ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-919/16 от 05.10.2016 Талдомского районного суда (Московская область)

Гр.дело №2-919/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2016 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора ФИО16 при секретаре Бобковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талдомского городского прокурора в интересах многодетных семей: ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, и ФИО7, ФИО8, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, ФИО11, к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> об обязании построить автомобильную дорогу местного значения, определении и получении технических условий, а также определении платы за подключение (технологическое присоединение), к инженерным сетям,

У С Т А Н О В И Л:

Талдомский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах многодетных семей: ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, и ФИО7, ФИО8, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10, ФИО11, к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> об обязании построить автомобильную дорогу местного значения, определении и получении технических условий, а также определении платы за подключение (технологическое присоединение), к инженерным сетям.

Требования прокурора основаны на том, что при проведении проверки Талдомской городской прокуратурой по жалобе ФИО14 М.А. о не соблюдении администрацией Талдомского муниципального района законодательства, регламентирующего предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям, установлено, что постановлением Главы Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в собственность в равных долях бесплатно многодетной семье ФИО14 предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1490 кв.м., расположенный в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в собственность в равных долях бесплатно многодетной семье ФИО12 предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1490 кв.м., расположенный в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Права на земельные участки зарегистрированы собственниками в установленном действующим законодательством порядке. Основанием для вынесения Главой Талдомского муниципального района постановления от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ послужил <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>».

Осмотр земельных участков показал, что от ближайшей автодороги общего пользования <адрес> какая-либо дорога, улица, имеющая твердое покрытие, позволяющая беспрепятственно проехать к спорным земельным участкам, отсутствует. В населенном пункте Квашенки имеются инженерные коммуникации в виде газовых, электрических, водопроводных сетей. На момент осмотра участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, водопроводными сетями, а земельный участок с кадастровым номером не обеспечен подсоединением к электрическим сетям.

На момент выделения и регистрации прав собственности, а также до настоящего времени участки с кадастровыми номерами и не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода. Участок с кадастровым номером не обеспечен подсоединением к электрическим сетям. Определение и получение технических условий подключения данных земельных участков, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, является обязанностью администрации Талдомского муниципального района.

<адрес>а к вышеуказанным земельным участкам лишает многодетные семьи возможности реализовать свое право на строительство жилья. Отсутствие документов на технологическое присоединение к инженерным сетям - на возможность ввода построенного жилья в эксплуатацию, чем дискредитируется политика государства направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами , от земель общего пользования; определить и получить технические условия, а также определить плату за подключение (технологическое присоединение) земельных участков с кадастровыми номерами , к необходимым инженерными сетями за счет средств бюджета муниципального образования - Талдомский муниципальный район <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО16 иск поддержала и дополнила, что не возражает против предоставления срока для исполнения требований прокурора – 8 месяцев.

Истец ФИО20. в суде иск поддержал и пояснил, что земельный участок его семье предоставили в <адрес>. Проживают они в настоящее время в <адрес>. Участок предоставили в феврале 2016 года. В апреле они посетили этот участок, но проехать к нему не смогли, так как съезд с дороги отсутствует. Когда летом подсохло, они смогли проехать к участку. Геодезист показал им, где находится их участок. Рядом проходит линия электропередач. Дорога и другие коммуникации отсутствуют. К участку невозможно подъехать. Они поставили ограждение по периметру участка. Когда они обратились в администрацию по данному вопросу, то им разъяснили, что они имеют право потребовать обменять участок. Им на выбор предоставляли два участка. Ближайший оказался в <адрес>, где имеется автобусное сообщение, школа, детский сад. Ближайшие жилые дома от участка находятся на расстоянии 300 метров.

Истец ФИО12 К.Н. в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что земельный участок он получил в конце 2013 года. Выбора им не предоставляли. В 2014 году он обращался в администрацию сельского поселения, где ему сказали, что бюджет сформирован. В следующем году ему пояснили, что полномочия переданы в район. Он обратился письменно. Ему дали ответ, что при наличии финансирования дорогу сделают. В этом секторе четыре участка предусмотрено для многодетных семей. Электричество он подвел. Они построили жилой дом и подвели к нему электричество. Возможно подведение центрального водоснабжения, газоснабжения. Сейчас дороги находятся в таком состоянии, что когда был пал травы, пожарные не смогли подъехать.

