ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-920/20 от 24.12.2020 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

УИД 25RS0008-01-2020-001859-36

Дело № 2-920/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2020 г. г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Брянцевой Ю.Н., с участием: Пика В.Н., процессуального истца ст. помощника прокурора межрайонной Дальнереченской прокуратуры Прытковой М.В., представителя ответчика ООО «Дальнереченская энергосетевая компания» ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 (сроком на 1 год), без номера, при секретаре Попковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Пика В.Н. к ООО «Дальнереченская энергосетевая компания», ПАО «ДЭК» Дальэнергосбыт в лице Дальнереченского отделения филиала «Дальэнергосбыт» о признании акта о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуальных приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> произведенного на основании данного акта расчета неучтенного потребления электроэнергии незаконными, возложении обязанности устранения допущенных нарушений путем списания задолженности за безучетное потребление электроэнергии, рассчитанной на основании актов о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуальных приборов учета с лицевого счета Пика В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в интересах Пика В.Н. о защите прав потребителя, в обоснование заявленных требований указано, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Пика В.Н. о несогласии с действиями ООО «Дальнереченская энергосетевая компания» (далее по тексту – ООО «ДЭСК»), в результате которой были выявлены нарушения в деятельности ООО «ДЭСК», повлекшие неправомерное начисление Пика В.Н. платы за безучетное потребление электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ представителями ООО «ДЭСК» по адресу: <адрес> проведена проверка состояния прибора учета электроэнергии в отсутствие собственника жилого помещения Пика В.Н. В результате проведенной проверки прибора учета составлен акт о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства в работу прибора учета) от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. Способом выявленного нарушения указано «несанкционированное вмешательство в работу расчетного прибора учета путем срыва пломбы с крышки клеммного ряда расчетного прибора учета, свободный доступ к элементам коммутации прибора учета, позволяющее осуществлять вмешательство в работу прибора учета, что привело к искажению данных об объеме потребленной энергии». Акт от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> произведенный на основании данного акта расчет безучетного потребления электроэнергии являются незаконными, так как составлены с нарушением требований действующего законодательства. Так, на основании ч.2 ст. 539, ч.1 ст. 540 ГК РФ П. является потребителем коммунальной услуги по договору энергоснабжения. При составлении акта факт вмешательства в работу прибора учета, который привел к искажению данных об объеме потребления электроэнергии не подтвержден. В настоящее время указанный прибор эксплуатируется потребителем, сетевой организацией устранены нарушения путем опломбировки прибора учета, о каких-либо вмешательствах со стороны потребителя в указанные приборы учета, которые бы повлекли его ненадлежащее функционирование не указано. Указанное в акте от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> нарушение порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившееся в несанкционированном вмешательстве в работу расчетного прибора учета путем срыва пломбы с крышки клеммного ряда расчетного прибора учета, свободный доступ к элементам коммутации прибора учета, позволяющее осуществлять вмешательство в работу прибора учета, сами по себе не свидетельствуют о наличии несанкционированного подключения либо вмешательства в работу прибора учета, так как не любое повреждение, а только то, которое искажает показания прибора, может являться признаком безучетного потребления. В актах указано только на отсутствие пломбы на крышке клеммного ряда, при этом, механизм воздействия на прибор учета не отражен, также не отражено о наличие/отсутствии свободного доступа к элементам коммутации прибора учета, позволившим осуществить несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, наличие механических повреждений на приборе учета не установлено. В отсутствие указанных сведений содержанием акта с достоверностью не подтверждается факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, содержание акта не позволяет сделать вывод о том, что отсутствие пломбы на крышке клеммного ряда привело к несанкционированному вмешательству в работу механизма учета. Анализ положений Правил № 354 позволяет сделать вывод о том, что в обязанности потребителя не входит установка на прибор учета пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Установка таких пломб является правом исполнителя, более того, из указанного акта не следует, что сотрудниками сетевой организации приняты какие-либо меры для устранения данного нарушения, пломба не установлена, что необходимо сделать потребителю не указано. Кроме того, сетевой организацией не предоставлено надлежащих доказательств совершения Пика В.Н. действий, направленных на вмешательство в работу прибора учета или выразившихся в несоблюдении истцом установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, совершения истцом иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, также свидетельствующих о безучетном потреблении электрической энергии. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора ООО «ДЭСК» прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и отклонено. Просит суд признать акт о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, произведенный на его основании расчет неучтенного потребления электроэнергии незаконным, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем списания задолженности за безучетное потребление электроэнергии, рассчитанной на основании актов о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуальных приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> лицевого счета Пика В.Н.

