ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9237/2015 от 17.12.2015 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2015 года Дело № 2-9237/2015

Абаканский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Лобоцкой И.Е.,

при секретаре Пугач У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации города Абакана, Управлению образования Администрации г. Абакана о признании бездействия по не включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконным, и обязании включить в список,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском Управлению образования Администрации г. Абакана о признании бездействия по не включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконным, и обязании включить в список. Требования, изложенные в иске мотивирует следующими обстоятельствами. ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его <данные изъяты> - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>ФИО3 лишен родительских прав на основании решения Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. После чего истец вместе со своими <данные изъяты> и <данные изъяты> были определены в детский дом «Ёлочка». Далее ФИО3 был передан в приемную семью в Бейском районе Республики Хакасия. На основании указанных доводов просит суд признать бездействия Управления образования Администрации г. Абакана по не включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконным, и обязать включить в список.

В судебное заседание истец Тарновский не явился, поскольку содержится в <адрес>. О времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Абакана.

Представитель Администрации г. Абакана ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, указывая на то, что виновных действий со стороны Администрации г. Абакана нет. Дополнительно суду пояснила, что истец является ребенком из большой семьи и все его старшие братья и сестры были поставлены на очередь на получение жилой площади, а некоторые дети уже получили жилую площадь.

Представитель ГУО Администрации г. Абакана ФИО5, действующая на основании доверенности, суду показала, что ГУО г.Абакана не является уполномоченным органом по осуществлению ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просит суд вынести решение на усмотрение суда.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено Управление образования Администрации муниципального образования Бейского района.

Представитель Администрации Бейского района РХ в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом. Заявлением просит суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из повторного свидетельства о рождении серии , имеющегося в материалах дела, усматривается, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Абакане Республики Хакасия. В разделе родители <данные изъяты> указан ФИО3, <данные изъяты>ФИО2.

<данные изъяты>ФИО3ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ПВ (актовая запись ), а <данные изъяты>ФИО3 на основании решения Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении ФИО3

ФИО3(<данные изъяты> истца) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ПВ (актовая запись , Отдел Комитета ЗАГС при Правительстве РХ по <адрес>).

Далее судом установлено, что Постановлением Мэра г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. определен в детское муниципальное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО3 установлено попечительство, попечителем назначена ФИО15

Пункт 1 Постановления главы Администрации Бейского района ФИО6 « О назначении выплаты ежемесячного денежного пособия приемному родителю ФИО15 на содержание ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ указывает о назначении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты ежемесячного пособия на содержание приемного ребенка ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, такт как ранее он находился в приемной семье ФИО17

Постановлением главы Администрации Бейского района ФИО6 ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от обязанностей приемного родителя в отношении несовершеннолетнего ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.

Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства подтверждают тот факт, что ФИО3 до достижения 18-летнего возраста являлся лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и проживал в приемной семье ФИО15

Из искового заявления усматривается, что основанием для обращения в суд послужило отсутствие у истца жилой площади и наличие у него статуса ребенок-сирота.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено:

Каждый имеет право на жилище.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.

Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 названого закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент спорных правоотношений) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства

Так из решения Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Управления образования ФИО1 г. Абакана в интересах несовершеннолетних детей ФИО19 Юлии, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Надежды, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Светланы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Ирины, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Марии, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Суховиенко, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к ФИО7 о выселении, встречному иску ФИО7 к Управлению образования Администрации г. Абакана в интересах несовершеннолетних детей ФИО19 о расторжении договора жилищного найма, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 и ФИО3 с несовершеннолетними детьми ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Надеждой, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Светланой, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ириной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Марией, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживали и были зарегистрированы в комнате общежития по <адрес> (ранее <адрес>) в <адрес>.

Вышеуказанным решением суд удовлетворил требования Управления образования и выселил ФИО7 со всеми членами семьи из комнаты в доме № по ул. <адрес>. Обязал ОАО «Абаканвагонстрой» предоставить ФИО7 жилое помещение соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям в черте г. Абакана на состав семьи 3 человека по нормам жилой площади в общежитии из расчета не менее 6 кв.м. на одного человека. В удовлетворении встречных исковых требований ФИО7 к Городскому отделу образования г. Абакана о расторжении договора жилищного найма отказано.

Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РХ от ДД.ММ.ГГГГ которым решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и вынесено новое решение. Суд отказал в удовлетворении иска Управления образования Администрации г. Абакана в интересах несовершеннолетних детей ФИО19 Юлии, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Надежды, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Светланы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Ирины, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19 Марии, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Суховиенко, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к ФИО7 о выселении. В остальной части решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика – без удовлетворения.

В судебном заседании установлено, что Тарновский не имеет в собственности своего жилья.

Из материалов дела следует, что Тарновский не был своевременно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Как указывает истец, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он находился в местах лишения свободы, что лишило его возможности своевременно встать в список.

Так, приговором Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, и назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы.

Постановлением Президиума ВС РХ от ДД.ММ.ГГГГ приговор Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен, окончательно назначено наказание в виде 3 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Вместе с тем, из справки ИЦ МВД РХ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 был освобожден по отбытии срока наказания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, когда истцу было 20-23 года, он не имел возможности обратиться с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку отбывал наказание.

Как следует из разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении таких дел суду следует учитывать, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, а также необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ N ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает заслуживающим внимания довод истца, о том, что в период с 20 до 23 лет он отбывал наказание, что препятствовало ему самостоятельно обратиться с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно Постановлению мэра г.Абакана от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и предоставления им жилых помещений по договору социального найма ( Положения о порядке ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и предоставления им жилых помещений по договору социального найма пункт 4) для принятия на учет дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, не ранее чем по достижении 16-летнего возраста, с согласия законного представителя, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет подают на имя Мэра города Абакана заявление о необходимости обеспечения их жилым помещением.

Между тем, суд не усматривает виновных действий со стороны ГУО Администрации города Абакана и Администрации г.Абакана по не постановки ФИО3 в список на получение жилья, как ребенка-сирота, поскольку последний до 18 лет проживал за пределами города Абакана, а ГУО г.Абакана не является уполномоченным органом по осуществлению ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Учитывая факт ненадлежащей защиты жилищных прав ФИО3 органами опеки и попечительства, суд полагает, что истец, достигший возраста 23 года не утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и что положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него распространяются.

Согласно Постановлению Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения об аппарате Администрации города Абакана" (пункт 2.21 раздел !У Отдел по учету и распределению жилой площади) Отдел по учету и распределению жилой площади в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции по осуществлению ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска и обязании Администрации города Абакана включить ФИО3 в список «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями»

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования истца удовлетворить частично

Обязать Администрацию города Абакана включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.

Судья

Абаканского городского суда И.Е. Лобоцкая

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 22.12.2015.