Дело № 2-9223/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании доплаты к трудовой пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, указав, что Кызылский городской суд принял решение ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ответчика задолженности по доплате к пенсии, постановлено взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в его пользу <данные изъяты> в счет задолженности по доплате к трудовой пенсии, обязав Министерство возобновить доплаты к пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ им получено письмо от ответчика согласно которому Указ Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ утратил свою силу в связи с изданием <данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№, поэтому для продолжения выплаты доплаты к трудовой пенсии не имеется.
Просит обязать ответчика выплачивать ему доплату к пенсии, взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва задолженность по доплате к пенсии в сумме <данные изъяты>
Согласно письменным возражениям на исковое заявление представитель ответчика указала, что Закон Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Тыва», Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившим силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№», постановление Правительства Республики Тыва от 24 июня 2015 года № 312 «О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года № 511» вступили в силу в июле ДД.ММ.ГГГГ, никем не оспорены. Вышеуказанные действия законодателя в полной мере согласуются с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления ежемесячных доплат пенсии. При этом не исключается его право изменять размер ежемесячных доплат, в том числе и отменять данные доплаты. Как указал Верховный суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> доплата к государственной пенсии не является конституционной гарантией, и иной государственной гарантией, так как устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с наличием дополнительных средств в бюджете субъекта, а не во исполнение требований какого-либо федерального закона. Утратившие силу акты регионального законодательства не представляют право на получение дополнительных доплат пожизненно, то есть бессрочно. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
В судебном заседании истец иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва С., просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, указав на отсутствие оснований для выплаты доплаты к пенсии.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 18 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и статье 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.
Указом Президента Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учетом изменений, внесенных Указом от 24 января 2001 года №841) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва.
<данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Пунктом 1 <данные изъяты> Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Поскольку субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменяет условия и порядок предоставления таких мер, то вправе принимать в установленном порядке решение об отмене нормативного правового акта, предусматривающего такие меры.
<данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» регламентирован порядок и условия назначения доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой за счет средств бюджета Республики Тыва, и одним из обязательных условий для доплаты является наличие определенного стажа, в частности, для истца этот стаж замещения государственных должностей Республики Тыва должен составлять не менее десяти лет, также необходимо наличие государственных наград Российской Федерации и (или) государственных наград Республики Тыва.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ иск М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к пенсии удовлетворен частично. Постановлено: взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу М. в счет ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости <данные изъяты>. Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возобновить, начиная с ДД.ММ.ГГГГ начисление и выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Из материалов дела следует, что стаж государственной гражданской службы М. достаточен для установления истцу суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом <адрес> Собрания депутатов», Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться. Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного Кодекса и означает, в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета. Реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной гражданской службы, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из содержания статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.
Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемыми нормами закона новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из содержания Законов Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год» следует, что размер внутреннего долга Республики Тыва продолжает быть высоким и во всех случаях превышает запланированный.
В соответствии со ст.130 Бюджетного кодекса РФ и приказами Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) и от ДД.ММ.ГГГГ№ (приложение №) «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п.5 ст.130 Бюджетного кодекса РФ» <адрес> является высокодотационным регионом.
С учетом этого, <данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» <данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» признан утратившим силу.
Кроме этого, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и действующим в настоящее время Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ также признан утратившим силу.
Согласно представленному истцом расчету задолженности по доплате к пенсии, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Между тем, представителем ответчика представлены платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для установления и выплаты истцу доплаты к пенсии. После ДД.ММ.ГГГГ оснований для установления доплаты к пенсии в силу приведенных норм законодательства не имеется.
Поэтому доводы истца в части нарушения его прав ответчиком и наличии законных оснований для установления и выплаты доплаты к пенсии государственным служащим Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время являются не состоятельными.
При таких обстоятельствах следует признать, что у ответчика отсутствуют задолженности перед истцом по доплате к трудовой пенсии, в связи с чем исковые требования М. к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании доплаты к трудовой пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2016 года.
Судья Л.К. Шулуу