Дело № 2-91/2020
УИД 28 RS0019-01-2020-000094-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре судебного заседания Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казанского сельского совета Серышевского района Амурской области об обязании оборудовать котельную прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском мотивируя требования тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса к предстоящему отопительному периоду 2019-2020г.<адрес> постановлению главы <адрес> «Об итогах прохождения отопительного сезона 2018-2019 гг. и задачах по подготовке предприятий ЖКХ <адрес> к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающим организациям рекомендовано представить акты и паспорта готовности котельных в срок до ДД.ММ.ГГГГ; руководителям управляющих компаний рекомендовано представить паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях в срок до ДД.ММ.ГГГГ; главам поселений рекомендовано представить паспорта готовности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования Казанский сельсовет находится котельная №, расположенная в <адрес> б/н. В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 г.г. муниципального образования Казанский сельсовет, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии. Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию <адрес> паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии -отсутствие приборов учета на котельных. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества. Кроме того, по итогам проверки готовности объектов ТЭК и ЖКХ к отопительному периоду 2019-2020 Дальневосточным управлением Ростехнадзора, также выявлены нарушения, а именно отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельных Казанского сельсовета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ финансирование мероприятий по приобретению и установке приборов учета тепловой энергии не предусмотрено, конкурсы не объявлены и контракты, договоры не заключены, что препятствует нормальному прохождению отопительного периода 2019-2020 гг, и дает основания полагать, что аналогичная ситуация повториться и при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 и получению положительного паспорта готовности муниципального образования. Не смотря на то, что неоднократно прокуратурой <адрес> администрации Казанского сельсовета указывалось на необходимость оборудования указанного прибора, без которого муниципальное образование не получит паспорт готовности к новому отопительному периоду, вносились предложения предусмотреть денежные средства на приобретение прибора учета, в местном бюджете на 2019 год, на 2020 год, ситуация не изменилась. Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. На основании изложенного просил обязать администрацию Казанского сельсовета <адрес> оборудовать муниципальную котельную №, расположенную по адресу: <адрес> б/н, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик глава администрация Казанского сельского совета ФИО5, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном письменном заявлении просила о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. При этом, право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в Жилищном кодексе РФ (далее ЖК РФ), а также в комплексных законах и иных актах.
В соответствии со статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1,9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,
электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с ДД.ММ.ГГГГ государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Судом установлено, что в собственности муниципального образования Казанский сельсовет находится котельная № расположенная в <адрес> б/н.
В соответствии со ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки в рамках осуществления надзорной деятельности в сфере ТЭК и ЖКХ по соблюдению органами местного самоуправления района законодательства о теплоснабжении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 г.г. установлено, что по вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении на указанной котельной приборы учета тепловой энергии отсутствуют.
Не смотря на то, что неоднократно прокуратурой <адрес> администрации Казанского сельсовета указывалось на необходимость оборудования указанного прибора, без которого муниципальное образование не получит паспорт готовности к новому отопительному периоду, вносились предложения предусмотреть денежные средства на приобретение прибора учета, в местном бюджете на 2019, 2020 годы, приборы учета тепловой энергии не приобретены и не установлены.
Таким образом, суд считает, что нарушения, возникшие в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижения энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии, препятствуют предоставлению услуг по теплоснабжению надлежащего качества в многоквартирные жилые дома и социальные объекты и, как следствие, нарушают права граждан, проживающих на территории поселения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по приобретению и установке приборов учета тепловой энергии необходимо время, по мнению суда, запрашиваемый прокурором срок является разумным для исполнения. С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Казанского сельского совета <адрес> об обязании к принятию мер по подготовке объекта жилищно-коммунального хозяйства- котельной к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казанского сельского совета <адрес> об обязании оборудовать котельную прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию- удовлетворить.
Обязать администрацию Казанского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать муниципальную котельную №, расположенную по адресу: <адрес> б/н, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Демяненко