В судебном заседании старший помощник прокурора Прыткова М.В. и Пика В.Н. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ДЭСК» ФИО1 исковые требования не признала, представила письменные возражения по существу заявленных требований, в которых указано, что ООО «Дальнереченская энергосетевая компания» с исковыми требованиями Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Пика В.Н. не согласна в полном объеме, считает требования не подлежащими удовлетворению. Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии, в том числе при выявлении фактов несанкционированного вмешательства в его работу регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее Основные положение и Правила предоставления коммунальных услуг). При проверке расчетных приборов учета электрической энергии потребителей коммунальной услуги электроснабжения, квалификация нарушений, выявленных в ходе проверок приборов учета указанных потребителей, применению подлежат именно Правила предоставления коммунальных услуг, а не п. 2 Основных положений. На основании права, предоставленного сетевой организации п. 172 Основных положений, ДД.ММ.ГГГГ представители сетевой организации ООО «ДЭСК» провели проверку расчетного прибора учета по адресу: <адрес>. При проведении проверки представителям сетевой компании был предоставлен доступ к расчетному прибору учета, который установлен в доме. Доступ к прибору учета был обеспечен Пика В.Н., присутствовавшим при проверке и являющимся потребителем коммунальной услуги электроснабжения. Выявленное в ходе проверки нарушение в виде отсутствия контрольной пломбы на расчетном приборе учета, является достаточным основанием для квалификации действий потребителя в соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг как несанкционированное вмешательство в его работу и не требует дополнительных доказательств, подтверждающих с помощью каких способов либо методов, осуществлялось несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Выявленное нарушение, является безусловным основанием для составления акта о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета электроэнергии и начисления платы за объем потребленной электроэнергии в результате несанкционированного вмешательства. Довод истца, о наличии права и отсутствии обязанности опломбировать прибор учета при вводе его в эксплуатацию, является ошибочным. Согласно п. 32 г (1) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учет. Порядок ввода прибора учета в эксплуатацию регламентирован пунктами 81(4) - 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно указанным нормам, ввод прибора учета в эксплуатацию включает в себя действия, направленные на техническую проверку прибора учета, его соответствие установленным требованиям в области единства измерения, его опломбировку и составление соответствующего акта. Согласно п. 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг опломбировка прибора учета является обязательным действием исполнителя услуг по вводу его в эксплуатацию и совершается перед составлением и подписанием акта ввода прибора учета. Приборы учета: Меркурий 200.02 с заводским номером 05335971, 2010 года выпуска, установленный в жилом доме по адресу: <адрес> принят в качестве расчетного, его показания отражаются в квитанциях по оплате электрической энергии. Следовательно, прибор учета был опломбирован при допуске его в эксплуатацию. Установка контрольных пломб на приборе учета при вводе его в эксплуатацию прямо предусмотрена п. 81 (8) Правил предоставления коммунальных услуг и является обязательным условием для ввода его в эксплуатацию. На основании изложенного, в результате выявленного нарушения представителями ООО «ДЭСК» в присутствии потребителя коммунальной услуги электроснабжения был составлен Акт № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии. Указанный акт был составлен в присутствии потребителя Пика В.Н. от дачи объяснении по факту выявленного нарушения и подписания акта потребитель отказался. Поскольку истец отказался подписывать акт № <адрес>, в связи с этим, представителями сетевой организации были приглашены два незаинтересованных лица, которые своими подписями подтвердили отказ потребителя подписать указанный акт. Указание в акте незаинтересованных лиц, не является основанием для признания акта незаконным, так как данное нарушение носит формальный характер. Удостоверение отказа потребителя от подписания акта в присутствии свидетелей ни п. 85 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, ни п. 193 Основных положений не содержат обязательного требования об участии незаинтересованных лиц в составлении акта при отказе потребителя в его подписании. Из буквального прочтения п. 193 Основных положений следует, что в подобных ситуациях акт может быть составлен в присутствии двух незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи. При проведении проверки расчетного прибора учета по адресу: <адрес>, велась фотосъемка, участие двух незаинтересованных лиц в этом случае не требуется. Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, при выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета производится перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжения за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При составлении акта № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжения исходя из норматива потребления коммунальной услуги, установленного в трехкомнатном жилом доме с одним проживающим за период 3 месяца с применение повышающего коэффициента 10. При расчете был применен норматив коммунальной услуги электроснабжения, утвержденный Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 № 39/4, который в трехкомнатном жилом доме при количестве проживающих 1 равен 1010тч. Расчет к Акту о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства в работу прибора учета) № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставил 1010 кВтч *10/30 (повышающий коэффициент за один день)* 90(3 месяца)=30240 кВтч. Кроме того, отмечаем, что норма права, предусмотренная п. 81 (1*1) Правил представления коммунальных услуг носит императивный характер, прямо указывает на природу нарушения и не требует дополнительных доказательств, подтверждающих с помощью каких способов либо методов осуществлялось несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии. Требования к составлению акта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета регламентированы п. 85 (1) Правил предоставления коммунальных услуг и ООО «ДЭСК» не нарушены. Считают, что проверка расчетного прибора учета потребителя электрической энергии по адресу <адрес>, проведена в соответствии с нормами действующего законодательства. Выявленное нарушение верно квалифицировано как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, основания для отмены Акта № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. Расчет платы за коммунальную услугу электроснабжения в результате несанкционированного вмешательства в его работу соответствует п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг. В судебном заседании представитель дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном возражении, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «ДЭК» ФИО2 в судебное заседание не явилась, судом о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, суду представила ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя ПАО «ДЭК», в подготовке к судебному заседанию исковые требования не признала в полном объеме.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика ПАО «ДЭК».

