ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-923/12 от 17.04.2012 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело №2-923/12

Решение (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

17 апреля 2012 года город Орск

Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Лагутиной Н.И.,

с участием заявителя ФИО4,

представителей ОТ... ФИО1, ФИО2, О... таможенного поста ОТ... ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в продлении срока временного ввоза, обязании устранить нарушение прав и свобод,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать необоснованным решение об отказе в продлении срока временного ввоза автотранспорта, обязать О.. таможенный пост устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод.

В обоснование жалобы указал, что 06 марта 2012 обратился в О.. таможенный пост с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля <данные изъяты>, ранее ввезенного им 12 декабря 2011 по Пассажирской таможенной декларации (<данные изъяты>, выданной Б.. таможней (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника О.. таможенного поста Е... таможенный пост уведомил его об отказе в продлении срока временного ввоза, в связи с подачей заявления о продлении срока таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза.

С данным решением не согласен, считает его нарушающим права и законные интересы, связанные с реализацией права владения, пользования и распоряжения автомобилем, ввезенным в РФ, по следующим основаниям.

Порядок временного ввоза транспортных средств физическими лицами, в том числе порядок их таможенного оформления, четко определен законодательством РФ и Таможенного союза, а именно статьей 278 Федерального закона РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010года «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которой установлено, что срок временного ввоза (допуска) товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза в пределах срока, установленного статьей 280 Таможенного кодекса Таможенного союза ( далее по тексту ТК ТС). По мотивированному заявлению декларанта срок временного ввоза (допуска) может быть продлен в пределах срока, указанного в части 1 настоящей статьи. Таможенный орган рассматривает заявление о продлении срока временного ввоза в течение 10 рабочих дней и сообщает декларанту о продлении срока или об отказе в его продлении. Таможенный орган вправе отказать в продлении срока временного ввоза (допуска) только в случае, если декларант не соблюдает требования и условия применения таможенной процедуры временного ввоза, установленные законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Отказ таможенного органа в продлении срока временного ввоза (допуска) должен быть обоснованным и мотивированным. Таможенный орган уведомляет декларанта об указанном отказе в письменной форме.

Пунктами 30, 31 Постановления Правительства РФ № 715 от 27.11.2003 года ( в ред. от 20.08.2009года) установлено, что таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию РФ, … в случае их перемещения через таможенную границу РФ следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия (убытия) этих автомобилей и в других местах, определяемых Федеральной таможенной службой ( далее по тексту ФТС). При прибытии автомобиля на таможенную территорию РФ физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу РФ, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации ( далее ПТД), а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы, в том числе: документ, удостоверяющий личность физического лица, ввозящего автомобиль; документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать автомобиль, в том числе как обратно ввозимый автомобиль после его временного вывоза с территории Российской Федерации; документы, подтверждающие право собственности или владения на автомобиль лица, его перемещающего. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа на основании заявления физического лица делает запись о сроке временного ввоза автомобиля в графе «Для служебных отметок» на двух экземплярах пассажирской таможенной декларации, заверяет запись оттиском личной номерной печати и вручает один экземпляр физическому лицу, ввозящему автомобиль. Срок временного ввоза автомобиля может быть продлен таможенным органом, в регионе деятельности которого временно пребывает или постоянно проживает лицо, ввозящее автомобиль. При этом общий срок временного ввоза не должен превышать предельный срок временного ввоза.

Статьей 358 ТК ТС установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица, срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Пунктами 17, 18 «Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010года № 311 установлено, что для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования, декларант до истечения срока временного ввоза обязан обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы о необходимости продления указанного срока и представить должностному лицу таможенного органа декларацию (для ТС) или иной документ (для авто-, мототранспортных средств), оформленные таможенным органом при временном ввозе такой категории товаров для личного пользования, а также выполнить иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза. Таможенный орган отказывает в продлении срока временного ввоза в случаях, если: 1)заявление о продлении срока временного ввоза подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза;2)заявление подано неуполномоченным лицом; 3)не представлены заявление и (или) декларация (иной документ), оформленные при временном ввозе транспортного средства; 4) заявление не подписано, либо не удостоверено надлежащим образом.