Истцы ФИО14 И.Н., ФИО12 С.В. в суд не явились.

Представитель ответчика Администрации Талдомского муниципального района <адрес>ФИО17 в суде пояснил, что многодетным семьям выделяются земельные участки без коммуникаций. Этому вопросу внимания не уделяется. Нет сведений о том, чтобы КИЗО выходило в администрацию с ходатайством о подключении участков к инженерным сетям. Земельные участки нуждаются в подъездном пути. Считает, что на данные цели должны быть заложены средства. Необходимо провести подготовительные работы, поэтому срок исполнения необходимо определить в один год. По второму пункту иска работы могут быть выполнены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со ст.28 ч.2 абз.2 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.39.5 п.6 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 487-ФЗ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории <адрес> определены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>".

В соответствии с п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>" предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

В соответствии со ст.6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>» при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, бюджета <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с п.17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии;

1) транспортная доступность;

2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.);

3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;

5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

В соответствии со ст.15 ч.1 п.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся:

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.15.1 ч.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со ст.2 ч.1 п.<адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по: 6) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 15 данного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Судом установлено, что постановлением Главы Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье ФИО12 предоставлен в собственность бесплатно в равных долях земельный участок с кадастровым номером площадью 1490 кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.68), постановлением Главы Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье ФИО14 предоставлен в собственность бесплатно в равных долях земельный участок с кадастровым номером площадью 1490 кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.67).

Как пояснил истец ФИО21 на предоставленном ему земельном участке, он построил дом, к которому подвел электроэнергию. Однако иные коммуникации, а также подъезд к земельному участку отсутствует. Истец ФИО22. также пояснил, что к его земельному участку подъезд отсутствует.

В суд представлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный старшим помощником прокурора, в котором отражено, что указанные земельные участки расположены в населенном пункте <адрес> практически параллельно региональной автодороге <адрес>. Доступ к земельным участкам ввиду отсутствия твердого покрытия затруднен. От земель общего пользования какая-либо дорога, улица, имеющая твердое покрытие, отсутствует. На момент осмотра участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями (л.д.25).

В связи с изложенным прокурор обратился с требованиями к администрации Талдомского муниципального района <адрес> об обязании построить дорогу местного значения с твердым покрытием, определить и получить технические условия и определить плату за подключение земельных участков к необходимым инженерным сетям.

Суд считает требование об обязании построить дорогу к указанным земельным участкам подлежащим удовлетворению, так как к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, при этом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, бюджета <адрес>.

Так как ответчиком не опровергнут довод о том, что к спорным участкам отсутствует подъездная дорога, схема развития села Квашенки предусматривает наличие подъездной дороги к земельным участкам истцов (л.д.52), то суд обязывает ответчика построить автомобильную дорогу местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую подъезд от земель общего пользования к земельным участкам истцов.

Что касается срока выполнения указанного требования, то суд находит заслуживающим внимания довод ответчика о предоставлении более длительного срока для выполнения указанного требования, учитывая сезон выполнения дорожных работ, и устанавливает срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании ответчика определить технические условия и определить плату за подключение земельных участков к необходимым инженерным сетям по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В соответствии с п.4 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления...

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил.

Из представленного Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010226:1265 не следует, что в него включены технические условия (л.д.43-47). Документ, содержащий информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, к указанному градостроительному плану земельного участка не приложен.

Следовательно, в нарушение п.5 Правил, предписывающих, что орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия, указанные действия ответчиком не выполнены.

Следовательно, правообладатели земельного участка имеют право обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий, либо обратиться в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации (п.6 Правил).

В соответствии с п.8 Правил запрос может быть направлен органом местного самоуправления либо правообладателем земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы (п.9 Правил).

Таким образом, получение технических условий возможно и самими правообладателями земельных участков, в связи с чем суд обязывает ответчика определить технические условия и расходы за подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства, расположенных на земельных участках истцов.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Талдомского городского прокурора в интересах многодетных семей удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ построить автомобильную дорогу местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую подъезд от земель общего пользования к земельным участкам с кадастровыми номерами , расположенным по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> определить технические условия и расходы за подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенными по адресу: <адрес>, к сетям инженерно-технического обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования – Талдомский муниципальный район <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено ДД.ММ.ГГГГ