Великоустюгский районный суд Вологодской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Великоустюгский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-919/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Великий Устюг 15 ноября 2011 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Шулёва А.Н.
при секретаре Черногорцевой Е.Н.,
с участием:
старшего помощника Великоустюгского межрайонного прокурора Пестовского Д.В.,
представителя ответчика Селяковой Т.В.,
представителя третьего лица Удачиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Великоустюгского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ "Детский сад № 4" о возложении обязанности устранить нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок,
У С Т А Н О В И Л:
Великоустюгский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Великоустюгский районный суд с иском, в котором просил возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4" обязанность устранить нарушения, указанные Северным управлением Ростехнадзора в акте проверки за № от 30.08.2011 и в предписании № от 30.08.2011, а именно: назначить приказом ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок его заместителя, провести проверку знаний у персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки и тепловые сети, организовать водно-химический режим котлов и тепловых сетей, провести режимно-наладочные испытания котлов специализированной организацией, разработать паспорт тепловой сети, издать приказ о назначении лиц, имеющих право выдавать наряды и устные распоряжения, разработать журнал учета и регистрации работ по нарядам, утвердить перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, провести противоаварийные и противопожарные тренировки с сезонным персоналом, назначить ответственное лицо за электрохозяйство и согласовать с органами Ростехнадзора.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки по вопросам подготовки к отопительному сезону прокуратурой установлено, что МДОУ "Детский сад № 4", являясь организацией, эксплуатирующей котельную, по состоянию на 30.08.2011 не имеет права на получение паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 г.г., т.к. не выполнило основные и дополнительные условия подготовки к осенне-зимнему периоду. Так, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной 30.08.2011 в отношении ответчика Северным управлением Ростехнадзора, выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), утвержденных приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003, и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго России № 6 от 13.01.2003, выразившиеся в том, что в детского саде отсутствует приказ о назначении ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя, не проведена проверка знаний у персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки и тепловые сети, не организовать водно-химический режим котлов и тепловых сетей, отсутствуют отчеты режимной наладки котлов специализированной организацией, не имеется паспорта тепловой сети, приказа о назначении лиц, имеющих право выдавать наряды и устные распоряжения и журнала учета и регистрации работ по нарядам, не утвержден перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, не проведены противоаварийные и противопожарные тренировки с сезонным персоналом, назначение ответственного лица за электрохозяйство не согласовано с органами Ростехнадзора. В целях устранения выявленных в МДОУ "Детский сад № 4" нарушений Северным управлением Ростехнадзора выдано предписание об устранении выявленных недостатков в срок до 15.09.2011 и до 01.09.2012. Вместе с тем, согласно п.2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах до 1 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции. Таким образом, подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2011-2012 г.г. на территории Великоустюгского района, в том числе эксплуатируемых МДОУ "Детский сад № 4", должна быть завершена до 1 сентября 2011 года. Согласно п. 2.6.10 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием соответствующих актов и паспортов готовности объектов к отопительному периоду, которые должны быть утверждены до 01.09.2011. Неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях может привести к срыву отопительного сезона 2011-2012 г.г. и соответственно нарушению прав граждан на проживание в жилых помещениях, соответствующих требованиям санитарных правил и норм.
В судебном заседании старший помощник Великоустюгского межрайонного прокурора Пестовский Д.В. исковые требования изменил и, ссылаясь на изложенные в иске доводы, просил возложить на МДОУ "Детский сад № 4" обязанность в срок до 31 декабря 2011 года провести проверку знаний у персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки и тепловые сети, организовать водно-химический режим котлов и тепловых сетей детского сада, провести режимно-наладочные испытания котлов специализированной организацией, а также согласовать с органами Ростехнадзора назначение лица, ответственного за электрохозяйство детского сада.
Представитель ответчика Селякова Т.В. и представитель третьего лица Удачина Л.Н. с измененными исковыми требованиями в части перечня необходимых работ согласились, но просили установить для их выполнения более длительный срок.
Представитель третьего лица - Северного управления Ростехнадзора в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в числе других мероприятий обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Требования к состоянию и технической эксплуатации тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей и их подготовке к отопительному сезону установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), утвержденными приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003, и Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго России № 6 от 13.01.2003.
Согласно названным Правилам, для обеспечения надлежащего эксплуатационного состояния и надежной работы тепловых энергоустановок организации обязаны осуществлять постоянный контроль за исправностью теплоэнергетического оборудования и систематически в установленные Правилами сроки проводить их обследования и устранять выявленные нарушения. Эксплуатация тепловых энергоустановок должна осуществляться подготовленным персоналом, специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически повышать производственную квалификацию персонала, в т.ч. путем периодических - очередных и внеочередных проверок знаний (п.п. 2.1.1, 2.3.15 - 2.3.19 ПТЭТЭ). Назначение специалиста, ответственного за электрохозяйство, без проверки его знаний допускается только по согласованию с органами госэнергонадзора (п.1.4.29 ПТЭЭП). В целях обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования в организации, эксплуатирующей котлы на твердом или жидком топливе, не реже одного раза в 5 лет должны проводиться режимно-наладочные испытания этих котлов (п.п.5.3.6, 5.3.7 ПТЭТЭ), а также должен быть организован водно-химический режим тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования (п.п. 12.1-12.4 ПТЭТЭ).
Как следует из представленных суду материалов, перечисленные требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в МДОУ "Детский сад № 4" не выполнялись; данные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.
В соответствии с п.п. 1-8 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики РФ 25.08.2004, готовность электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период оценивается комиссиями, назначаемыми для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, в порядке, установленном руководителем организации в соответствии с настоящим Положением с включением (по согласованию) представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в срок до 1 сентября текущего года. Результаты проверки оформляются актом по форме согласно приложению 1 к Положению.Паспорт готовности к работе в ОЗП выдается руководителем организации, назначившей комиссию. Сроки выдачи паспортов готовности к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей климатических условий и для электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения и не входящих в состав ОАО РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", определены до 1 ноября текущего года.
Как установлено в судебном заседании, такого паспорта в МДОУ "Детский сад № 4" до настоящего времени не имеется, из чего следует, что подготовка эксплуатируемой им котельной к отопительному периоду 2011 - 2012 г.г. до настоящего времени не завершена.
Неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях может привести к срыву отопительного сезона 2011-2012 г.г. и нарушению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции РФ.
Учитывая, что отопительный сезон в Великоустюгском районе начат 19.09.2011, а для проведения режимно-наладочных испытаний котлов и работ по организации водно-химического режима котлов и тепловых сетей ответчику требуется определенное время, срок устранения этих нарушений суд считает необходимым оставить прежним, как указано в предписании Северного управления Ростехнадзора № от 30.08.2011 - до 01.09.2012; остальные нарушения, не требующие значительных временных и финансовых затрат, должны быть устранены ответчиком в срок до 31.12.2011.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать МДОУ "Детский сад № 4" устранить нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, указанные Северным управлением Ростехнадзора в акте проверки за № от 30.08.2011 и предписании № от 30.08.2011, а именно:
- в срок до 31 декабря 2011 года провести проверку знаний у персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки и тепловые сети, а также согласовать с органами Ростехнадзора назначение лица, ответственного за электрохозяйство детского сада,
- в срок до 01 сентября 2012 года организовать водно-химический режим котлов и тепловых сетей детского сада, а также провести режимно-наладочные испытания котлов специализированной организацией.
Настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский райсуд в течение 10 дней.
Судья Шулёв А.Н.