ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-91/2022УИД140013-01-2022-000082-74 от 06.04.2022 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-91/2022 УИД 14RS0013-01-2022-000082-74

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Сангар 06 апреля 2022 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Цыкулевой А.К., с участием

заместителя прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстова Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к Администрации сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об обязании в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта в питьевых целях и организовать подвоз воды населению сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения администрацией СП «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) требований законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что на территории сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» администрацией поселения не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях и не организован подвоз воды населению сельского поселения. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере водоснабжения, однако до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты.

Просит суд обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях, в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 г. № 775;

- организовать подвоз воды населению сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

О времени и месте судебного заседания стороны извещены.

В судебном заседании заместитель прокурора Эверстов Е.Е. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайством просит рассмотреть дело без его участия, указывает, что работы ведутся.

В силу положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившейся стороны.

Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора Эверстова Е.Е., изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органом государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Так, согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселения могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законом Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 г. 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», принятого постановлением Государственного собрания Ил Тумэн от 26.11.2014 г. № 292-V закреплены за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные п. 4, 41, 5, 6, 7, 7.1, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, следовательно полномочия по водоснабжению и водоотведению закреплены за сельскими поселениями.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 47 данных Правил при отсутствии возможности либо подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам водообеспечения, утвержденных данным постановлением.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» утвержден порядок организации и проведения экспертиз.

Согласно п. 2 Порядка проведения экспертиз установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

В соответствии с п. 18 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 г. № 775 для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган): заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту; результаты эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

Как установлено в судебном заседании и как следует из материалов дела, на территории сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» администрацией не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях и не организован подвоз воды населению сельского поселения.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 5 Устава Сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, установлено, что обеспечение водоснабжением населения относится к компетенции органа местного самоуправления, т.е. Администрации сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» МР «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Между тем, <Дата обезличена> Кобяйский районным судом Республики Саха (Якутия) рассмотрено гражданское дело по иску Якутской природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанностей. Иск удовлетворен с вынесением решения: Обязать администрацию муниципального образования «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для граждан, проживающих и временно пребывающих на территории муниципального образования «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия); в течение 6 месяцев с момента определения источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения организовать проведение лабораторного исследования водного объекта в целях определения возможности его использования в качестве источника водоснабжения населения муниципального образования «Кировский эвенский национальный наслег»; в течение 6 месяцев с момента получения положительного результата определения пригодности источника водоснабжения для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обратиться в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении границ зон санитарной охраны определенного органом местного самоуправления источника водоснабжения, расположенного на территории муниципального образования «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия), с приложением документа, подтверждающего полномочия лица, имеющего право действовать от имени муниципального образования, проекта зоны санитарной охраны в бумажном виде (оригинал и копия) и на электронном носителе (электронная версия проекта зоны санитарной охраны в PDF-формате), копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) о соответствии проекта зоны санитарной-охраны санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на основании заключения Федерального бюджетного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)», копии правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в границах которого расположен источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и копии документов, содержащих перечень координат характерных точек границ зон санитарной охраны и описание местоположения границ таких зон (карта-плана зоны санитарной охраны).

Решение суда вступило в законную силу 01.10.2021 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении».

Таким образом, судом установлено, что по аналогичному спору удовлетворен иск Якутской природоохранной прокуратуры и возложены обязанности о получении санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях населению сельского поселения.

Следовательно, требования истца в этой части подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к Администрации сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об обязании в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта в питьевых целях и организовать подвоз воды населению сельского поселения – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию сельского поселения «Кировский эвенский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать подвоз воды населению.

В удовлетворении остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).

Решение окончательно составлено 06.04.2022 г.

Судья п/п Тимофеев А.И.

Копия верна.

Судья: Тимофеев А.И.