ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-921/2013 от 18.10.2013 Мценского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2013 года                                                                       г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

при секретаре Соклаковой Е.И.,

с участием истицы ФИО1 ответчиков - главы Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО5, администрации Мценского района - по доверенности ФИО6, представителей третьих лиц - ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес> ФИО7, Управления культуры и архивного дела <адрес> - по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, администрации Мценского района Орловской области о признании отказа администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области от Дата № незаконным и обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, администрации Мценского района Орловской области о признании отказа администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области от Дата № незаконным и обязании выдать разрешение на строительство.

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она является собственником земельного участка и жилого дома <адрес>. Поскольку дом по указанному адресу является ветхим и возникла необходимость его перестроить, она обратилась в администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района за выдачей разрешения на строительство. Однако в выдаче разрешения на строительство жилого дома ей было отказано по тем основаниям, что поселок <адрес> расположен на территории Государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО4 <адрес>, строительство на данной территории запрещено. Данный отказ, по мнению истца, является незаконным. Строительство нового дома на принадлежащем ей участке не приведет к нарушению целостности памятника, не создаст его повреждения, разрушения или уничтожения. При строительстве жилого дома облик населенного пункта <адрес> не изменится, доступ к музею заповеднику ФИО4 <адрес> не будет ограничен. Земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> входит в зону регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес> в связи с чем запрещение строительства на нем противоречит действующему законодательству, поскольку указанная зона ограничивает, а не запрещает строительство и хозяйственную деятельность.

В связи с чем истица просит суд признать незаконным отказ администрации Спасское-Лутовиновского сельского поселения от Дата № и обязать администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения выдать разрешение на строительство дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержала по вышеизложенным основаниям и пояснила, что в настоящее время строительство жилого дома согласовано с Управлением культуры и архивного дела <адрес>, что поселок <адрес> находится в <...> км. от объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес>. Кроме того, она строит деревянный дом из сруба с мансардой на своем земельном участке в пределах красной линии улицы, не нарушая этажность застройки, и жилой дом не нарушит облик населенного пункта <адрес>.

Ответчик глава администрации Спасско- Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО5 исковые требования не признала, суду пояснила, что земельный участок, на котором истица планирует строительство жилого дома, полностью входит в охранную зону объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес> В пределах указанной зоны в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство.

Представитель ответчика - Администрации Мценского района - по доверенности ФИО6 исковые требования не признал и пояснил, что хотя и в ГКН ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес> внесены изменения, но при этом не изменен сам проект зон охраны Государственного мемориального и природного музея-заповедника <адрес> в связи с чем строительство жилых домов в деревне поселка <адрес> запрещено, так как земельный участок истицы находится в охранной зоне. В соответствии с положением ст. 34 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов: Российской Федерации» режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия, которые ограничивают хозяйственную деятельность и запрещают строительство, утверждаются на основании проекта данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов РФ. Так же запрещение строительства в границах охранной зоны установлено п. 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (пятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года №315. Проектом зон охраны государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО4 <адрес>, утвержденным Постановлением главы администрации <адрес> от Дата № и Решением Малого Совета <адрес> Совета народных депутатов от Дата № на территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района установлена охранная зона № в размере <...> га. В соответствии с вышеуказанным Проектом в данной охранной зоне №, общей площадью <...> га запрещается новое строительство, не связанное с задачами заповедника. Кроме того, Проектом установлено, что зона регулирования застройки, общей площадью <...> га включена в охранную зону № общей площадью <...> га, следовательно, исходя из положений Проекта, в зоне регулирования застройки запрещается новое строительство, не связанное с задачами заповедника, поскольку данная зона регулирования застройки полностью входит в состав охранной зоны №. Согласно п.2 ст. 34 Федерального Закона от 25 июня 2002года №73 охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Представитель третьего лица - ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 «<адрес> ФИО7 не возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно проекту зон охраны музея-заповедника ФИО4 <адрес> зона регулирования застройки исторических населенных пунктов, расположенных в пределах охранной зоны, включает <адрес>. В целом режим зоны регулирования застройки предусматривает обязательное сохранение застройки, сохранение и воссоздание ценных планировочных направлений, ограничение этажности индивидуальной застройки. В связи с чем строительство в указанной зоне не запрещено, оно имеет определенные ограничения.

Представитель третьего лица - Управления культуры и архивного дела <адрес> - ФИО8     не возражает против заявленных требований и пояснил, что в ведении Управления культуры и архивного дела <адрес> находится согласование охранной зоны, научно-проектной документации. Охранная зона включает: территорию памятника-<...> га, охранную зону -<...> га, зону регулирования застройки-<...> га. Всего <...> га. В научно-проектной документации на л.д№ указано, что все архитектурно-строительные мероприятия, а так же работы по благоустройству на территории зоны регулирования застройки производятся по специально разработанным проектам, согласованным с органами по охране памятников истории и культуры, а так же с дирекцией заповедника. Строительство жилого дома ФИО1 согласовано с Управлением культуры и архивного дела <адрес> и с дирекцией заповедника.

          Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» ФИО9 в судебное заседание не явился, направила в суд ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие, а так же отзыв, в котором указала, что по сведениям ГКН земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь <...> кв. м., категория земли - <...>, разрешенное использование «<...>», принадлежит ФИО1 на праве собственности. Данный земельный участок является как ранее учтенный, границы отсутствуют. В ГКН содержатся сведения о следующих зонах, расположенных на территории <адрес>:

1. Зона регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей - заповедник ФИО4 <адрес> « <адрес> - учетный №;

2. Охранная зона объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей - заповедник ФИО4 <адрес>» - учетный №;

3. Зона с особыми условиями использования территории линии электропередачи «№ <...> «<адрес>» от оп № на территории села <адрес> - учетный №.

Выслушав стороны, изучив материала дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении      устанавливается      особый      режим      использования      земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

П. 2 ст. 35 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В силу п. 5 ст. 63 приведенного Федерального закона зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176, в том числе включает в себя Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес>

Указом Президента РФ от Дата № «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес>, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Постановлением главы администрации <адрес> от Дата № и Решением Малого Совета <адрес> Совета народных депутатов от Дата № утвержден разработанный институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» проект, определяющий зоны охраны Государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО4 <адрес> (далее -Проект).

Проектом предусмотрено разделение территории музея-заповедника на территорию памятника, охранные зоны 1, 2, 3, на территории которых предписано сохранение всех исторических населенных пунктов, ограничение роста мемориальных населенных пунктов, и запрещено всякое новое строительств не связанное с задачами заповедника, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта и зону археологических наблюдений (л.д.        ).

Согласно Проекту зона регулирования застройки исторических населенных пунктов, расположенных в пределах охранной зоны № включает в себя, в том числе, территорию поселка <адрес> в исторических границах (л.д.        )

Проектом определено, что в целом режим зоны регулирования застройки предусматривает обязательное сохранение характерной застройки, сохранение традиционного усадебного типа застройки, ограничение этажности индивидуальной застройки.

Вместе с тем, запрета на индивидуальное жилищное строительство поименованный режим не предусматривает.

Судом установлено, что истице ФИО1 на основании договора-купли продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от Дата года, на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <...> кв.м. и расположенный на нем жилой бревенчатый дом, общей площадью <...> кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, что так же подтверждается и свидетельствами о государственной регистрации права на земельный участок и жилой дом (л.д.                ).

Из кадастровой выписки о земельном участке, принадлежащем истице, следует, что земельный участок стоит на кадастровом учете, как ранее учтенный, кадастровый № земельного участка №, разрешенное использование - <...> ( л.д. )

Согласно кадастрового плана территории и плана границ объекта землеустройства охранной зоны культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес> от Дата поселок <адрес> полностью входит в Зону «Зона регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес>»(л.д.            ).

Как установлено судом и следует из письма администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области от Дата (л.д.       ), истица ФИО1 обратилась главе администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения для получения разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

В выдаче указанного разрешения истице было отказано по тем основаниям, что поселок <адрес> расположен на территории Государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО4 <адрес> включенного в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Указанный музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем осуществление на его территории строительства запрещено.

Однако учитывая вышеизложенное, суд считает указанный отказ незаконным, поскольку судом установлено, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, для которой установлен режим, ограничивающий, а не запрещающий строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений.

При этом с Управлением культуры и архивного дела <адрес> и с администрацией музея - заповедника ФИО4 <адрес> ФИО1 согласовано строительство одноэтажного жилого дома площадью <...> кв. м. с мансардным этажом, согласно представленным эскизным проектом ( л.д.                  ).

В связи с изложенным суд считает утверждения ответчиков несостоятельными, поскольку Проектом предусмотрена специальная процедура осуществления архитектурно-строительных работ, а также работ по благоустройству на территории зоны регулирования застройки, путем разработки специального проекта, согласованного с органами по охране памятников истории и культуры, а также с дирекцией заповедника. И проект жилого дома согласован с указанными органами. Запрета на индивидуальное жилищное строительство зона регулирования застройки не предусматривает.

И поскольку земельный участок истицы с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> входит в зону регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО4 <адрес>, в связи с чем запрещение на строительство на нем противоречит действующему законодательству.

Истица не настаивает на взыскании с ответчиков судебных расходов, в том числе расходов по уплате госпошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд не рассматривает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 о признании отказа администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения от Дата № незаконным и обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения от Дата, запрещающий строительство жилого дома в поселке <адрес> на территории домовладения №

Обязать администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения выдать разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Председательствующий                                                          В.Н. Наумкина