При отказе в продлении срока временного ввоза должностным лицом таможенного органа в предоставленной декларантом декларации или ином документе и в заявлении вносится запись: «Отказано в продлении в связи с….» с указанием мотивированных причин отказа и его даты. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица, принявшего решение об отказе в продлении срока временного ввоза. В случае, если физическое лицо обратилось в таможенный орган для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования по истечении установленного срока временного ввоза, к нему применяются меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза. По желанию физического лица срок временного ввоза может быть продлен в пределах максимально установленного таможенным законодательством таможенного союза.

Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами (в ред. Приказов ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) определены полномочия таможенных органов на совершение действий по продлению срока временного ввоза, в том числе Орский таможенный пост Оренбургской таможни обладает полномочиями по продлению срока ввоза товара. В связи с чем считает действия Орского таможенного поста по отказу в продлении срока временного ввоза автомобиля незаконными.

Определением суда от 10 апреля 2012 года к участию в деле в качестве государственного органа, действия которого обжалуются, привлечена ОТ....

В судебном заседании ФИО4 требования поддержал. Суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ является гражданином <данные изъяты> и гражданином <данные изъяты>. 12 декабря 2011 года ввез на территорию Таможенного союза .... автомобиль <данные изъяты> по ПТД, выданной Б.... При пересечении границы представил документы для открытия ввоза: документы, удостоверяющие личность (загранпаспорт гражданина <данные изъяты> удостоверение личности гражданина <данные изъяты>); документы по идентификации автомобиля ( свидетельство о регистрации транспортного средства в Евросоюзе), из которого видно, что автомобиль состоит на регистрационном учете в <данные изъяты>, является его собственностью. Как иностранный гражданин при временном ввозе товара освобожден от уплаты таможенных платежей. Временный ввоз автомобиля установлен до 11 марта 2012 года.

Временной регистрации по месту пребывания в г.Орске не имеет. 06марта 2012года обратился в О... таможню с заявлением о продлении срока временного ввоза на автомобиль до 11 июня 2012 года. К заявлению приложил ПТД от 12 декабря 2011 года, паспорт гражданина <данные изъяты> (удостоверение личности гражданина <данные изъяты>); загранпаспорт гражданина <данные изъяты>; свидетельство о регистрации ТС от ДД.ММ.ГГГГ; страховой полис от ДД.ММ.ГГГГ. Представление других документов действующим законодательством не предусмотрено. Однако, 20 марта 2012 года получил отказ в связи с тем, что подал заявление в таможенный орган, не правомочный осуществлять продление срока временного ввоза. Хотя ему известно, что Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами (в ред. Приказов ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) определены полномочия таможенных органов на совершение действий по продлению срока временного ввоза, в том числе О.. таможенный пост ОТ... обладает полномочиями по продлению срока ввоза товара.

Кроме того, таможенный орган необоснованно требует от него представления постоянной (временной) регистрации на территории Оренбургской области для продления срока ввоза автомобиля, что полагает незаконным, поскольку таможенные органы не уполномочены осуществлять миграционный контроль.

Представитель ОТ... ФИО1 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) требования заявителя не признала, считает их не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что ФИО4, являясь гражданином <данные изъяты> и <данные изъяты>, в декабре 2011 года ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль <данные изъяты>, состоящий на регистрационном учете в <адрес>. ФИО4 подал пассажирскую таможенную декларацию в целях выпуска автомобиля для личного пользования с целью временного нахождения, в таможенный орган ...., которая принята таможенным органом и зарегистрирована за от ДД.ММ.ГГГГ.

Таможенному органу в месте прибытия заявителем представлен загранпаспорт гражданина <данные изъяты>.

Согласно проставленным отметкам в графе «Для служебных отметок» на ПТД, таможенным органом .... ввезенный автомобиль выпущен для личного пользования иностранным физическим лицом на срок его временного пребывания на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

06 марта 2012года ФИО4 обратился в О.. таможенный пост ОТ... с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля до 11 июня 2012года, представил копии паспорта гражданина <данные изъяты>, загранпаспорта гражданина <данные изъяты>, свидетельства о регистрации транспортного средства и страхового полиса.

