ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-921/20 от 21.12.2020 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-921/2020

Поступило в суд 17.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

р.п. Ордынское 21 декабря 2020 года

Ордынский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Грушко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Елистратовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смагиной Е. В. к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес> о признании заключения служебной проверки недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Смагина Е.В. обратилась в суд к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес> с исковым заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нанимателю с заявлением о проведении в отношении нее служебной проверки. Основанием для проведения проверки послужило предвзятое отношение начальника отдела камеральных проверок <данные изъяты> не соответствующий объем выполняемой работы начисленной премии, а также нарушение норм трудового законодательства, отстранение от исполнения должностных обязанностей без вынесения приказа, а также без ознакомления с должностной новой или дополненной должностной инструкцией. По результатам проверки истец была ознакомлена с заключением от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, заключение основано на пояснениях лиц прямо или косвенно заинтересованных в результате проверки, а также представленные в материалы служебной проверки сведения, не соответствуют действительности и программному обеспечению налоговой службы. Истец не была ознакомлена с приказом о совершении дисциплинарного проступка, а также с приказом об отстранении от исполнения служебных обязанностей. Просит признать заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Истец Смагина Е.В. в судебное заседание повторно не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представители ответчика – Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес><данные изъяты> не согласны с оставлением искового заявления без рассмотрения на основании ст. 222 абзац 8 ГПК РФ, требовали рассмотрения дела по существу. Исковые требования не признали, пояснили, что оспариваемое истцом заключение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результата служебной проверки МИФНС России по <адрес>, принято в соответствии с действующим законодательством. Служебная проверка проводилась по заявлению Смагиной Е.В. По результатам проведения проверки Смагина Е.В. по части выявленных нарушений была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, а по части нарушений премия была снижена. Данные приказы Смагина Е.В. обжалует в других судебных процессах. Были выявлены следующие нарушения: 1) Смагина Е.В. неоднократно не приняла меры (не подготовила проект решения), направленные на привлечение виновных лиц по ст. 119 НК РФ за несвоевременное предоставление деклараций по НДС при проверке ею данных деклараций; 2) при проверке деклараций по НДС в отношении <данные изъяты>Смагина Е.В. запросила документы сверх своих полномочий, а именно: документы по хозяйственной деятельности за <данные изъяты> что возможно только при выездной проверке, она же могла запросить документы только за текущий 1 квартал года; 3) при проверке деклараций по НДС в отношении <данные изъяты>Смагина Е.В. затребовала документы по камеральной проверке, которую она не вправе проводить и запрос был направлен за фамилией <данные изъяты> без ее подписи. Запрос документов сверх полномочий могут быть использован для незаконных доначислений по налогам, а также данные действия могут быть оспорены налогоплательщиками, в том числе в судебном порядке. С должностной инструкцией Смагина Е.В. была ознакомлена, также она была ознакомлена с приказом о проведении служебной проверки и с заключением служебной проверки. В своих объяснениях Смагина Е.В. указала по нарушению , что декларации не были завершены, что не основано на нормах права, по нарушениям и – запрос документов был вызван расхождениями в книгах доходов и расходов, что не нашло свое подтверждения при проведении служебной проверки, про отсутствие подписи <данные изъяты> в запросе документов объяснений не дала. Служебная проверка проводилась комиссией, утвержденной приказом МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ.

В представленном отзыве указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки в отношении Смагиной Е.В.» по письменном у заявлению гражданского служащего <данные изъяты>Смагиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Инструкцией об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС России от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@, отделом общего обеспечения с участием начальника отдела общего обеспечения <данные изъяты><данные изъяты> начальника правового отдела <данные изъяты> главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок <данные изъяты> главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок <данные изъяты> специалиста-эксперта отдела общего обеспечения <данные изъяты> проведена служебная проверка в отношении специалиста <данные изъяты> в связи с наличием признаков совершения дисциплинарного проступка. По результатам данной проверки к <данные изъяты>Смагиной Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С материалами служебной проверки Смагина Е.В. была ознакомлена лично ДД.ММ.ГГГГ, копию заключения получила ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п.4, 5 ч.2 ст. 131 ГПК РФ истец должен указать в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов граждан и свое требование, а также обстоятельства, на которые ссылается истец, обосновывая свои требования, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В нарушение норм ГПК РФ в исковом заявлении Смагиной Е.В. не определен предмет иска, а именно, не указано, какие требования истец заявляет к ответчику, какие пункты заключения служебной проверки нарушают права истца, в чем заключается нарушение законных интересов. Какие негативные последствия влекут за собой данные нарушения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Служба в налоговых органах относится к государственной гражданской службе Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Согласно п. 1 ст. 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Инструкцией об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@.

