ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-919/2022 от 25.06.2021 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при помощнике судьи Овсянниковой И.С.,

с участием представителя истца – заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Анциферова К.С.,

представителя ответчика АО «ИлимФорестПром» ФИО1, действующей на основании доверенности № 12 от 25.06.2021, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 30.6.2024,

представителя третьего лица Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2022, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия до 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-919/2022 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «ИлимФорестПром» о возложении обязанности по обеспечению воспроизводства лесов,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный прокурор в обоснование иска указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения лесного законодательства, выразившиеся в не проведении мероприятий по воспроизводству лесов в границах Северного лесничества, Сосновского участкового лесничества, Поливской дачи по договору аренды лесного участка № 91-22-2/8 от 19.09.2008. Осуществление лесовосстановления на лесном участке является обязанностью арендатора лесного участка. По информации территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству от 14.02.2022 № 236 ответчиком за 2021 не выполнены лесовосстановительные мероприятия на площади 68,9 га., что подтверждается актом проверки соблюдения договорных обязательств. Не восполнение лесных ресурсов нарушает принципы лесного законодательства, такие как – воспроизводство лесов, улучшение их качества, повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов, негативно сказывается на экосистеме, неблагоприятно влияет на все компоненты природной среды. Просит, с учетом уточнений, обязать акционерное общество «ИлимФорестПром» (ИНН <***>) обеспечить воспроизводство лесов на лесных участках, расположенных в Поливской даче Сосновском участковом лесничестве Северном лесничестве в кв.35 выд. 10, 12, 13, 14 на площади 39,5 га., кв.59 выд.6, 7 на площади 8,7 га, кв.151 выд. 12, 17, 18 на площади 20,7 га., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в срок до 15.10.2022.

В судебном заседании представитель истца заместитель Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Анциферов К.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске и в уточнении к нему. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика АО «ИлимФорестПром» ФИО1 в судебном заседании требования не признала. Согласно письменных возражений указывает, что согласно проекту освоения лесов ответчиком была осуществлена подготовка почвы под искусственное лесовосстановление, мероприятия были выполнены и приняты в полном объеме на общей площади 68,9 га. Техническая приемка лесных культур была перенесена на август 2021, в ходе которой было выявлено недостаточное количество всходов. Согласно акту проверки, качество работ по плотности заделки – удовлетворительное (плотность заделки означает правильную посадку семян), следовательно, ответчик надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору в части проведения искусственного лесовосстановления на указанных площадях. Причинами недостаточного количества всходов на данных площадях является выполнение работ в первой декаде июня. Упущенные сроки посева в весенний период произошли из-за труднодоступности данных участков, а именно половодье р. Кусман. Также засушливое лето и небольшое количество осадков повлияло на всхожесть семян. В связи с чем, ТУ МЛК по Северному лесничеству было принято решение о переносе технической приемки соблюдения договорных обязательств в части выполнения лесовосстановительных мероприятий. Ответчик поясняет, что в весенний период 2022 будет проведено обследование площадей на предмет всхожести семян сосны и тогда будет известно качество всхожести и исполнение/неисполнение обязательств по договору. Считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется, так как они заявлены преждевременно.

Представитель третьего лица Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому на указанных в иске участках выявлено недостаточное количество всходов, что подтверждается актом № 125 от 19.08.2021. Лесовосстановительные мероприятия признаны неудовлетворительными и не приняты. Согласно акту от 19.08.2021 приемка работ перенесена на 2022. На сегодняшний день информация о наличии всходов отсутствует.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркуской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, своевременно. Причины неявки суду не известны.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) основными принципами лесного законодательства являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании статьи 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Из содержания п. 3 ч. 5, ст. 12, ч.1, п.2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ следует, что при освоении лесов осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.

В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, в соответствии с проектом лесовосстановления.

В соответствии со ст. 89.1 Лесного кодекса РФ лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. Форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора аренды от 19.09.2008 № 91-22-2/8, дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 19.02.2018, 17.07.2020 АО «ИлимФорестПпром» передан лесной участок, площадью 174526 га., имеющий местоположение: Иркутская область, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, лесничество Северное (ранее - Северный лесхоз), Сосновское участковое лесничество:

- Карапчанская дача (ранее – Карапчанское лесничество), кварталы №№ 79-83, 117-121, 146-148, 159-165, 172-189, 195-202, 207;

- Катангская дача (ранее - Катангское лесничество «Катангская дача»), кварталы №№: 64,65, 86, 87, 108, 128, 129, 130, 131, 149, 150,168, 169,187;