В ходе документального контроля представленных документов и заявленных сведений О... таможенным постом установлено отсутствие сведений о временной регистрации ФИО4 на территории РФ, как составной части территории Таможенного союза, в связи с чем ему письмом от 11 марта 2012 года направлен запрос о представлении дополнительных документов, свидетельствующих о постоянном (или временном) проживании на территории региона деятельности О.. таможенного поста, а также запрошены документы, подтверждающие срок его временного пребывания на таможенной территории Таможенного союза в целях получения льготы, предусмотренной статьей 358 ТК ТС, но запрашиваемые документы ФИО4 не представил. Повторно письмом от 16марта 2012 года О.. таможенным постом вновь направлен в адрес ФИО4 запрос о представлении документов, свидетельствующих о постоянном (или временном) проживании на территории региона деятельности О.. таможенного поста, в целях подтверждения наличия права декларанта (ФИО4.) на обращение именно в данный таможенный орган.

В связи с неподтверждением заявителем факта его постоянного (или временного) проживания на территории региона деятельности О.. таможенного поста, таможенным органом принято решение, на основании подп.1 п. 18 «Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем», утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Инструкция, утвержденная Решением Комиссии ТС от ДД.ММ.ГГГГ), об отказе в продлении срока временного ввоза автомобиля в случае подачи заявления о продлении срока временного ввоза таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза.

Заявитель с принятым решением не согласился, в связи с чем и обратился в суд с настоящим заявлением о признании необоснованным решения О... таможенного поста, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Считает доводы, изложенные заявителем необоснованными.

Представитель ОТ.. ФИО2 требования заявителя не признал. Суду пояснил, что истец в пояснениях ссылается на нормы гл. 37 ТК ТС- «Таможенная процедура временного ввоза (допуска)». Но она регламентирует отношения в отношении товаров, перемещаемых физическим лицами с коммерческой целью, для торговли. В данном случае необходимо руководствоваться требованиями главы «Особенности перемещения товаров для личного пользования».

Заявителю отказано в продлении срока ввоза ТС на основании п. 18 Инструкции, утвержденной Решением Комиссии ТС от ДД.ММ.ГГГГ: заявление о продлении срока временного ввоза подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза. Компетенция таможенных органов устанавливается нормативным актом союза, приказом ФТС России.

Для цели выполнения п.2 ст. 354 ТК, должностными лицами таможенного поста затребованы документы о регистрации физического лица, для установления компетенции таможенного органа – О... таможенного поста в таком продлении. Если бы ФИО4 проживал в Казахстане, то и продление ввоза должно было быть таможенным органом по его территориальной регистрации. Подтверждением его места пребывания для таможни могла быть и справка из гостиницы, где заявитель остановился. Но такой справки не представлено. Поэтому Орский таможенный пост отказал в продлении срока ввоза ТС. В ответе на заявление ФИО4 в его адрес имеются все ссылки на статьи таможенного законодательства, именно это ему и было разъяснено в ответах.

Временное проживание и постоянное проживание определяется разными документами, ни один из которых заявителем не был представлен.

Все основные термины и их определения даны в п. 1 ст. 4 ТК ТС. Пунктом 2 данной статьи определено, что иные термины таможенного законодательства таможенного союза используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса и международных договорах государств - членов таможенного союза. Пункт 3 гласит, что термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств - членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств - членов таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В данном случае – это Законодательные акты, которые регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории РФ. Это ФЗ № 115 от 2002года «О правовом положении иностранного гражданина на территории РФ». Поскольку транспортное средство ввезено иностранным гражданином, правоотношения регулируются указанным правовым актом. Есть понятие иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Таможенный кодекс делает отсылку к указанным нормам.

Территория проживания ( пребывания) для продления срока ввоза транспортного средства и ранее имела свою роль.