В судебном заседании был допрошен свидетель С., суду пояснивший, что совместно с напарником проводил проверку прибора учета электроэнергии в доме, расположенном по адресу: <адрес>, при проверке присутствовал собственник жилья и больше никого не было, в ходе проверки было выявлено нарушение, а именно – отсутствие пломбы на крышке клеммного ряда прибора учета электроэнергии, если крышка клеммного ряда не опломбирована, то это может повлечь вмешательство в работу прибора учета электроэнергии.

Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Частями 3 и 4 указанной статьи определено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.

Согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из части 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике, п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, ООО «Дальнереченская энергосетевая компания» является сетевой организацией, владеющей на праве договора долгосрочной аренды объектами электросетевого хозяйства, с использованием которого оказываются услуги по передаче электроэнергии и осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение юридических и физических лиц к электрическим сетям на территории г. Дальнереченска.

В силу п. 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту – Основные положения) установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Пунктом 167 Основных положений установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 172 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

В соответствии с п. 184 Основных положений потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 192 Основных положений, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии. В силу п. 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Пунктом 194 Основных положений определено, что расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.

Исходя из положений пп. г(1)) п. 32 Правил 354 исполнитель имеет право устанавливать при вводе прибора учёта в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учёта на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учёта электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

Потребитель не вправе, согласно пп. г) п. 35 Правил 354 самовольно нарушать пломбы на приборах учёта и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учёта и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учёта.

В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила № 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учёта в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учёта в качестве прибора учёта, по показаниям которого осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В силу п. 81 (11) Правил № 354 предоставления коммунальных услуг № 354 прибор учёта должен быть защищён от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учёта потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При обнаружении в ходе проверки нарушения перечисленных показателей исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом, если прибор учёта установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлён без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчёт платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении до начисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчёт производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учёта, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объёма, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пунктами 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг на исполнителя возложена обязанность по проведению проверок состояния установленных и введённых в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Порядок проведения проверки предусмотрен пунктом 85 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.

