ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9207/19 от 04.01.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

47RS0004-01-2019-009582-84

Дело № 2-9207/2019

23 декабря 2019 года г. Всеволожск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Валькевич Л.В.

при секретаре: Лябзине М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «Всеволожский муниципальный район» к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» о признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ требования, обратилась с иском к Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости:

- <адрес> площадью 2898,4 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>;

- <адрес> площадью 830,6 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>;

- резервуар промывной воды, представляющий собой объект незавершенного строительства степенью готовности 10 процентов, имеющий проектируемое назначение – «10.2. Сооружения очистные водоснабжения», объемом 1000 куб.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

В обоснование заявленных требований истцом указано, что в реестре муниципального имущества муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области значится социально значимый объект системы централизованного водоснабжения «Ладожский водовод», представляющий собой единый комплекс технологически связанных между собой зданий, строений, сооружений, расположенных на территории Всеволожского муниципального района, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды потребителям на территории Всеволожского муниципального района, включая объекты административно-производственного назначения, необходимые для организации ее эффективного функционирования (далее – система «Ладожский водовод»).

Решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 16.04.2015 г. № 46 определен правовой статус такого имущества и его социальное предназначение. В состав такого имущества включены вышепоименованные объекты недвижимости: здание насосной станции корпус 42/1, здание насосной станции корпус 42/2, резервуар промывной воды (далее по тексту – Объекты).

Объекты являются составной частью технологического комплекса водоочистных сооружений поселка Кузьмоловский, входящего в состав системы централизованного холодного водоснабжения «Ладожский водовод», предназначенного для обеспечения и решения вопросов местного значения органов местного самоуправления в части водоснабжения населения, и такие Объекты являются необходимым элементом централизованной системы водоснабжения населения Всеволожского муниципального района, предназначенной для последующего обеспечения питьевой водой МО «Кузьмоловское городское поселение» после осуществления процесса реконструкции водоочистных сооружений <адрес>, включая здание насосной станции корпус 42/1, здание насосной станции корпус 42/2, и резервуар промывной воды, являющихся неотъемлемой технологической частью производственных процессов таких водоочистных сооружений. Таким образом, последующее (после реконструкции ВОС) функционирование системы централизованного холодного водоснабжения (в части водоподготовки) и обеспечение населения и иных лиц коммунальным ресурсом (питьевой водой) Кузьмоловского городского поселения невозможно обеспечить без Объектов.

Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности МО «Всеволожский муниципальный район» нарушает публичный интерес населения и препятствует осуществлению реконструкции комплекса водоочистных сооружений поселка Кузьмоловский.

Истец указывает на возникновение права муниципальной собственности на Объекты в силу положений подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ и на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.11.1997 № 1649-р «О передаче в муниципальную собственность Всеволожского района объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Российского научного центра «Прикладная химия».

Также истцом указывается, что Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» неоднократно предпринимались попытки осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности. Вместе с тем, Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» получены отказы в регистрации права муниципальной собственности, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений в отношении объекта, а также в связи с невозможностью представления ранее существовавшей на объекте технической и проектной документации, в том числе, разрешения на строительство. Между сторонами спора отсутствует экономический спор.

В судебное заседание представитель истца ФИО1 явился, требования иска поддержал.

Представитель ответчика - глава МО «Кузьмоловского городского поселения» ФИО2 о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие и удовлетворении требований иска.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; а также имущество, необходимое для решения вопросов, решение которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами, и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с положениями части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 15 названного Закона, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Положениями, как Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и положениями Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» из компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов не изъяты (исключены) полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, у таких органов местного самоуправления имеется право на участие в решении таких вопросов.

Более того, в соответствии с положениями решения совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 16.04.2015 г. № 46 определен правовой статус такого комплекса, коммунального имущества и их социальное предназначение. В соответствии с приложением к решению совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» от 16.04.2015 № 46 «О социально значимой системе централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» спорные Объекты включены в состав технологически связанных между собой объектов коммунального оборудования технологического комплекса – Водоочистные сооружения <адрес>

Таким образом, объекты являются неотъемлемым и технологически связанным имуществом (сложной вещью), без которого функционирование системы водоочистных сооружений <адрес> невозможно. Целью приобретения права истцом в отношении указанного имущества является обеспечение исполнения публичных полномочий органа местного самоуправления, направленных на удовлетворение общественного (публичного) интереса в сфере водоснабжения населения, проживающего на территории поселений, входящих в состав муниципального района.

Комплекс водоочистных сооружений, его отдельные элементы коммунального имущества, и в целом социально значимая система централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, обеспечивает решение публичных вопросов в сфере водоснабжения органов местного самоуправления, в целях организации водоснабжения населения.

В соответствии с положениями Областного закона Ленинградской области от 30.07.2007 г. № 132-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» имущество, поименованное в решении совета депутатов № 46, не передавалось в собственность органов местного самоуправления поселений.

Также, согласно представленным документам, следует признать обоснованным довод истца о возникновении права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты в силу положений подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ.

Так, согласно материалам дела, следует, что право собственности МО «Всеволожский муниципальный район» на Объекты возникло на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.11.1997 № 1649-р «О передаче в муниципальную собственность Всеволожского района объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Российского научного центра «Прикладная химия» и в порядке, определенном Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». Согласно приложенному к распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 г. № 1649-р Перечню находящихся в федеральной собственности, расположенных во Всеволожском районе (Ленинградская область), объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения российского научного центра «Прикладная химия», передаваемых в муниципальную собственность Всеволожского района, в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» (ранее до 01.01.2006 г. – МО «Всеволожский район Ленинградской области») были переданы следующие объекты: Комплекс водоснабжения, Водопроводная очистная станция, расположенные на территории Всеволожского района, поселок Кузьмоловский. Постановлением администрации МО «Всеволожский район Ленинградской области» от 03.04.2001 г. № 1204 «О принятии в муниципальную собственность объектов, незавершенных строительством, от РНЦ «Прикладная химия» поименованные объекты приняты в муниципальную собственность.

В последующем фактическая передача объектов коммунально-бытового назначения, в соответствии с вышепоименованным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1649-р от 18.11.1997 г., была произведена 28.11.2001г., что подтверждается представленными в материалы дела актами (накладными) <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 11 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности.

В соответствии с представленной истцом в материалы дела выпиской из реестра муниципального имущества МО «Всеволожский муниципальный район» следует, что Объекты учтены в данном реестре публично-правового образования, как муниципальная собственность МО «Всеволожский муниципальный район» на основании вышеприведенного распоряжения Правительства Российской Федерации.

Также согласно материалам дела следует, что сведения об Объектах внесены в Государственный кадастр недвижимости (ЕГРН), в части описания объектов недвижимости и их характеристик. Объекты расположены на земельном участке с который принадлежит муниципальному образованию «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на праве муниципальной собственности (

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд находит требования администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области подлежащими удовлетворению в полном объеме

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности МО «Всеволожский муниципальный район" <адрес> на:

- <адрес> площадью 2898,4 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;

- <адрес>., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>;

- объект незавершенного строительства - резервуар промывочной воды, степенью готовности 10%, имеющий проектируемое назначение – «10.2. Сооружения очистные водоснабжения», объемом 1000 куб.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд Ленинградской области.

Судья: Валькевич Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2019г.