Главный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля О.. таможенного поста ФИО3 поддержала доводы представителей ОТ.., суду пояснила, что О.. таможенный пост не является самостоятельным юридическим лицом. Действительно, в соответствии с Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами (в ред. Приказов ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) О.. таможенный пост ОТ.. обладает полномочиями по продлению срока временного ввоза товара. Но заявителю, как лицу, обратившемуся в таможенный орган за совершением таможенной операции в отношении ТС, стоящего на учете в иностранном государстве, необходимо подтвердить факт временного или постоянного проживания на территории Оренбургской области, чтобы подтвердить наличие права на обращение именно в ОТ...

Суд, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По делам об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти…, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Как видно из материалов дела, ФИО4.. является гражданином ... (паспорт гражданина <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) и гражданином Российской Федерации ( загранспаспорт <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно представленной копии пассажирской таможенной декларации, выданной ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту ...), заявитель ДД.ММ.ГГГГ ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль <данные изъяты>, состоящий на регистрационном учете в <адрес>, который является его собственностью.

Пассажирская таможенная декларация подана в соответствии с пп..4 п.2 ст. 355 ТК ТС на ввезенный автомобиль для выпуска автомобиля для личного пользования с целью его временного нахождения на территории таможенного союза, принята таможенным органом, зарегистрирована за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Порядку заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ, пассажирская таможенная декларация заполняется декларантом самостоятельно от руки или с применением печатающих устройств, путем указания в графах декларации сведений о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Как видно из содержания графы 1 данной ПТД, ФИО4 таможенному органу в месте прибытия представил документ, удостоверяющий личность гражданина <данные изъяты>, по которому граждане <данные изъяты> осуществляют выезд из <данные изъяты> и въезд в <данные изъяты>, в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 15.08.1996года № 114-ФЗ, - загранпаспорт гражданина <данные изъяты>.

В графе «для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации, выданной таможенным органом ...., ввезенный ФИО4 автомобиль выпущен для личного пользования иностранным физическим лицом на срок его временного пребывания на таможенной территории Таможенного союза - до 11 марта 2012 года с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Как определено п. 15 «Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем», утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311, срок временного ввоза авто-, мототранспортных средств для личного пользования устанавливается таможенным органом в графе «Для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации.

При этом первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет три месяца.

Порядок продления срока временного ввоза транспортного средства определен п. 17 указанной Инструкции, согласно которой для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования декларант до истечения срока временного ввоза обязан обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы о необходимости продления указанного срока и представить должностному лицу таможенного органа декларацию (для транспортных средств) или иной документ (для авто-, мототранспортных средств), оформленные таможенным органом при временном ввозе такой категории товаров для личного пользования, а также выполнить иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

06 марта 2012года ФИО4 до истечения срока временного ввоза товара, обратился в О... таможенный пост ОТ.. с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, представил копии документов: паспорта гражданина <данные изъяты>; загранпаспорта гражданина <данные изъяты>; свидетельства о регистрации транспортного средства; страхового полиса.

При проверке представленных документов и заявленных сведений таможенным органом установлено отсутствие сведений о временной регистрации заявителя на территории РФ ( составной части территории Таможенного союза), в связи с чем 11 марта 2012 года О... таможенным постом в адрес ФИО4 за направлен запрос о представлении документов, свидетельствующих о постоянном (или временном) пребывании на территории региона деятельности Орского таможенного поста, а также документов, подтверждающих срок временного пребывания заявителя на таможенной территории Таможенного союза в целях получения льготы, предусмотренной статьей 358 ТК ТС.

13 марта 2012 года заявителем в адрес О.. таможенного поста направлен ответ, в котором ФИО4 сообщил, что считает указанные требования необоснованными, поскольку законодатель четко определил перечень необходимых документов и порядок продления срока временного ввоза транспортного средства. При этом сослался на ст. 278 ТК ТС, п. п. 30,31 Постановления правительства РФ № 715 от 27 ноября 2003года, ст. 358 ТК ТС; п. п. 17,18 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров находящимися под таможенным контролем. Запрашиваемые документы ФИО4 не представил.

Таможенный орган повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ вновь направил в адрес ФИО4 запрос о представлении документов, свидетельствующих о постоянном (или временном) проживании на территории региона деятельности О... таможенного поста, в целях подтверждения наличия права декларанта на обращение именно в данный таможенный орган. При этом разъяснил действие ст. 278 ТК ТС ( главы 37 ТК ТС) и требования, которые предусмотрены главой 49 ТК ТС.

