <дата>, договор найма служебного жилого помещения заключен с ФИО2 до отселения из закрытого военного городка (пункт 5 договора).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: <...> – Владимиров А.Н., <дата> рождения, <...>ФИО1, <дата> рождения.

Из поквартирной карточки следует, что наниматель ФИО2, члены семьи нанимателя: Владимиров А.Н., ФИО1 зарегистрированы в указанном жилом помещении с <дата>.

ФИО2 умерла <дата>, в связи с чем, в качестве нанимателя квартиры в поквартирной карточке указан Владимиров А.Н., в качестве члена семьи нанимателя <...> - ФИО1

Согласно справке домоуправления ЖКС (<адрес>) от <дата> Владимиров А.Н., ФИО1 зарегистрированы и проживают по указанному выше адресу, квартира расположена на территории закрытого военного городка , войсковой части .

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р,<адрес> включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.

Таким образом, Владимиров А.Н., как член семьи работника учреждения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, проживает на территории закрытого военного городка с <дата>.

<дата> в адрес истца ответчиком направлено требование об освобождении занимаемого жилого помещения (квартиры), расположенного в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес>, которое оставлено Владимировым А.Н. без удовлетворения.

<дата> Владимиров А.Н. обратился с заявлением к начальнику Отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 26 марта 2006 года, поскольку относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка.

По результатам рассмотрения заявления <дата> ответчиком принято решение об отказе в признании истца участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

Оценивая законность и обоснованность указанного выше решения, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила). Установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1 Правил).

Пункт 5 Правил устанавливает категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, согласно подпункту «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Такое основание определено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2019 года № 265 «Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации» (действующий на дату обращения Владимирова А.Н. с заявлением) (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие, указанные в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 5 Правил; граждане, уволенные с военной службы, указанные в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил; члены семей военнослужащих, указанные в абзаце восьмом подпункта «а» пункта 5 Правил; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р), были поставлены на учет в Министерстве обороны на получение сертификата для переселения из закрытого военного городка, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил.

В соответствии с пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его жилым помещением, причины утраты гражданином связи с военным ведомством, а также принятие в установленном порядке уполномоченными органами решения и переселение граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Из материалов дела следует, что жилое помещение на территории закрытого военного городка предоставлено <...>, ФИО2, на период трудовых отношений с войсковой частью. Владимиров А.Н. вселен в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации никогда не состоял, нуждающимся в жилых помещениях не признан, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2021 года № 146-р внесены изменения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р, согласно которым <адрес> исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, принимая во внимание утрату городом <адрес> статуса закрытого военного городка, суд приходит к выводу, что совокупность условий для признания истца участником ведомственной целевой программы отсутствует, а, потому, исковые требования Владимирова А.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Владимирова А.Н. к отделению (территориальное, город Брянск) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице правопреемника федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 06 августа 2021 года.

Председательствующий судья подпись О.М. Михалева

.

.

.

.

.

.

.