ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-920/2014 от 09.10.2014 Зареченского городского суда (Пензенская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 09 октября 2014 года г.Заречный

 Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

 председательствующего судьи Каштановой И. В.,

 при секретаре Темарцевой А.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.Заречного Пензенской области о признании права на приватизацию жилого помещения,

 у с т а н о в и л :

 ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Заречного Пензенской области о признании права на приватизацию жилого помещения указывая, что в соответствии с договором найма жилого помещения от (Дата), квартира по адресу: (Адрес) была предоставлена его деду - П.И.П.. Впоследствии, (Дата) в данной квартире был зарегистрирован и истец, которым было принято решение о реализации права приватизации данного жилого помещения, для чего он обратился в МУП «(Данные изъяты)» (далее – МУП «(Данные изъяты)»), предоставив предусмотренный законодательством о приватизации комплект документов: справку о регистрации; ордер (Номер) от (Дата) на квартиру, технический паспорт на квартиру, кадастровый паспорт на квартиру, нотариально заверенный отказ П.И.П. от участия в приватизации данной квартиры.

 Письмом от (Дата) (Номер) МУП «(Данные изъяты)» проинформировал истца о том, что ему отказано в приватизации квартиры в связи с тем, что П.И.П. проработал в организации, предоставившей служебное жилое помещение менее 10 лет.

 Считая отказ в приватизации указанной квартиры неправомерным, ссылаясь на положения п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», считая, что правовой режим служебного жилого помещения для данной квартиры в настоящее время утрачен, поскольку после прекращения трудовых отношений с муниципальным предприятием ЖЭК-(Номер) в (Дата) наниматель служебного жилого помещения П.И.П. остался проживать в указанной квартире, фактически продолжал пользоваться ей на условиях, предусмотренных жилищным законодательством для договоров социального найма жилых помещений, истец, руководствуясь статьями 2 и 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, просил признать за ним право на приватизацию квартиры (Адрес)

 Представитель истца – Д.А.В., допущенный к участию в деле в соответствии с положениями ч.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования ФИО1 поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления. Полагал, что квартира, в которой проживает истец, утратила статус служебной, когда была переведена из государственной в муниципальную собственность, а потому истец имеет право на ее приватизацию.

 Ответчик иск не признал, представил суду письменный отзыв на иск, в котором указал, что квартира (Номер) по адресу: (Адрес), на основании приказа Министра среднего машиностроения от (Дата) №(Номер) была передана Пензенским приборостроительным заводом городскому исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся г.Пензы-19 (письмо от (Дата) (Номер)). Решением исполкома горсовета г.Пенза-19 от (Дата) (Номер) данному жилому помещению присвоен статус служебного.

 Квартира учтена в составе муниципальной казны г.Заречного (реестровый номер (Номер) согласно выписке из реестра муниципального имущества от (Номер)). В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусмотрено обязательное отчуждение жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан, не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность. Данная правовая позиция определена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от (Дата) (Номер), которым также отмечено, что предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность. Данные полномочия исходят из конституционно закрепленной (часть 1 статьи 132 Конституции РФ) самостоятельности органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.

 Таким образом, как указал в отзыве представитель ответчика Д.А.М., исковое заявление ФИО1 о признании права на приватизацию служебного жилого помещения не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем просил в иске ему отказать.

 В судебном заседании представитель ответчика – Администрации г.Заречного Пензенской области М.Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. В иске ФИО1 просила отказать в полном объеме.

 Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно положениям ч. 1 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

 В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

 В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

 Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

 Частью 2 ст. 92 ЖК РФ предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.

 Согласно п. п. 3, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.В соответствии с п. 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных Правилами.

 Согласно Федеральному закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

 В силу ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

 Из материалов дела следует, что квартира по адресу: (Адрес). на основании приказа Министра среднего машиностроения от (Дата) (Номер) была передана Пензенским приборостроительным заводом городскому исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся г.Пензы-19 (письмо от (Дата) (Номер)). Решением исполкома горсовета г.Пенза-19 от (Дата) (Номер) данному жилому помещению присвоен статус служебного.

 Квартира учтена в составе муниципальной казны г.Заречного (реестровый номер (Номер) от (Дата) согласно выписке из реестра муниципального имущества от (Дата) (Номер)).

 В соответствии с договором найма жилого помещения от (Дата), квартира по адресу: (Адрес) была предоставлена деду истца- П.И.П., как служебное жилье на основании ордера (Номер), что следует также из договора найма специализированного жилого помещения, выданного на основании ордера (Номер). На момент предоставления жилого помещения, П.И.П. являлся работником МУП (Данные изъяты) г. Заречного, где он проработал менее 10 лет. Данные обстоятельства истцом не отрицались.