19 марта 2012 года декларантом в адрес таможенного органа направлен ответ, согласно которому ФИО4 документы, подтверждающие факт его постоянного ( либо временного) пребывания на территории региона деятельности О... таможенного поста, не представил. А также сообщил, что свободен в выборе места пребывания в силу ст.27 Конституции РФ, ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции прав человека; и в соответствии со ст.6 ТК ТС и ст.12 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 года № 311- ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» у таможенного органа нет полномочий осуществлять контроль за исполнением миграционного законодательства; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В результате чего 20 марта 2012 года в адрес заявителя таможенным органом направлен ответ, согласно которому ему отказано в продлении срока временного ввоза автомобиля, поскольку заявление подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза ( п.п.1 «а» п. 18 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражение факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем»)

Заявитель данный отказ оспаривает в суде.

Статьей 3 ТК ТС установлено, что таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств-членов ТС и решений Комиссии ТС.

Акты законодательства Российской Федерации в области таможенного дела, принятые до начала действия Таможенного кодекса Таможенного союза и до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 года № 715, подлежат применению в части, не противоречащей действующему таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

В силу п. 1 ст. 352 ТК ТС, товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу согласно положений главы 49 ТК ТС, а в части неурегулированной указанной главой,- в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.

Ссылки заявителя на ст.278 ТК ТС суд считает основанными на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку ст.278 расположена в главе 37 ТК ТС( «Таможенная процедура временного ввоза (допуска)», регламентирующей действия в отношении товаров, перемещаемых физическим лицами с коммерческой целью, для торговли.

В данном случае необходимо руководствоваться требованиями главы «Особенности перемещения товаров для личного пользования» ( глава 49 ТК ТС).

Согласно п.4 статьи 354 ТК ТС, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза -Таможенным кодексом Таможенного союза; межправительственным Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 18.06.2010 года (далее по тексту Соглашение от 18.06.2010 года); Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 года № 311.

Следовательно, временный ввоз иностранным физическим лицом товара, в том числе автомобиля, для личного пользования на период своего временного пребывания на таможенной территории Таможенного союза не является таможенной процедурой временного ввоза (допуска) в понятии, предусмотренном ст.ст. 277-284 главы 37 ТК ТС и статьями 274-280 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Поэтому положения статьи 278 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ, предусматривающей установление срока временного ввоза товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, не подлежат применению в отношении товаров для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами, как не подлежащих помещению под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Иностранные физические липа вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств ( ч.2 ст.358 ТК ТС).

Кроме того, Международным договором государств-членов Таможенного союза -межправительственным Соглашением от 18.06.2010 года установлено, что транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами без уплаты таможенных платежей на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год ( п. 22 раздела V Приложения № 3).

Следовательно, законодатель установил условия освобождения ввозимых иностранных транспортных средств от уплаты таможенных платежей и условия их законного нахождения на таможенной территории ТС: регистрационный учет автомобиля в иностранном государстве; ввоз на территорию ТС иностранным физическим лицом и лишь на срок временного пребывания данного иностранного физического лица на территории ТС в пределах максимально возможного срока, предусмотренного статьей 358 ТК ТС.

В силу подп. 9 и 14 п.1 статьи 4 ТК ТС иностранным физическим лицом является лицо, не являющееся лицом государства-члена ТС ( то есть физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в государстве-члене ТС). Следовательно, иностранное физическое лицо при продлении срока временного ввоза иностранного автомобиля должно подтвердить факт своего временного пребывания в РФ на весь период запрашиваемого срока продления временного ввоза.

Согласно ст.2, Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

В силу ст.354 ТК ТС, таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и(или) международным договором государств-членов Таможенного союза. Совершаются данные таможенные операции в таможенном органе государства-члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта товаров.

Согласно ст.ст. 7, 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18.06.2011 года « О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», … таможенные операции, связанные с выпуском транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытии или убытия либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

Продление срока временного ввоза автомобиля, состоящего па учете в иностранном государстве и ввезенного иностранным физическим лицом на срок своего временного пребывания в ТС, в пределах максимального срока является таможенной операцией.