В соответствии с п.1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч.2).

Согласно п. 2 ст. 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (п.1).

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п.3).

Согласно п. 4 ст. 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п.6).

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (п.7).

Согласно п. 1 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (п.2).

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах (п.5).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (п.6).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п.7).

Согласно п. 2.1 Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@, служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя, либо по письменному заявлению гражданского служащего.

О проведении служебной проверки издается приказ, который подписывает в отношении гражданских служащих структурных подразделений Федеральной налоговой службы руководитель Федеральной налоговой службы (п.2.2).

Основанием для служебной проверки, проводимой по решению представителя нанимателя, является служебная записка, содержащая информацию о признаках дисциплинарного проступка, совершенного гражданским служащим, или письменное заявление гражданского служащего (п.2.4).

При наличии оснований в приказ о проведении служебной проверки включается пункт о временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности (п.2.7).

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах (п.2.8).

Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного государственного гражданского служащего (п.1.2).

По результатам служебной проверки, в случае установления в действиях гражданского служащего дисциплинарного проступка, представителем нанимателя принимается решение о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 57, частей 4, 5 статьи 58 Федерального закона (1.3.)

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

При этом днем завершения служебной проверки считается день утверждения письменного заключения по ее результатам лицом, принявшим решение о проведении служебной проверки (п.1.4).

В соответствии с п.2 ч. 8 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГСмагина Е.В. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы младшей группы категории «обеспечивающие специалист» - <данные изъяты>

В соответствии должностным регламентом, утвержденным начальником МИФНС по НСО <данные изъяты>Смагина Е.В. была принята на должность федеральной государственной гражданской службы – <данные изъяты> МИФНС по НСО. В целях исполнения возложенных должностных обязанностей <данные изъяты> осуществлять свои права и обязанности в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами ФНС России и Управления ФНС России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>Смагина Е.В. обратилась с заявлением о проведении в отношении нее служебной проверки.

Приказом начальника МИФНС по НСО от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение служебной проверки в отношении Смагиной Е.В., утвержден состав участников проверки (л.д. 24). При этом суд отмечает, что Смагина Е.В. данным приказом не отстранялась от работы.

ДД.ММ.ГГГГ на основании письменного заявления Смагиной Е.В., в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Инструкцией об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@, проведена служебная проверка в отношении <данные изъяты>Смагиной Е.В.

В ходе проведения служебной проверки были получены объяснения и служебные записки сотрудников отдела камеральных проверок отдела общего обеспечения МИФНС по НСО, в том числе и Смагиной Е.В. При этом суд отмечает, что служебная проверка проводилась утвержденным составом участников проверки.

По результатам проведения служебной проверки вынесено заключение , утвержденное начальником МИФНС по НСО <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен факт совершения дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в части: незавершения процедуры оформления результатов камеральных проверок по привлечению налогоплательщиков к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное предоставление отчетности в нарушение п.1 ст. 100 НК РФ; в нарушение п. 8 ст. 88 НК РФ в ходе проведения контрольных мероприятий по декларациям по НДС. Заявленным к возмещению, истребованы документы, информация у налогоплательщика, фактически не имеющие отношения к проводимой камеральной проверки; в нарушение п.7, п. 8 ст. 88 НК РФ по декларациям по НДС, представленных налогоплательщиками, к уплате направлены требования о предоставлении документов. Предложено применить дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 93-98).

ДД.ММ.ГГГГСмагина Е.В. обратилась с заявлением об ознакомлении с результатами служебной проверки (л.д. 102).

Информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГСмагина Е.В. была уведомлена об окончании служебной проверки, также ей предложено ознакомиться с письменным заключением и материалами служебной проверки (99-101).

