Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Орджоникидзевский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 920/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2011 г. г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Угловой Т.А.,
при секретаре Усыниной Н.В.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании ордера № 000108 от 23.03.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконным отказа ДЗО в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа ДЗО в предоставлении земельного участка, возложении обязанности на администрацию города Перми по предоставлению ему в аренду на 10 лет земельного участка по адресу: площадью с кадастровым № Свои требования мотивировал тем, что он является инвалидом бессрочно. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым № площадью расположенного по адресу: для строительства жилого дома. Письмом ДЗО администрации г. Перми от 31.01.2011 года ему было отказано в предоставлении земельного участка. Считает данный отказ незаконным, поскольку испрашиваемый в аренду земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет администрацией г. Перми и свободен от прав третьих лиц. Просит обязать администрацию г. Перми предоставить в аренду истцу земельный участок с кадастровым № площадью расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке, без проведения аукциона.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями не согласна. Порядок предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом, земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или аренду, продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах. Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Нормы данной статьи предусматривают права инвалидов на улучшение жилищных условий, соответственно, право на первоочередное получение земельных участков может быть реализовано только в целях улучшения жилищных условий. В соответствии с п. 3 постановления РФ от 27.07.1996 года, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо осуществить меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам, в том числе по получению земельных участков для ИЖС. На территории Пермского края не определен порядок предоставления льгот инвалидам в части первоочередного предоставления земельных участков. Земельный кодекс не содержит понятия «первоочередное предоставление земельных участков», в связи с чем у ДЗО отсутствует возможность первоочередного предоставления истцу земельного участка.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 22.07.1969 года была установлена инвалидности бессрочно (л. д. 14).
28.12.2010 года истец обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет для ИЖС земельного участка площадью находящегося по адресу: (л.д. 8). Письмом ДЗО от 31.01.2011 года ФИО2 было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время не определен порядок предоставления льгот инвалидам в части первоочередного предоставления земельных участков (л.д. 9-10).
Согласно ответа УФСГРКК по Пермскому краю от 14.03.2011 года сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, отсутствуют (л.д. 29).
Земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый № (л.д. 11-13).
По справке ЖСК № 15 от 11.04.2011 года истец и члены его семьи (6 человек) зарегистрированы в квартире общей площадью ., жилой площадью расположенной по адресу: .
Из справки ГУП «ЦТИ » от ДД.ММ.ГГГГ, справки УФСГРКК по ПК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира по адресу:
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Таким образом, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать прав граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Решением Пермской Городской Думы № 315 от 28.10.2008 г. утверждено Положение «О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми», в п. 5.1 которого установлены предельные сроки аренды земельных участков. При предоставлении земельных участков на новый срок - первоначальный срок аренды, для индивидуального жилищного строительства - 10 лет.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 этого же ФЗ, инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является инвалидом , нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в занимаемом жилом помещении приходится площадь на каждого члена семьи в размере: общей площади, - жилой и в соответствии с законом, имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Он обращался в ДЗО с заявлением о предоставлении ему земельного участка, но ему было отказано по тому основанию, что в настоящее время не определен порядок предоставления льгот инвалидам в части первоочередного предоставления земельных участков. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, испрашиваемый срок аренды не превышает сроков, установленных Положением «О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми».
Учитывая требования закона и обстоятельства дела, установленные в ходе судебного заседания, суд считает, что отказ ДЗО по указанному в ответе основанию является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 31.01.2011 г. № о предоставлении земельного участка ФИО2
Возложить обязанность на Администрацию г. Перми предоставить ФИО2 земельный участок с кадастровым № площадью расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение 10 дней.
Судья Т.А. Углова