 (Дата) в указанной квартире был зарегистрирован истец, которым в (Дата) было принято решение о реализации права приватизации данного жилого помещения, для чего он обратился в МУП «(Данные изъяты)» (МУП «(Данные изъяты)»), куда помимо прочих необходимых документов им был предоставлен нотариально заверенный отказ П.И.П. от участия в приватизации данной квартиры. Из названного документа усматривается, что (Дата) П.И.П. обратился к нотариусу г.Заречного, где оформил отказ от права приватизации квартиры, где зарегистрирован.

 Согласно справке (Номер) от (Дата) ФИО1 отказано в приватизации квартиры (Номер) дома (Номер) по (Адрес) по тем основаниям, что квартира относится к служебному жилью, а П.И.П. проработал в организации, предоставившей служебное помещение менее 10 лет, что подтверждается справкой МУП (Данные изъяты) от (Дата).

 Обосновывая исковые требования, истец ссылается на те обстоятельства, что квартира утратила статус служебной при переводе ее из государственной в муниципальную собственность в (Дата), а также в связи с тем, что в настоящее время отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о том, что квартира имеет правовой статус служебной. Факт предоставления квартиры П.И.П. в качестве служебной и его трудовые отношения с организацией, предоставившей квартиру, сами по себе, не могут обосновывать отказ ему в реализации жилищных прав, в том числе права на приватизацию квартиры, предоставленной ему в пользование в (Дата), безотносительно его трудовых отношений с муниципальными организациями г. Заречного.

 Суд с данными доводами истца и его представителя не соглашается, находит их основанными на неверном толковании закона и вышеприведенных правовых норм.

 Как следует из представленных суду документов, решения о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма собственником жилого помещения не принималось.

 Истцом в нарушение положений ст.ст. 12, 56,57 ГПК РФ суду не представлено документов, что данному жилому помещению изменен статус специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилое помещение, занимаемое истцом, сохраняет статус специализированного жилищного фонда, находится в муниципальной собственности, куда перешло еще в 1983 году на основании решения Пензенского приборостроительного завода и Решения горисполкома г. Пенза-19.

 В связи с чем, положения ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» о том что, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, к спорным правоотношениям не применяются. При введении в действие в 2005 году нового ЖК РФ, спорное жилое помещение уже находилось в муниципальной собственности, соответственно собственник самостоятельно осуществляет принадлежащие ему права по распоряжению имуществом.

 Следовательно, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, понудить ответчика, являющегося собственником помещения, к изменению статуса жилого помещения и переводе его из специализированного в социальный фонд и, заключению с зарегистрированными в квартире лицами договора социального найма, невозможно. Вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. А потому довод истца о том, что он имеет право на приватизацию жилого помещения, не состоятелен.

 Поскольку спорное жилое помещение предоставлено деду истца – П.И.П. в качестве служебного помещения и ордер выдан на занятие служебного помещения, что впоследствии подтверждено договором найма служебного жилого помещения, то суд, применяя положения ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», отказывает истцу в удовлетворении иска. Служебная квартира не подлежит приватизации в силу прямого указания закона, а право на приватизацию возможно лишь при определенных условиях.

 В соответствии с Постановлением Администрации г.Заречного (Номер) от (Дата) «О приватизации муниципальных служебных жилых помещений», принятым в соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) «О согласовании приватизации муниципальных служебных жилых помещений», в соответствии со статьями 4.5.1 и 4.6.1 Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области Администрация ЗАТО г. Заречного постановляет, приватизация служебных жилых помещений разрешена, если занимающие их граждане (члены семьи умершего гражданина) не менее 10 лет зарегистрированы в служебных жилых помещениях и проработали в организациях, предоставивших им служебные жилые помещения, не менее 10 лет.

 Постановление не применяется в отношении служебных жилых помещений, предоставленных гражданам после (Дата).

 Поскольку указанные условия не соблюдены, П.И.П. проработал в организации, предоставившей ему служебное жилое помещение менее 10 лет, истец, как член его семьи, права на приватизацию служебного жилого помещения не имеет. В данном случае, объем прав ФИО1 на спорное жилое помещение производен от объема жилищных прав П.И.Н. и не подлежит увеличению.

 Таким образом, оснований для удовлетворения иска ФИО1 суд не усматривает и отказывает истцу в иске.

 Руководствуясь ст. ст. 12, 193-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г.Заречного Пензенской области о признании права на приватизацию жилого помещения – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Мотивированное решение изготовлено 14.10.2014 года.

 Судья И.В. Каштанова