ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-91/2018 от 05.03.2018 Мишкинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-91/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года р.п. Мишкино

Мишкинский районный суд Курганской области

В составе председательствующего судьи Фроловой М.Н.,

При секретаре Хариной С.С.,

С участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области, органу опеки и попечительства Администрации Мишкинского района Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области (далее ГУ УПФ России в Мишкинском районе) о возложении обязанности выплачивать трудовую пенсию по старости с учетом индексации начиная с января 2018 года.

В обосн6ование заявленных требований указала, что с 14.05.2013 является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой составляет рублей.

Считает решение ГУ УПФ России в Мишкинском районе незаконным, поскольку является приемным родителем согласно Договору о передаче детей в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы. Вывод ГУ УПФ России в Мишкинском районе о том, что истец является лицом, выполняющим оплачиваемую работу в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об осуществлении опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о передаче детей на воспитание в приемную семью, ограничивает права истца на реализацию соответствующих прав и гарантий на получение трудовой пенсии с учетом индексации.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» с 1 января 2018 г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 ФЗ «О страховых пенсиях» индексируется на коэффициент, равный 1,037, и устанавливается в сумме, равной 4 982 рубля 90 копеек. В соответствии с ч.1 ст.5 данного Закона с 1 января 2018 г. стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,037, и устанавливается в размере, равном 81 рубль 49 копеек. Размер страховой пенсии корректируется с 1 января 2018 г. в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью первой настоящей статьи.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, пояснив, что претендует на индексацию пенсии за все время, за которое указанная индексация ей не производилась. Истец считает, что договор о передаче детей в приемную семью не является ни гражданско-правовым, ни трудовым договором.

Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что индексация страховой пенсии производится автоматически всем неработающим пенсионерам. На основании данных индивидуального (персонифицированного) учета истца, ФИО1 является работающим пенсионером. В соответствии с ч.1 ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 ст. 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст. 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и иной деятельности. Заявитель является приемным родителем. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка или детей на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Указанный договор является договором возмездного оказания услуг. В соответствии с положениями ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми включается в страховой стаж. В связи с чем у ГУ УПФ России в Мишкинском районе нет оснований выплачивать ФИО1 пенсию с учетом индексации. При расторжении договора о приемной семье, или при окончании срока его действия страховая пенсия ФИО1 будет выплачиваться с учетом индексации.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных требований, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, пояснив, что заключенный между нею и органом опеки и попечительства договор о приемной семье является гражданско-правовым договором.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем пенсии по старости бессрочно, назначенной 14.05.2013 по ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ года между Администрацией Мишкинского района Курганской области и ФИО9, ФИО1 заключен договор о передаче детей в приемную семью №. Согласно разделу 6 п.5.1 приемной семье производится: оплата труда приемным родителям за счет средств областного бюджета в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 07.10.2002 №386, Закона Курганской области от 01.02.2002 №145 «О размере оплаты труда приёмным родителям».

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Письмом ГУ УПФ России в Мишкинском районе от 22.01.2018 № ФИО1 отказано в индексации страховой пенсии по старости в связи с тем, что заявитель является работающим пенсионером.

Как следует из положений п.1 ст. 121, п.1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК России), опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК России.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 153.1 СК России установлено, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Законом Курганской области от 29 января 2002 г. № 946 «О размере оплаты труда приемных родителей» (утратившего силу 01.01.2009) устанавливалось, что оплата труда приемных родителей зависит от количества принятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и устанавливается в размере 4500 рублей на каждого ребенка (ст.1).

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона Курганской области от 25 ноября 2008 г. № 3588 (в ред. от 07.12.2011) «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям» ежемесячное вознаграждение приемным родителям выплачивается в размере 4500 рублей за каждого ребенка, переданного в приемную семью.

Выплата ежемесячного вознаграждения приемным родителям осуществляется с применением районного коэффициента.

В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, Муниципальным отделом образования Администрации Мишкинского района Курганской области производились отчисления страховых взносов на страховую часть пенсии ФИО1.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку истец приняла себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей на возмездной основе, договор о передаче детей в приемную семью № от ДД.ММ.ГГГГ г. является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг.

Вознаграждение, выплачиваемое в пользу приемного родителя ФИО1 по договору о передаче детей в приемную семью, является объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соответственно, приемный родитель ФИО1 приравнивается к категории работающих лиц и не имеет право на индексацию страховой части пенсии.

С учетом изложенного, суд находит что ГУ УПФ России в Мишкинском районе обоснованно не произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199, ГПК России, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, предъявленных кГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области о возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 г.

Судья Фролова М.Н.