С материалами проверки Смагина Е.В. была ознакомлена лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись истца. Копию заключения служебной проверки получила ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98).

Приказом начальника МИФНС по НСО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на Смагину Е.В. было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в превышении должностных полномочий а именно: по истребованию в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений и информации в ходе проведения контрольных мероприятий деклараций по НДС, заявленным к возмещению <данные изъяты> затребованы пояснения и информация, не имеющие отношения к проверке правомерности применения налоговых вычетов налогоплательщиками, за пределами проверки и без аргументированного обоснования требования; по истребованию в порядке п. 3, п. 7, п. 8, п. 8.1. ст. 88 НК РФ документов, информации по декларациям по НДС <данные изъяты> нарушен порядок проведения камеральной проверки, а также запрет на истребование у налогоплательщика, представившего декларацию по НДС к уплате, дополнительных сведений и документов не по конкретным финансовым операциям; в нарушение п. 15 Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ требования, направленные в адрес <данные изъяты> не были представлены на подпись уполномоченному должностному лицу к инспекции.

Смагина Е.В. с приказом от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания была ознакомлена лично, копию приказа получила, о чем в листе ознакомления имеется ее подпись.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за своевременное и качественное выполнение <данные изъяты> особо важных и сложных заданий, предоставленный истцом в подтверждение указанных ею обстоятельств, установлен размер премий федеральным государственным гражданским служащим в <данные изъяты> оклада денежного содержания с учетом условно-цифрового коэффициента. За нарушение срока вынесения решения о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС <данные изъяты> представленной <данные изъяты> что повлекло перенос срока возврата налога <данные изъяты>Смагиной Е.В. снижен размер премии <данные изъяты> (л.д. 6).

Основанием к премированию и снижению премии послужила служебная записка заместителя начальника Инспекции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а не результаты служебной проверки, которые являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Указанные приказы о применении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ и приказ снижении размера премии от ДД.ММ.ГГГГ обжалуются Смагиной Е.В. в иных процессах, что следует из сайтов Ордынского районного суда (дело ) и Ленинского районного суда <адрес>.

Оценивая довод истицы о дискриминации труда в отношении нее при исполнении должностных обязанностей (ст. 37 ч.3 Конституции РФ), суд исходит из того, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ ею не предоставлены соответствующие доказательства данному обстоятельству, в ходе проведения служебной проверки проводился анализ объема работы Смагиной Е.В. и иных работников, выполняющих аналогичные трудовые функции, данные о которых приведены в сводных таблицах. Принятые к ней меры дисциплинарной ответственности основаны на результатах служебной проверки и докладных записках. Доказательств о заинтересованности лиц, проводивших служебную проверку и подписавших докладные записку, суду также не предоставлено.

Согласно ч.3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Согласно ч.8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Согласно ч.7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку Смагиной Е.В. в ходе проведения контрольных мероприятий деклараций по НДС, заявленным к возмещению <данные изъяты> затребована информация, не имеющие отношения к проверке правомерности применения налоговых вычетов налогоплательщиками, за пределами проверки и без аргументированного обоснования требования, что не оспаривается истицей в своей служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении <данные изъяты> (требование от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (требование о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ) нарушен порядок проведения камеральной проверки, а также запрет на истребование у налогоплательщика, представившего декларацию по НДС к уплате, дополнительных сведений и документов не по конкретным финансовым операциям, а также в нарушение п. 15 Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ требования, направленные в адрес <данные изъяты> не были представлены на подпись уполномоченному должностному лицу к инспекции, суд приходит к выводу, что обстоятельства, установленные служебной проверкой нашли свое подтверждение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основанием проведения служебной проверки послужила докладная записка Смагиной Е.В., порядок проведения служебной проверки нарушен не был, она проводилась на основании соответствующего приказа, которым был утвержден и состав участников проверки. Проверка проводилась и заключение по служебной проверке подписано именно данным составом участников проверки. Нарушения должностных обязанностей, указанных в заключении служебной проверке, нашли свое подтверждение указанными выше доказательствами. Признаки дискриминации труда истца судом не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать Смагиной Е. В. в удовлетворении искового заявления к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес> о признании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.

Судья-

Решение суда в мотивированном виде составлено 25.12.2020