ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-922/2022 от 23.06.2022 Тулунского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Фе д е р а ц и и

23 июня 2022 года г.Тулун

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Чахиревой К.В., с участием представителя истца заместителя Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области Леонтьева Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-922/2022 по иску Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму

у с т а н о в и л

Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику индивидуальному предпринимателю (ИП) ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму, указывая в обоснование, что в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму установлено следующее.

Министерством экономического развития Иркутской области сформирован перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, который утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 19.07.2018.

В данный перечень включены объекты, принадлежащие ИП ФИО2 на праве собственности, а именно: магазин «Визит», расположенный по адресу: ****; магазин-склад «Игрушки оптом и в розницу», расположенный по адресу: ****.

Установлено, что уведомление от министерства экономического развития Иркутской области о включении указанных выше торговых объектов в названный перечень получено ФИО2 лично .......

По результатам анализа состояния законности в указанной сфере межрайонной прокуратурой 25.06.2020 в адрес ИП ФИО2 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, на которое ею направлен письменный ответ.

Из пояснений ответчика следует, что с 2020 года до настоящего времени комиссия в составе контролирующих органов ею не создавалась и обследование торговых объектов не проводилось.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона (ФЗ) № 35-Ф3, правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 ФЗ № 35-Ф3, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах законности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

Согласно п.п. «а» п. 4 ст. 3 ФЗ № 35-Ф3 противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Постановлением Правительства от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории). Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).

Пунктом 5 указанного выше Постановления предусмотрено, что перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 14 указанного Постановления, для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

В состав комиссии включаются: представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории); представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию) (п. 15 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273).

В ходе своей работы комиссия, в том числе, осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории); определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории; проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования (п. 17 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273).

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности (п. 18 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273).

В нарушение требований действующего законодательства ИП ФИО2 комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении торговых объектов в перечень не создана, обследование не проведено, соответственно категория объекту не присвоена.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых: прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из иных правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.

Просит суд обязать ИП ФИО2 ОГРНИП ***, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенных по адресу: ****; ****, обязать ИП ФИО2 ОГРНИП ***, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенных по адресу: ****; ****.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области Леонтьев Л.Л. требования иска по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддерживает, просит суд удовлетворить. Также указал, что при проверке, в акте указано, что составителями акта являются индивидуальные предприниматели - продавцы, а в соответствии с постановлением Правительства *** акт должен подписываться комиссией, включая Росгвардию, МЧС, ФСБ. На текущую дату известно, что ответчик обратилась с заявлением в Росгвардию и другие органы, для создания комиссии, предусмотренной законом.

Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства, отчет об отслеживании почтового отправления ***.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 20 ч. 1 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Указанные требования закона применимы и к настоящим правоотношениям.

Согласно материалам дела, ответчик о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена судом надлежаще, представитель истца не возражает о вынесении по делу заочного решения суда, в связи с указанным, суд, определил: рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства, ст. 233 ГПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию.

Согласно п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Тулунской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан установлено, что ответчиком ИП ФИО2 требования закона нарушены, принадлежащие ответчику объекты недвижимости, используемые под магазин (торговые объекты) включены в Перечень торговых объектов, расположенных на территории г.Тулуна Иркутской области, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности.

Перечень торговых объектов утвержден (сформирован) министерством экономического развития Иркутской области.

Согласно представленной выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ...... ФИО2 присвоен ИНН <***> ОГРНИП ***. Ответчик ФИО2 является индивидуальным предпринимателем с .......

Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права нежилые помещения, площадью 761,30 кв.м., расположенное по адресу: ****, площадью 365,90 кв.м. и расположенное по адресу: ****, принадлежат на праве собственности ФИО2, ...... г.р.

...... в адрес ответчика ИП ФИО2 министерством экономического развития Иркутской области направлено уведомление о включении торговых объектов магазин «Визит» и магазин-склад «Игрушки оптом и в розницу», расположенным по адресам: ****, в пределах территории Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный распоряжением Губернатора Иркутской области от ***. В связи с этим, указано, что ИП ФИО2 необходимо провести категорирование торговых объектов (территории) в соответствии с разделами II, III требований.

В связи с не проведением категорирования торговых объектов, ...... прокурором в отношении ответчика ИП ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов с требованием принять меры к устранению и недопущению впредь нарушений законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов.

На представление ответчиком ИП ФИО3 представлен письменный ответ с приложением акта обследования торгового объекта магазина «Визит», расположенному по адресу: ****.

Из представленного в обоснование иска объяснения ИП ФИО2 от ...... следует, что министерством экономического развития **** сформирован перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории **** и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный распоряжением **** от ....... В перечень включены объекты, принадлежащие на праве собственности ответчику. Уведомление получено лично ФИО2 ...... межрайонной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов, на которое направлен письменный ответ. С 2020 до настоящего времени комиссия в составе контролирующих органов не создавалась и обследование торговых объектов не проводилось. Создание комиссии и проведение обследование торговых объектов планируется в июне 2022.

Таким образом, судом установлено, ответчиком не оспаривается, что требования о необходимости провести категорирование торговых объектов и оформить паспорта антитеррористической защищенности, составить акты комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, ответчиком не исполнены, доказательств обратного надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчиком, суду не представлено, ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.

До настоящего времени категорирование указанных объектов не проведено, паспорта антитеррористической защищенности объектов не оформлены.

Разрешая спор, изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, проанализировав все установленные по делу обстоятельства, суд исходит из того, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с чем, приходит к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска.

Срок для устранения недостатков, указанный в просительной части заявленных требований иска, суд находит разумным, исходя из значимости заявленных требований иска, оснований с ним не согласиться, у суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 22, 45, 56, 67, 68, 233, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л

Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, .......р., место рождения ****, место жительства и регистрации: ****, ОГРНИП *** в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов, расположенным по адресам: ****.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, .......р., место рождения ****, место жительства о регистрации: ****, ОГРНИП *** в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии терроризму оформление акта комиссионного обследования и категорирования торговых объектов, расположенным по адресам: ****.

Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца, а ответчиком подано заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии, путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья Н.А. Рыжова