- Поливская дача (ранее – Поливско-Катангское лесничесво «Поливская дача»), кварталы №№: 1-10,1 1.12. 13-17. 18-22, 23-28, 29-36, 43-60, 67-84, 91, 96-108, 120-132, 144-153;

- ФИО3 дача (ранее – Сосновское лесничество), кварталы №№: 17-48, 59-69, 77-87, 99-109, 116-125, 133-146, 156-172, 183-202, 214-217, 227-229;

- Зелиндинско-Катинское участковое лесничество:

- Катинская дача (ранее – Зелиндинско-Катинское лесничество «Катинская дача»), кварталы №№: 47, 71-73, 97-100, 124-127, 2010-2013, часть 214, часть 215, 242-254, 257, 260; эксплуатационные леса (ранее – леса третьей группы).

Согласно условиям договора аренды № 91-22-2/8 от 19.09.2008, арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 276,0 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству – 217,0 тыс.м3.

Согласно п. 11 договора арендатор обязан, в том числе осуществлять лесовосстановительные мероприятия.

В соответствии с проектом освоения лесов, арендатором лесных участков АО «ИлимФорестПром» в 2021 году проведены работы по лесовосстановлению в квартале 149 выд.3,5; кв.35 выд. 18, 21, 22; выд. 10,12,13,14; кв.59 выд. 6,7; кв.59 выд. 4,6,7; кв.151 выд. 12,17,18; кв. 149 выд.3,7,11,12 Поливской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества.

Из пояснений представителя Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ответчиком за 2021 год не выполнены лесовосстановительные мероприятия на площади 68,9 га., в границах Поливской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества в кварталах: кв.35 выд. 10,12,13,14, на площади 39,5 га.; кв.59 выд. 6,7, на площади 8,7 га.; кв.151 выд. 12,17,18, на площади 20,7 га.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения договорных обязательств в части выполнения мероприятий по подготовке почвы № 125 от 19.08.2021, согласно которому качество выполненных работ по искусственному лесовосстановлению методом посева на площади 68,9 га неудовлетворительно, в связи с чем, считать данные площади не принятыми, так как недостаточное количество посевных мест.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан и утвержден национальный проект «Экология», реализация которого предусмотрена с 01.10.2018 по 31.12.2024.

В рамках выполнения государственных задач в лесной отрасли, с 2019 реализуется федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология».

Одним из целевых показателей федерального проекта «Сохранение лесов» на достижение которых направлен федеральный проект «Экология», является сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.

Требуемые к лесовосстановлению объемы лесных участков доводятся до арендаторов министерством лесного комплекса Иркутской области с учетом утвержденных проектов освоения лесов.

Не исполнение АО «ИлимФорестПром» лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках свидетельствует о нарушении ответчиком природоохранного законодательства, нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, препятствует надлежащей реализации стратегических задач государства в сфере сохранения лесов, препятствует исполнению целевых показателей национального проекта «Экология».

Не восполнение ответчиком лесных ресурсов нарушает принципы лесного законодательства, такие как – воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов, негативно сказывается на экосистеме, неблагоприятно влияет на все компоненты окружающей среды.

Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.

Доводы стороны ответчика о преждевременности предъявления исковых требований в суд, поскольку техническая приемка спорных площадей была перенесена на 2022 и до настоящего времени не проведена, суд находит не влияющими на выводы о нарушении ответчиком, на момент рассмотрения дела, требований законодательства по осуществлению в полном объеме лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках. Поскольку доказательств исполнения в полном объеме требований по лесовосстановлению ответчиком не представлено, требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению. Обстоятельства, по которым произошло недостаточное количество всходов (труднодоступность участков, засушливое лето, небольшое количество осадков), не освобождают ответчика от обязанности по лесовосстановлению, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Срок, указанный прокурором в исковом заявлении, для исполнения предъявленных требований, с учетом поступивших уточнений, суд находит разумным и исполнимым, с учетом погодных условий.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется согласно п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному спору составляет 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «ИлимФорестПром» (ИНН <***>) обеспечить воспроизводство лесов на лесных участках, расположенных в Поливской даче Сосновском участковом лесничестве Северном лесничестве в кв.35 выд. 10, 12, 13, 14 на площади 39,5 га., кв.59 выд.6, 7 на площади 8,7 га, кв.151 выд. 12, 17, 18 на площади 20,7 га., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в срок до 15.10.2022.

Взыскать с акционерного общества «ИлимФорестПром» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.В. Балаганская

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022.