ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9239/16 от 12.12.2016 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело 2-9239/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2016 года город Казань

Ново - Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасаховой Л.Г.

при секретаре судебного заседания Пентеговой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан. В обоснование иска указано, что обратился с заявлением о постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образовании города Казани. В последующем, как стало известно из письма ответчика от --.--.---- г. исх.№-- полученного истцом --.--.---- г. Распоряжением главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета г.Казани «Об отказе гражданам в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» от --.--.---- г.№-- ФИО2 было отказано в постановке на учет на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса российской Федерации, в связи с превышением нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по Программе социальной ипотеки, предусмотренной пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет - совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на заявителя составляет --- кв.м. а также с обоснованием того, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно сведения о регистрации по адресу ... ..., в квартире площадью --- кв.м., при этом собственником данного жилого помещения является ФИО1. Считает, что указанное распоряжение с вышеуказанным обоснованием принято в нарушение прав и интересов истца, с нарушением положения ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное привело к нарушению прав и законных интересов истца в части улучшении его жилищных условий. Таким образом, не постановка на учет лишает Истца его конституционного права на жилище, на достойную жизнь.

Истец просит признать незаконным отказ МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в постановке ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ и обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» принять ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки по истечении месяца со дня обращения ФИО2 с --.--.---- г..

Истец в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.

Представитель истца требования также поддержал. Также добавил, что истец не является членом семьи собственника квартиры, в которой проживает. Данная квартира предоставлена ему тетей в безвозмездное пользование.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани» исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В «Правилах и порядке постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан», утвержденных Постановлением КМ РТ от 15.04.2005 N 190, предусмотрено:..3. Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия… 5. Основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются: 5.1. Общеобязательные: подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи; совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность; 5.2. Дополнительные: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке; признание жилого помещения аварийным, ветхим; необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам; участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства; иные случаи, установленные действующим законодательством. 6. Прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется: по месту жительства - в органах местного самоуправления; 7. Для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Заявитель: подает заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и порядку на имя главы органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя юридического лица по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи; заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 2; представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению N 3. Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления. Заявителю выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органами местного самоуправления…. 9. Рассмотрение заявлений Заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями. 10. Заявителю в постановке на учет отказывается в случаях: представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка; отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения; выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах; неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка; предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами и порядком; участия заявителя в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Из материалов дела следует, что --.--.---- г. Алиаскаровым М.А. в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подано заявление о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

--.--.---- г. распоряжением Главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении условий в системе социальной ипотеки по пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с превышением нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на заявителя составляет 37 кв.м.

Суд считает вышеуказанное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Истец проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: ... ..., общей площадью --- кв.м. данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО1 приходящейся истцу тетей. Истец же, будучи там зарегистрированным, пользуется данным жилым помещением на праве безвозмездного пользования, что подтверждается и декларацией о доходах истца.

При этом, в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Поскольку близким родственником - супругом, а также ребенком либо родителем собственника жилого помещения по адресу: ... ..., ФИО2 не является. Кроме того, вселен в квартиру на безвозмездной основе, проживает там один, совместное хозяйство с ФИО1 не ведет, соответственно, ФИО2 нельзя признать членом семьи собственника помещения.

При этом, необходимо отметить, что ФИО2 является уроженцем ... ... и прибыл в ... ... в 1998 году, во время учебы в ВУЗе был зарегистрирован в общежитии КГСХА по адресу: ... ... с 1998 года по 2003 год. В настоящее время с 2003 года служит в органах внутренних дел, стаж службы составляет 15 лет 2 месяца 25 дней.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости истца в самостоятельном жилом помещении, соответственно, ФИО2 подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки по истечении месяца с момента подачи заявления, то есть с --.--.---- г..

Ссылка ответчика на то, что истец вселен в квартиру по адресу: ... ... как член семьи собственника, пи этом, зарегистрирован в данной квартире один и, соответственно, норма учета превышена, не может служить основанием для отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

В соответствии с пунктом 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинетом Министров от 15 апреля 2005 года № 190, заявителю в постановке на учет отказывается в случаях: представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка; отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения; выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах; неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка; предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами и порядком; участия заявителя в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

В силу пунктов 2.2, 2.3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи. Совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Таким образом, поскольку истец не имеет жилья ни в собственности, ни по договору найма и, анализируя указанные нормы можно сделать вывод о том, что заявитель, подающий заявление о постановке на учет, выступает в своих интересах, поскольку нуждается в улучшении жилищных условий.

Истец, являясь работником бюджетной сферы, участия в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных граждан не принимал, ранее жилое помещение в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки ему не предоставлялось.

Суд полагает, что пользование на безвозмездной основе, что подтверждается и декларацией, квартирой площадью 37 кв.м. единолично, при этом, не будучи членом семьи собственника или сособственником данной квартиры, не может повлиять на реализацию истцом права на улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки, поскольку истец данное право не использовал.

Учитывая изложенное выше и принимая во внимание то, что вышеназванными Правилами предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, суд пришел к выводу о том, что отказ МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в постановке ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным.

При наличии данных обстоятельств исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Распоряжение Главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» от --.--.---- г.№-- отменить.

Обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» принять ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с --.--.---- г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: /подпись/ Фасахова Л.Г.