ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-923/17 от 18.09.2017 Киришского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-923/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2017 года г. Кириши

Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,

с участием помощника Киришского городского прокурора Симоненко В.А.,

при секретаре судебного заседания Семёновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа к сайтам,

установил:

Киришский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа к сайтам, ссылаясь на то, что Киришской городской прокуратурой на постоянной основе проводится мониторинг информации, размещённой в сети Интернет, на предмет соблюдения действующего законодательства при её размещении. В результате мониторинга выявлена Интернет-страница по сетевым адресам <адрес>, на которых размещена информация о том, как уклониться от уплаты налогов или снизить их размер посредством приобретения товаров по завышенным ценам за счёт заёмных средств. Вход на указанные сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется, ознакомиться с их содержанием и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь, ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная информация в сети Интернет побуждает налогоплательщиков к уклонению от уплаты обязательных налоговых платежей или снижению их реального размера. Открытый доступ к указанному Интернет-ресурсу создаёт неограниченную возможность его просмотра, что нарушает права неопределённого круга лиц и подрывает основы безопасности государства, а потому прокурор просит признать материалы, размещённые в сети Интернет по сетевым адресам: <адрес>, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации (л.д.1-5).

В судебном заседании участвующий в деле помощник Киришского городского прокурора заявленные требования поддержал.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу надлежащим образом извещено о времени и месте разбирательства дела, представитель в судебное заседание не явился, сообщил о том, что не возражает против требований Киришского городского прокурора и просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.39, 41).

Заслушав объяснения помощника Киришского городского прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 названного кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено и документально подтверждено, что 16.08.2016 в ходе мониторинга Интернет-сайтов на предмет обнаружения нарушений законодательства об информации, информационных технологиях в сети Интернет, выявлены Интернет-сайты, электронный адреса: <адрес>, на которых размещена информация о том, как уклониться от уплаты налогов или снизить их размер посредством приобретения товаров по завышенным ценам за счёт заёмных средств. Вход на указанные сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется, ознакомиться с их содержанием и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь, ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная информация в сети Интернет побуждает налогоплательщиков к уклонению от уплаты обязательных налоговых платежей или снижению их реального размера (л.д.6-7, 8-31, 32).

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьёй 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Статьёй 15 Закона об информации установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Так в силу ч. 6 ст. 10 Закона об информации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.п. 1, 2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет (далее – единый реестр)», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – запрещенная информация).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 № 228.

Пункт 5 Правил определяет, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе вступившее в законную силу, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На момент проверки указатель страницы вышеуказанного сайта, на которых размещена информация о способах уклонения от налогов, в едином реестре отсутствует.

В данном случае невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, поэтому на основании ст.45 ГПК РФ Киришский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Учитывая, что содержащейся на выявленном сайте в сети Интернет информацией о том, как налогоплательщику уклониться от уплаты налогов или снизить их размер, может воспользоваться неограниченный круг лиц, а установить лиц, разместивших указанные информационные материалы в сети Интернет, не предоставляется возможным, суд считает возможным признать избранный прокурором Киришского района Ленинградской области способ защиты прав неопределенного круга лиц обоснованным.

При установленной в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и ограничении доступа к сайтам удовлетворить.

Признать материалы, размещенные в сети Интернет на сетевых адресах: <адрес>, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения сетевого адреса: <адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде через Киришский городской суд Ленинградской области в течение месяца.

Судья