В силу положений ст. 12, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство основывается на принципе равноправия и состязательности сторон, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что собственником жилого дома, общей площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Пика В.Н., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> 25-АВ , и является потребителем электроэнергии в указанном доме, что сторонами по делу не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ представителями ООО "ДЭСК" была проведена проверка прибора учета электроэнергии в указанном жилом доме, по результатам которой был составлен акт проверки прибора учета (измерительного комплекса) электрической энергии в присутствии потребителя Пика В.Н., основание для проведения проверки – плановая, форма проверки - визуальный осмотр, в графе замечания/нарушения, выявленные в ходе проверки – отсутствует пломба на крышке клеммного ряда, подпись Пика В.Н. в указанном акте отсутствует. Также ДД.ММ.ГГГГ представителями ООО «ДЭСК» был составлен акт о выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора за № <адрес>, в присутствии потребителя Пика В.Н., которым зафиксировано несанкционированное вмешательство в работу расчетного прибора учета путем срыва пломбы с крышки клеммного ряда расчетного прибора учета, свободный доступ к элементам коммутации прибора учета, позволяющее осуществлять вмешательство в работу прибора учета, что привело к искажению данных об объеме потребленной электроэнергии. Нарушение было выявлено путем визуального осмотра и фотографирования.

Оспариваемый акт был составлен в присутствии потребителя Пика В.Н., который от объяснений и подписания акта отказался, что засвидетельствовано гражданами А. и С.

К акту составлен расчет неучтенного потребления, согласно которому объем неучтенного потребления электроэнергии составил 30 240 кВтч. На основании акта № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ДЭК» произвел истцу перерасчёт платы потребленной электроэнергии.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пункт 81 (11) Правил представления коммунальных услуг не указывает на наличие дополнительных доказательств, подтверждающих с помощью каких способов и методов осуществлялось несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии.

Доказательств, опровергающих факт наличия свободного доступа к элементам коммутации прибора учета, позволяющего осуществлять вмешательство в работу прибора учета стороной истца не представлено.

Оценивая акт о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства в работу прибора учета) от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об его соответствии перечисленным нормам ГК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Основным положениям функционирования рынков электрической энергии, оспариваемый акт был составлен в присутствии потребителя ресурса, оснований для признания акта № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным судом не усматривается.

Стороной истца не представлено доказательств, опровергающих факт безучетного потребления электроэнергии. В ходе судебного разбирательства совокупностью исследованных относимых и допустимых доказательств установлено, что предусмотренная Правилами № 354 и Основными положениями, обязанность по сохранности и целостности допущенного к эксплуатации прибора учета собственником жилого помещения не выполнена, зафиксировано отсутствие пломбы (гарантирующего поставщика или электросетевой организации), позволяющей фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, и в присутствии потребителя уполномоченными лицами ООО «ДЭСК» составлен акт № <адрес> выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии, в связи с чем, произведен расчет безучетного потребления по действующему тарифу, исходя из суточного объема электропотребления с учетом количества человек, проживающих в доме, отраженного в акте.

Доводы истца о том, что вмешательства в работу прибора учета электроэнергии, которые могли бы исказить данные о потребляемой электроэнергии, не осуществлялось, суд находит несостоятельными, поскольку установлено и не оспаривается стороной истца, что на приборе учета отсутствовала пломба, а в силу п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствие пломбы энергоснабжающей организации признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

Доказательств в опровержение сведений, содержащихся в акте, истцом суду не представлено.

Доводы стороны истца о том, что оспариваемый акт недостоверен, поскольку не содержит сведений о том факт вмешательства в работу прибора, который повлиял на искажение данных не подтвержден, в акте не указано сведений, подтверждающих объем безучетно потребленной электроэнергии не влекут признания его незаконным, поскольку такая позиция стороны истца не основана на нормах действующего законодательства.

Принимая во внимание указанный выше порядок расчета размера платы при установлении факта несанкционированного подключения (вмешательства в работу прибора учета), а также положения Постановления департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 № 39/4 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края", суд признает верным произведенный ответчиком расчет и не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по списанию задолженности за безучетное потребление электроэнергии.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Дальнереченским межрайонным прокурором в интересах Пика В.Н. судом не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Пика В.Н. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Ю.Н. Брянцева