Следовательно, для продления срока временного ввоза указанных транспортных средств для личного пользования декларант, исполняя свою обязанность в порядке, предусмотренном пунктом 17 Инструкции, утвержденной Решением Комиссии ТС от ДД.ММ.ГГГГ, должен подать заявление о продлении срока временного ввоза в таможенный орган, в регионе деятельности которого иностранное физическое лицо временно проживает.

В соответствии с п. 30 Порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2003 N 715, продление срока временного ввоза транспортных средств осуществляется таможенными органами, в регионах деятельности которых физические лица временно пребывают или постоянно проживают.

Как следует из Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ ( в редакции от 03.12.2011 года) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

Заявитель ФИО4 не является лицом, не подлежащим учету по месту пребывания, доказательств иного суду не представлено.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что таможенный орган неправомочен осуществлять контроль за исполнением миграционного законодательства необоснованна, поскольку в данном случае таможенный орган не контролирует исполнение миграционного законодательства, а выясняет наличие документа, предусматривающего факт постоянного или временного проживания либо пребывания на территории Оренбургской области, который необходим для подтверждения права заявителя на обращение именно в ОТ... ( О... таможенный пост) и определения полномочий конкретного таможенного органа.

Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами (в ред. Приказов ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) определены полномочия таможенных органов на совершение действий по продлению срока временного ввоза, в том числе Орский таможенный пост Оренбургской таможни обладает полномочиями по продлению срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, если в регионе его деятельности постоянно (или временно) проживает( пребывает) физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

Поскольку заявителем не представлены сведения о проживании иностранного физического лица в регионе деятельности конкретного таможенного органа, то у О.. таможенного поста отсутствует правомочие по осуществлению таможенной операции, связанной с продлением срока временного ввоза автомобиля, принадлежащего ФИО4.

В соответствии с п. 18 Инструкции, утвержденной Решением Комиссии ТС от ДД.ММ.ГГГГ, Таможенный орган отказывает в продлении срока временного ввоза, в том числе, в случае если заявление о продлении срока временного ввоза подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза.

При отказе в продлении срока временного ввоза должностным лицом таможенного органа в предоставленной декларантом декларации или ином документе и в заявлении вносится запись: «Отказано в продлении в связи с __________» с указанием мотивированных причин отказа и его даты. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица, принявшего решение об отказе в продлении срока временного ввоза.

Как видно из материалов дела, должностным лицом О.. таможенного поста- <данные изъяты> ФИО3 на заявлении декларанта ФИО4 от 06.03.2012года сделана запись «Отказано в продлении в связи с подачей заявления таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза. 20.03.2012 года», то есть, указана мотивированная причина отказа в заявлении, а также в ином документе- письме от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подробно разъяснены причины отказа. Так, в письме указано, что декларант не подтвердил факт постоянного или временного проживания на территории Оренбургской области, тем самым не подтвердив права на обращение именно в ОТ... ( О... таможенный пост), а также разъяснены дальнейшие последствия невывоза товара по истечении установленного срока временного ввоза.

Ответ мотивирован со ссылками на нормы действующего законодательства, дан компетентным должностным лицом таможенного органа, в пределах полномочий, в установленный законом срок.

Поэтому ссылка заявителя о том, что ответ не мотивирован и из него неясно, куда ему нужно обратиться и его дальнейшие действия, не соответствует материалам дела. Кроме того, из переписки таможенного органа и заявителя в период с 06 марта 2012 года по 20 марта 2012 года видно, что таможенный орган неоднократно разъяснял декларанту нормы действующего законодательства.

Доводы заявителя о том, что таможенным органом нарушено его право на свободу выбора места пребывания, созданы препятствия в пользовании личным автомобилем, суд считает основанными на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО4 о признании незаконным решения О... таможенного поста ОТ... об отказе в продлении срока временного ввоза на автомобиль, обязании устранить нарушение прав и свобод, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- 23 апреля 2012 года.

Судья Гук Н.А.